Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы Архангельской области «Газификация Архангельской области в 2009-2011 годах» ... (Утратило силу на основании постановления Правительства Архангельской области от 3 апреля 2014 года N 128-пп)

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программными методами

 

Несмотря на принимаемые в последние годы меры, для Архангельской области по-прежнему актуальным остается перевод потребителей на природный газ. В настоящее время им пользуются только предприятия и население городов Котласа, Коряжмы, Вельска, Мирный, пос. Приводино, Савватия, Курцево в Котласском районе, Урдома в Ленском районе, пос. Плесецк, а так же ряд потребителей г. Нарьян-Мара. Для газификации указанных населенных пунктов (кроме г. Нарьян-Мара) участок газопровода-отвода к г.г. Архангельск, Северодвинск и часть системы межпоселковых и распределительных сетей построены и введены в эксплуатацию.

В результате реализации мероприятий социально-экономической целевой программы Архангельской области «Газификация Архангельской области (2005 - 2008 годы)» ожидается достижение следующих результатов:

Завершение строительства линейной части и ГРС газопровода-отвода к г.г. Архангельск, Северодвинск

-

642 км

Ввод в эксплуатацию межпоселковых, распределительных и вводных газопроводов 12 населенных пунктов

-

325,84 км

Ввод в эксплуатацию реконструированных (переведенных на использование природного газа в качестве топлива) и построенных вновь котельных

-

147 шт.

Перевод на использование природного газа внутридомового газового оборудования квартир и индивидуальных домовладений

-

57 138 единиц.


В 2008 году ОАО «Газпром» завершает строительство линейной части газопровода-отвода к г.г. Архангельск, Северодвинск. Ввод в эксплуатацию этого объекта в обязательном порядке должен сопровождаться расходованием сетевого природного газа. Для обеспечения расходования топлива необходимо развивать сеть межпоселковых газопроводов и распределительных газовых сетей, осуществлять своевременную реконструкцию и модернизацию действующего и строительство нового топливопотребляющего оборудования предприятий, в том числе организаций коммунальной энергетики. В этой связи действия ОАО «Газпром», включая его дочерние организации, должны быть жестко синхронизированы с действиями органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, организаций-потребителей природного газа.

Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию в области, особенно в северных районах и Архангельском промышленном узле, обусловлен непрогнозируемым ростом цен на топочный мазут. Так как энергоснабжение является основой многих отраслей экономики и жилищно-коммунального хозяйства, рост затрат на энергоснабжение приводит к ухудшению социально-экономической ситуации в регионе, снижению конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.


Топливный баланс Архангельской области
(учтено потребление топлива на производство
тепловой и электрической энергии)*

Виды топлива  

Потребление в 2007 году  

Потребление в 2011 году (прогноз)  

натурального  

условного, т.у.т.  

%  

натурального  

условного, т.у.т.  

%  

Топочный мазут,
тыс. т

1289

1 766

30,7

200

274

4,7

Каменный уголь,
тыс. т

2564

1 949

33,9

1 500

1 140

19,6

Природный газ,
млн. м(3)

1 197

1 389

24,2

3 200

3 712

63,8

Сжиженный газ,
тыс. т

23

36

0,6

20

31

0,5

Дрова,
тыс. пл. м

(3)

861

195

3,4

1 000

226

3,9

Дизельное топливо, тыс. т

286

415

7,2

300

435

7,5

Итого

-

5 750

100

-

5 818

100

________________

* Без учета потребления топлива в НАО.

Процент топочного мазута (а цена этого вида топлива самая высокая) в топливном балансе Архангельской области повышается скачкообразно и прогнозированию не поддается. Это приводит к следующим негативным явлениям:

прогрессирующему росту тарифов на тепловую и электрическую энергию, покрывающему в основном топливную составляющую и не учитывающему должным образом потребность предприятий энергетики в средствах для развития;

прогрессирующему росту размера компенсации убытков предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию;

росту затрат на энергоснабжение производителей товаров и, как следствие, снижению конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.

Изменение топливного баланса в сторону максимального снижения в нем доли мазута позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в Архангельской области.

В отличие от стоимости топочного мазута тарифы на природный газ регулируются федеральными органами государственной власти. Предельные значения роста тарифов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (с изменениями на 30 октября 2007 года).

Немаловажным фактором при выборе альтернативного по отношению к мазуту вида топлива является экологический аспект выработки тепла и электроэнергии. Природный газ экологически безопасен. При его использовании будут исключены из состава выбросов сажа, зола, диоксид серы - загрязняющие вещества, образующиеся при сжигании традиционных для области видов топлива. Применение природного газа, имеющего бульшую теплоту сгорания по сравнению с углем и древесным топливом, сократит валовое количество используемого топлива, следовательно, сократится и валовое количество выбросов.

К решению задачи газификации Архангельской области необходимо подходить комплексными программными методами ввиду следующих причин:

строительство газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов и распределительных сетей газоснабжения следует выполнять одновременно с подготовкой потребителей к работе на природном газе;

для обеспечения синхронизации ввода в эксплуатацию сетей и оборудования требуется активное участие и взаимодействие органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, организаций - потребителей и организаций - поставщиков природного газа;

необходимость синхронизации усилий всех заинтересованных сторон требует своевременного финансирования мероприятий, жесткой дисциплины при их исполнении в установленные сроки, ответственности за достижение плановых показателей.

Указанные требования и порядок их выполнения логично сгруппировать в форму программы.

(абзац исключен на основании постановления Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года N 305-пп - см. предыдущую редакцию)


Встречающиеся в тексте Программы термины и сокращения: