Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности ... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 года N 128-пп)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

Высокое качество жизни и здоровья населения, национальная безопасность могут быть обеспечены только при условии сохранения природных систем и поддержания соответствующего качества окружающей среды. Для этого необходимо формировать и последовательно реализовывать единую государственную политику в сфере экологии, направленную на охрану окружающей среды.

В 2008 году заканчивается реализация социально-экономической целевой программы Архангельской области «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности Архангельской области на 2006-2008 годы», утвержденной областным законом от 21 июня 2006 года N 179-11-ОЗ.

Ожидаемые конечные результаты реализации указанной Программы:

(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 6 октября 2009 года N 89-пп - см. предыдущую редакцию)


(абзац четвертый исключен на основании постановления администрации Архангельской области от 7 апреля 2009 года N 90-па/14 - см. предыдущую редакцию)

уменьшение сброса загрязняющих веществ со сточными водами в водные объекты на 3146 тонн;

увеличение доли населенных пунктов, обеспеченных водой нормального качества, до 78 процентов;

увеличение количества обустроенных мест складирования ТБО на 9 единиц;

предотвращение попадания более 300 тонн особо опасных веществ в окружающую среду;

увеличение количества оборудованных точек контроля особо охраняемых природных территорий на 12 единиц;

повышение уровня экологического просвещения и образования путем проведения 100 мероприятий, направленных на экологическое образование и воспитание, и издания 38 единиц учебно-методических пособий, сборников, книг, брошюр на экологические темы.

Программный метод позволил проводить планомерную комплексную работу по сохранению окружающей среды на территории Архангельской области. При этом экологическая ситуация в Архангельской области остается напряженной.

Кроме того, необходимо отметить, что на основании статьи 7 областного закона от 12 декабря 2007 года N 467-23-ОЗ «Об осуществлении органами государственной власти Архангельской области на территории Ненецкого автономного округа отдельных государственных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации» органы государственной власти Архангельской области осуществляют на территории Ненецкого автономного округа полномочия по организации и осуществлению региональных и межмуниципальных программ и проектов в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности, созданию и обеспечению охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения Ненецкого автономного округа, ведению Красной книги Ненецкого автономного округа. Постановлением Правительства Архангельской области от 18 декабря 2009 года N 200-пп утверждено Положение об агентстве природных ресурсов и экологии Архангельской области, в соответствии с которым агентство природных ресурсов и экологии осуществляет на территории Ненецкого автономного округа полномочия в части ведения Красной книги Ненецкого автономного округа, создания и обеспечения охраны ООПТ регионального значения.

(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 8 июня 2010 года N 164-пп - см. предыдущую редакцию)

Таким образом, в настоящей Программе рассмотрены вопросы экологической ситуации как на территории Архангельской области, так и на территории Ненецкого автономного округа.

Наиболее острыми, социально значимыми остаются следующие проблемы:

1. Обращение с отходами производства и потребления.

Особое место среди экологических проблем Архангельской области занимают проблемы обращения с промышленными и бытовыми отходами. Общий объем образующихся в Архангельской области отходов, по данным на 2006 год, составляет более 10 млн. тонн в год. Ежегодно эта цифра увеличивается почти на 10 процентов. Ежегодно в Архангельской области образуется около 200 тысяч кубометров древесных отходов.

(абзац в редакции постановления Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года N 315-пп - см. предыдущую редакцию)


Основной вклад в образование отходов вносят предприятия по добыче полезных ископаемых, целлюлозно-бумажного производства, деревообработки и производства изделий из дерева.

В общем объеме образующихся отходов преобладают отходы V класса опасности (малоопасные) - от 75 процентов до 92 процентов и IV класса опасности (практически не опасные) - от 6 процентов до 23 процентов. На отходы I - III класса опасности приходится от 1 процента до 2 процентов.

Сравнительный анализ образования ТБО в Архангельской области с предыдущими годами дает основание делать выводы о динамике образования отходов в сторону увеличения. Основная масса бытовых отходов вывозится из городов и поселков городского типа в слабо уплотненном, несортированном состоянии на свалки и полигоны. На территории Архангельской области выявлено более 487 объектов размещения ТБО. Из всего количества объектов размещения ТБО, по данным на 01 января 2008 года, санитарным требованиям отвечает только 21. Шесть мест складирования отходов находятся в водоохранных зонах водных объектов, а 50 - расположены на расстоянии менее чем 500 метров от жилых домов, что является серьезным нарушением санитарно-гигиенических норм. Многие свалки представляют значительную эпидемиологическую опасность, нарушают природный ландшафт и являются источником загрязнения почв, подземных и грунтовых вод, атмосферного воздуха. Из тела свалки постоянно выделяются газообразные продукты распада ТБО - метан, аммиак и др., которые создают экологическую опасность пожаров на свалках. Более половины мест складирования отходов в Архангельской области являются бесхозными и не обслуживаются.

Отсутствие эффективной системы управления отходами, в частности, системы сбора, транспортирования, утилизации, обезвреживания, хранения и захоронения, ведет к их накоплению на территориях организаций, на несанкционированных свалках. При этом отравляются и загрязняются огромные площади плодородных земель, обезображивается ландшафт, разрушается среда обитания живых существ, в том числе человека.

2. Экологическое состояние водных объектов.

Для Архангельской области характерны густая речная сеть, множество озер и болот. Общее количество рек Архангельской области составляет 71776, из них 94 процента относятся к рекам длиной менее 10 км. Главной водной артерией области является река Северная Двина - крупнейшая по площади бассейна река Европейского Севера России, которая дает 70 процентов всего притока речной воды в Белое море.

Современное состояние большинства водных объектов не соответствует действующим экологическим требованиям. Длительное функционирование экологически несовершенных технологий в промышленности и сельском хозяйстве, сброс загрязненных сточных вод, поступление загрязнений рассредоточенным стоком с водосборных территорий привело к повсеместному загрязнению поверхностных водных объектов Архангельской области и ухудшению качества воды в них.

При оценке качества воды поверхностных водоисточников за 2007 год Управлением Роспотребнадзора по Архангельской области установлены отклонения от СанПиН 2.1.5.980-00 «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» по санитарно-химическим и микробиологическим показателям.