Несмотря на принимаемые в последние годы меры, для Архангельской области по-прежнему актуальным остается перевод потребителей на природный газ. В настоящее время им пользуются только предприятия и население городов Котласа, Коряжмы, Вельска, Мирный, пос. Приводино, Савватия, Курцево в Котласском районе, Урдома в Ленском районе, пос. Плесецк, а так же ряд потребителей г. Нарьян-Мара. Для газификации указанных населенных пунктов (кроме г. Нарьян-Мара) участок газопровода-отвода к г.г. Архангельск, Северодвинск и часть системы межпоселковых и распределительных сетей построены и введены в эксплуатацию.
В результате реализации мероприятий социально-экономической целевой программы Архангельской области «Газификация Архангельской области (2005 - 2008 годы)» ожидается достижение следующих результатов:
Завершение строительства линейной части и ГРС газопровода-отвода к г.г. Архангельск, Северодвинск | - | 642 км |
Ввод в эксплуатацию межпоселковых, распределительных и вводных газопроводов 12 населенных пунктов | - | 325,84 км |
Ввод в эксплуатацию реконструированных (переведенных на использование природного газа в качестве топлива) и построенных вновь котельных | - | 147 шт. |
Перевод на использование природного газа внутридомового газового оборудования квартир и индивидуальных домовладений | - | 57 138 единиц. |
В 2008 году ОАО «Газпром» завершает строительство линейной части газопровода-отвода к г.г. Архангельск, Северодвинск. Ввод в эксплуатацию этого объекта в обязательном порядке должен сопровождаться расходованием сетевого природного газа. Для обеспечения расходования топлива необходимо развивать сеть межпоселковых газопроводов и распределительных газовых сетей, осуществлять своевременную реконструкцию и модернизацию действующего и строительство нового топливопотребляющего оборудования предприятий, в том числе организаций коммунальной энергетики. В этой связи действия ОАО «Газпром», включая его дочерние организации, должны быть жестко синхронизированы с действиями органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, организаций-потребителей природного газа.
Рост тарифов на тепловую и электрическую энергию в области, особенно в северных районах и Архангельском промышленном узле, обусловлен непрогнозируемым ростом цен на топочный мазут. Так как энергоснабжение является основой многих отраслей экономики и жилищно-коммунального хозяйства, рост затрат на энергоснабжение приводит к ухудшению социально-экономической ситуации в регионе, снижению конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.
Топливный баланс Архангельской области
(учтено потребление топлива на производство
тепловой и электрической энергии)*
Виды топлива | Потребление в 2007 году | Потребление в 2011 году (прогноз) | ||||
натурального | условного, т.у.т. | % | натурального | условного, т.у.т. | % | |
Топочный мазут, | 1289 | 1 766 | 30,7 | 200 | 274 | 4,7 |
Каменный уголь, | 2564 | 1 949 | 33,9 | 1 500 | 1 140 | 19,6 |
Природный газ, | 1 197 | 1 389 | 24,2 | 3 200 | 3 712 | 63,8 |
Сжиженный газ, | 23 | 36 | 0,6 | 20 | 31 | 0,5 |
Дрова, | (3) 861 | 195 | 3,4 | 1 000 | 226 | 3,9 |
Дизельное топливо, тыс. т | 286 | 415 | 7,2 | 300 | 435 | 7,5 |
Итого | - | 5 750 | 100 | - | 5 818 | 100 |
________________
* Без учета потребления топлива в НАО.
Процент топочного мазута (а цена этого вида топлива самая высокая) в топливном балансе Архангельской области повышается скачкообразно и прогнозированию не поддается. Это приводит к следующим негативным явлениям:
прогрессирующему росту тарифов на тепловую и электрическую энергию, покрывающему в основном топливную составляющую и не учитывающему должным образом потребность предприятий энергетики в средствах для развития;
прогрессирующему росту размера компенсации убытков предприятий, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на тепловую и электрическую энергию;
росту затрат на энергоснабжение производителей товаров и, как следствие, снижению конкурентоспособности продукции промышленных предприятий.
Изменение топливного баланса в сторону максимального снижения в нем доли мазута позволит улучшить социально-экономическую ситуацию в Архангельской области.
В отличие от стоимости топочного мазута тарифы на природный газ регулируются федеральными органами государственной власти. Предельные значения роста тарифов определены постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 года N 1021 «О государственном регулировании цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации» (с изменениями на 30 октября 2007 года).
Немаловажным фактором при выборе альтернативного по отношению к мазуту вида топлива является экологический аспект выработки тепла и электроэнергии. Природный газ экологически безопасен. При его использовании будут исключены из состава выбросов сажа, зола, диоксид серы - загрязняющие вещества, образующиеся при сжигании традиционных для области видов топлива. Применение природного газа, имеющего бульшую теплоту сгорания по сравнению с углем и древесным топливом, сократит валовое количество используемого топлива, следовательно, сократится и валовое количество выбросов.
К решению задачи газификации Архангельской области необходимо подходить комплексными программными методами ввиду следующих причин:
строительство газопроводов-отводов, межпоселковых газопроводов и распределительных сетей газоснабжения следует выполнять одновременно с подготовкой потребителей к работе на природном газе;
для обеспечения синхронизации ввода в эксплуатацию сетей и оборудования требуется активное участие и взаимодействие органов государственной власти Архангельской области, органов местного самоуправления, организаций - потребителей и организаций - поставщиков природного газа;
необходимость синхронизации усилий всех заинтересованных сторон требует своевременного финансирования мероприятий, жесткой дисциплины при их исполнении в установленные сроки, ответственности за достижение плановых показателей.
Указанные требования и порядок их выполнения логично сгруппировать в форму программы.
(абзац исключен на основании постановления Правительства Архангельской области от 19 октября 2010 года N 305-пп - см. предыдущую редакцию)
Встречающиеся в тексте Программы термины и сокращения: