Недействующий


АРХАНГЕЛЬСКОЕ ОБЛАСТНОЕ СОБРАНИЕ ДЕПУТАТОВ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О социально-экономической целевой программе Архангельской области
«Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008 - 2010 годы»

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании областного закона
от 15 апреля 2009 года N 4-2-ОЗ

____________________________________________________________________


Статья 1.

Утвердить социально-экономическую целевую программу Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008 - 2010 годы» согласно приложению к настоящему закону.

Статья 2.

Органу управления финансами Архангельской области предусматривать средства для реализации социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008 - 2010 годы» в проектах областных законов об областном бюджете на очередной финансовый год.

Статья 3.

Настоящий закон вступает в силу с 1 января 2008 года.          



  Глава администрации области
Н.И. Киселев

     
     г. Архангельск
     1 ноября 2007 г.
     N 444-21-ОЗ


Приложение
к областному закону
от 1 ноября 2007 года N 444-21-ОЗ



СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
Архангельской области «Развитие здравоохранения
в Архангельской области на 2008 - 2010 годы»


Паспорт
социально-экономической целевой программы Архангельской области
 «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008 - 2010 годы»

Наименование программы

-

социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008 - 2010 годы» (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

-


-

поручение Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 октября 2005 года (ПР-1754ГС от 24 октября 2005 года);
распоряжение администрации Архангельской области от 22 февраля 2007 года N 10-ра «О разработке проекта социально-экономической целевой программы Архангельской области «Развитие здравоохранения Архангельской области на 2008 - 2010 годы»

Государственный заказчик Программы

-

департамент здравоохранения Архангельской области (далее - департамент здравоохранения)

Разработчик Программы

-

департамент здравоохранения

Цели Программы

-

-

повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению Архангельской области;
повышение эффективности функционирования системы здравоохранения в Архангельской области

Задачи Программы

-


-


-

повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области;
повышение качества и доступности оказания экстренной, скорой, санитарно-авиационной медицинской помощи населению Архангельской области;
повышение эффективности формирования и использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения в Архангельской области

Срок и
этапы реализации
Программы

-

2008 - 2010 годы. Программа реализуется в один этап

Перечень подпрограмм

-


-


-

«Повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области»;
«Повышение качества и доступности оказания экстренной, скорой, санитарно-авиационной медицинской помощи населению Архангельской области»;
«Повышение эффективности формирования и использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения в Архангельской области»

Исполнители Программы

-
-

-

департамент здравоохранения;
органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Архангельской области;
организации, определяемые в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд (далее - организации-исполнители)

Объемы и источники финансирования Программы

-

-
-

общий объем финансирования Программы составляет 59257 тысяч рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 56322 тысячи рублей;
средства местных бюджетов - 2935 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы

-


-

-


-



-

-

-

-

-

-
-

повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению Архангельской области, в том числе в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области;
обеспечение фельдшерско-акушерских пунктов в муниципальных образованиях Архангельской области медицинским оборудованием;
повышение уровня обеспеченности и укомплектованности медицинских учреждений в Архангельской области врачебными кадрами до 93,3 %, средними медицинскими работниками до 98,5 %;
обучение 150 средних медицинских работников, 36 специалистов, работающих в медицинских учреждениях с телемедицинским оборудованием, в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области;
обеспечение медицинским оборудованием 34 бригад скорой медицинской помощи;
обучение оказанию первой медицинской помощи сотрудников оперативных служб до 400 человек в год;
снижение предотвратимых потерь здоровья населения от причин, управляемых медицинскими методами, при чрезвычайных ситуациях;
уменьшение уровня инвалидизации, числа осложнений и летальных исходов у пострадавших при чрезвычайных ситуациях;
повышение структурной эффективности системы здравоохранения в Архангельской области;
повышение престижа профессии врача;
ежегодное целевое обучение на компенсационной основе 64 студентов на лечебном, педиатрическом и стоматологическом факультетах высших учебных заведений

Система организации контроля за исполнением
Программы

контроль за реализацией Программы осуществляется департаментом здравоохранения и Архангельским областным Собранием депутатов


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее
решения программными методами

1.1. Общая характеристика проблемы

Социально-экономическая целевая программа Архангельской области «Развитие здравоохранения в Архангельской области на 2008 - 2010 годы» разработана во исполнение поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации от 11 октября 2005 года (ПР-1754ГС от 24 октября 2005 года) в целях повышения доступности и качества оказания медицинской помощи населению Архангельской области, предупреждения тяжелых осложнений и последствий транспортных происшествий, повышения уровня укомплектованности врачебными кадрами медицинских учреждений в Архангельской области.

Улучшение экономической ситуации в Архангельской области позволяет обратить внимание на накопившиеся проблемы здравоохранения, решение которых требует привлечения дополнительных ресурсов.

Среди острых проблем здравоохранения можно отметить:

- дефицит врачебных кадров и средних медицинских работников, особенно в сельской местности в Архангельской области;

- несоответствие установленным стандартам материально-технической базы медицинских учреждений в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области и, как следствие, невозможность получения лицензий медицинскими учреждениями для осуществления соответствующих видов медицинской деятельности;

- оказание экстренной, скорой, санитарно-авиационной медицинской помощи населению Архангельской области.

Кроме того, доступность оказания медицинской помощи населению сельской местности в Архангельской области ограничивается отсутствием развитой транспортной сети в сельской местности.

Направление бюджетных средств на решение проблем здравоохранения в целях наиболее эффективного их использования обеспечивается с помощью программно-целевого планирования, так как разработка программ осуществляется на основе комплексного подхода к анализу существующих проблем и их решению. Программа определяет стратегию государственной политики в сфере здравоохранения на территории Архангельской области и служит организационной основой для дальнейшей реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации.     

1.2. Проблема оказания медицинской помощи населению в сельской местности
и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области

Медицинская помощь населению Архангельской области оказывается специалистами фельдшерско-акушерских пунктов, врачебных амбулаторий, участковых, центральных районных и городских больниц, а также врачами специализированных медицинских учреждений.

На территории Архангельской области функционирует 543 фельдшерско-акушерских пункта в качестве структурных подразделений муниципальных учреждений здравоохранения, при этом 100 из них имеют лицензию и соответствуют стандартам оснащения.

Недостаточное финансирование муниципальных учреждений здравоохранения за счет средств местных бюджетов не позволяет в полном объеме осуществить оснащение их медицинским оборудованием, провести процедуру лицензирования медицинской деятельности, что, в свою очередь, может повлечь закрытие медицинских учреждений и создаст сложности в получении медицинской помощи населением сельских населенных пунктов, зачастую расположенных за сотни километров от более крупных лечебно-профилактических учреждений.

Данная проблема требует решения программно-целевым методом и финансирования расходов на оснащение фельдшерско-акушерских пунктов медицинским оборудованием за счет средств областного бюджета. За счет средств местных бюджетов муниципальных районов Архангельской области может быть обеспечено укрепление материально-технической базы фельдшерско-акушерских пунктов, включая капитальный ремонт зданий и помещений.

Кроме несоответствия установленным требованиям оснащения медицинским оборудованием медицинских учреждений при лицензировании медицинской деятельности существует проблема постдипломной подготовки медицинских кадров.

В Архангельской области работают более 14 тысяч средних медицинских работников, каждый из которых должен в течение пяти лет пройти повышение квалификации. Возможности образовательных учреждений по постдипломной подготовке средних медицинских работников позволяют ежегодно обучать около 2700 человек при потребности около 2900. Средняя стоимость обучения одного медицинского специалиста в месяц составляет около четырех тысяч рублей. При реализации мероприятий программно-целевым методом число обученных специалистов ежегодно будет увеличиваться на 50 человек.

Широкое внедрение телемедицинских технологий требует наличия навыков их использования у большинства медицинских специалистов. В рамках реализации программы может быть также решена проблема обучения специалистов, работающих в медицинских учреждениях с телемедицинским оборудованием.

В связи с неуклонным старением населения Архангельской области наиболее важными становятся интеграция медицинской и социальной помощи, создание новой модели лечебно-профилактического учреждения - медико-социального центра. Такая форма обеспечения населения старших возрастов медико-социальной помощью широко распространена в мировой практике.

Создание пилотной модели медико-социального центра в Архангельской области будет способствовать оказанию помощи в социальной адаптации пожилых людей, приобретению ими навыков поддержания своего здоровья для продления продолжительности жизни и увеличения сроков проживания без посторонней помощи. В рамках реализации Программы пилотная модель медико-социального центра будет реализована на базе медицинского учреждения в сельской местности, функционирующего как больница сестринского ухода.      

1.3. Проблемы оказания экстренной, скорой, санитарно-авиационной
 медицинской помощи населению Архангельской области


Одной из основных задач здравоохранения является обеспечение доступности и качества оказания медицинской помощи специалистами скорой помощи.

На фоне отмечающегося роста числа и тяжести техногенных аварий и катастроф со значительными медико-санитарными потерями, увеличения числа дорожно-транспортных происшествий, необходимости сокращения медико-санитарных потерь, последствий травм и заболеваний данная проблема становится первоочередной.

Медицинское оборудование станций и отделений скорой медицинской помощи в муниципальных учреждениях здравоохранения в Архангельской области остается крайне изношенным. Несмотря на реализацию национального проекта «Здоровье», потребность медицинских учреждений в оборудовании остается высокой. Финансирование станций и отделений скорой медицинской помощи за счет средств местных бюджетов может обеспечить приобретение только половины необходимого медицинского оборудования.

Таким образом, проблема оснащения медицинским оборудованием станций и отделений скорой медицинской помощи требует решения программно-целевым методом и софинансирования расходов за счет средств областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области.

Государственное учреждение здравоохранения «Архангельский областной центр медицины катастроф» является координатором оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, эвакуации пострадавших.

Создание филиалов государственного учреждения здравоохранения «Архангельский областной центр медицины катастроф» на базе лечебно-профилактических учреждений, расположенных на федеральной трассе М8 (рабочий поселок Двинской Березник, город Вельск), а также в городе Котласе как крупном транспортном узле, оснащение бригад скорой медицинской помощи медицинским оборудованием позволят в значительной степени сократить медико-санитарные потери, снизить уровень инвалидизации и смертности населения Архангельской области от указанных причин.

Взаимодействие различных ведомств и служб в вопросах предупреждения последствий дорожно-транспортных происшествий может быть отработано при проведении специальных учений и конференции.

Создание в Архангельской области единого донорского центра мониторинга управления запасами крови, ее компонентов и препаратов позволит четко планировать и регулировать объемы заготавливаемой крови и ее компонентов, обеспечивая достаточное количество и оптимизацию их использования, сформировать необходимые запасы кровепродукции на случай возникновения чрезвычайных ситуаций, иметь возможность оперативного управления запасами крови.      

1.4. Проблема формирования и использования кадровых ресурсов
в системе здравоохранения в Архангельской области


Серьезной проблемой здравоохранения является кадровый дефицит медицинских учреждений. В первичном звене и экстренных медицинских службах он достиг опасной черты. В сельской местности часть участковых больниц и амбулаторий долгое время функционирует без врачебного персонала.

Решение этой задачи требует принятия мер по укомплектованию врачебными кадрами медицинских учреждений в Архангельской области, повышению престижа профессии врача.

В Архангельской области в соответствии с трехсторонним соглашением администрации Архангельской области, Северного государственного медицинского университета, департамента здравоохранения Архангельской области от 25 июня 1996 года N 1/10-252 более десяти лет существует практика обучения на компенсационной основе молодых специалистов в Северном государственном медицинском университете для укомплектования врачебными кадрами медицинских учреждений в сельской местности в Архангельской области. Ежегодно на различных курсах и факультетах Северного государственного медицинского университета обучаются 64 студента на компенсационной основе. По завершении обучения 8 - 12 молодых специалистов приступают к работе в медицинских учреждениях в сельской местности. Средний срок работы молодых специалистов в медицинских учреждениях в сельской местности составляет три года. В настоящее время в сельской местности работают 52 врача, получивших образование на компенсационной основе в Северном государственном медицинском университете.

В целях повышения престижа профессии врача, поощрения лучших медицинских работников в Архангельской области каждый год департамент здравоохранения проводит областной конкурс «Лучший врач года» по 20 номинациям.

2. Цели, задачи, срок и этапы реализации Программы


Основными целями Программы являются повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению Архангельской области, повышение эффективности функционирования системы здравоохранения в Архангельской области.

Достижение указанных целей обеспечивается решением следующих задач:

- повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области;

- повышение качества и доступности оказания экстренной, скорой, санитарно-авиационной медицинской помощи населению Архангельской области;

- повышение эффективности формирования и использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения в Архангельской области.

Реализация Программы предусмотрена на период с 2008 по 2010 год и осуществляется в один этап.

3. Ресурсное обеспечение Программы


Финансирование программных мероприятий осуществляется за счет средств областного бюджета и местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области.

Общий объем финансирования Программы составляет 59257 тысяч рублей, в том числе за счет средств областного бюджета 56322 тысячи рублей и 2935 тысяч рублей за счет местных бюджетов муниципальных образований Архангельской области.


Распределение объемов финансирования Программы по источникам,
направлениям расходования средств и по годам

(тыс. руб.)

N

Наименование

Всего

2008 год

2009 год

2010 год

п/п

подпрограммы

Всего

Област- ной бюджет

Мест- ные бюд- жеты

Всего

Област- ной бюджет

Мест- ные бюд- жеты

Всего

Област- ной бюджет

Мест- ные бюд- жеты

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

Повышение качества и доступности оказания медицинской помощи населению в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) в Архангельской области

29781,0

9275,0

9275,0

-

9887,0

9887,0

-

10637,0

10637,0

-

2

Повышение качества и доступности оказания экстренной, скорой, санитарно-авиационной медицинской помощи населению Архангельской области

13420,0

4822,0

3786,0

1036,0

4126,0

3263,0

863,0

4472,0

3436,0

1036,0

3

Повышение эффективности формирования и использования кадровых ресурсов в системе здравоохранения в Архангельской области

16056,0

5064,0

5064,0

-

5352,0

5352,0

-

5640,0

5640,0

-

4

Итого по Программе

59257,0

19143,0

18107,0

1036,0

19365,0

18502,0

863,0

20749,0

19713,0

1036,0

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»