Увеличение числа чрезвычайных ситуаций является глобальной проблемой.
В России эта проблема усугубляется увеличивающимся износом основных производственных фондов, падением производственной дисциплины, снижением квалификации обслуживающего персонала, стремлением значительной части хозяйствующих субъектов получить максимальную прибыль без обеспечения надлежащей безопасности производства.
По данным Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, на территории России в последние 15 лет количество чрезвычайных ситуаций каждый год возрастает в среднем на 5,5 % .
Такая ситуация характерна и для Архангельской области. За последние пять лет в области произошло 146 чрезвычайных ситуаций, из них 128 чрезвычайных ситуаций техногенного характера и 18 чрезвычайных ситуаций природного характера. В результате чрезвычайных ситуаций погибли 311 и пострадали 756 человек, материальный ущерб составил более 180 млн. рублей.
На территории Архангельской области функционируют 174 потенциально опасных объекта, в том числе:
- 10 радиационно опасных объектов, на которых накоплено значительное количество жидких и твердых радиоактивных отходов из-за отсутствия мест их захоронения и специализированных организаций, занимающихся их переработкой;
- 62 химически опасных объекта, использующих в среднем в год 1440 тонн аварийно химически опасных веществ, таких как хлор, аммиак, сернистый ангидрид. Технологическое оборудование на большинстве химически опасных объектов устарело, нарушаются правила складирования аварийно химически опасных веществ, склады не оснащены автоматическими системами контроля, предупреждения и ликвидации возможных аварий и инцидентов.
Состояние потенциально опасных объектов экономики создает высокий риск техногенных чрезвычайных ситуаций. При этом только 76 % потенциально опасных объектов имеют дежурно-диспетчерские службы. Ни на одном из них не создана локальная система оповещения, позволяющая оповестить работников и проживающее вблизи население.
На 83 % пожароопасных объектов и на 81 % взрывопожароопасных объектов отсутствуют системы аварийного контроля.
Замены требуют до 40 % теплосетей, до 60 % сетей водоснабжения и канализации, до 30 % сетей электроснабжения. Частые аварии на объектах жилищно-коммунального хозяйства вызывают социальную напряженность среди населения Архангельской области.
Выбросы опасных веществ организаций в окружающую среду приводят к экологическим проблемам. Наиболее характерным для Архангельской области является загрязнение атмосферного воздуха специфическими вредными примесями, поступающими от объектов целлюлозно-бумажной промышленности.
Качество воды в большинстве населенных пунктов не отвечает нормативным требованиям. Повышенный уровень загрязнения вод отмечается в устьевых участках рек Северной Двины и Вычегды.
Федеральные и областные государственные учреждения сети наблюдения и лабораторного контроля имеют недостаточно оснащенную лабораторную базу, которая не позволяет оперативно производить мониторинг окружающей среды. По отдельным показателям такие учреждения не в состоянии осуществлять его из-за отсутствия соответствующего оборудования.
За период с 1992 по 2002 год в Архангельской области ликвидировано 65 пожарных частей ведомственной пожарной охраны общей численностью личного состава 2021 человек. В результате значительно возросла нагрузка на личный состав подразделений государственной противопожарной службы, увеличились радиус выезда пожарных автомобилей, время прибытия к месту вызова и, соответственно, размеры последствий от пожаров. В последние пять лет количество пожаров не сокращается и достигает в среднем 2550 пожаров в год. Растут число погибших на пожарах и размеры материального ущерба. Так, если в январе 2005 года в огне погибли 24 человека, то в январе 2006 года 43 человека (на 79 % больше). Значительно возросло количество крупных пожаров и пожаров с групповой гибелью людей.
Газодымозащитная служба, без которой невозможно эффективно вести спасение людей и имущества в непригодной для дыхания среде, сегодня имеется лишь в 14 из 62 пожарных подразделений государственной противопожарной службы области.
Для спасения людей в многоэтажных зданиях на вооружении пожарных подразделений в городах и районах области имеются всего 4 автолестницы из 15 положенных по нормативам.
С учетом существующей угрозы безопасности населения необходимо принять меры по созданию аварийно-спасательных служб в городских округах и поселениях Архангельской области. В настоящее время они созданы только в городах Северодвинске, Котласе, Мирном и Коряжме.
Решение этой проблемы возможно в рамках отдельных целевых программ муниципальных районов. До их принятия необходимо провести работу по передаче поселениями в установленном порядке соответствующих полномочий муниципальным районам Архангельской области. Это позволит сконцентрировать финансовые средства на создании аварийно-спасательных служб в интересах всех поселений, входящих в состав муниципальных районов Архангельской области.
Требуется повысить готовность к действиям в чрезвычайных ситуациях и уже созданных аварийно-спасательных служб. Настоящей Программой предусматривается оснащение их современным эффективным оборудованием, которое не представляется возможным закупить за счет текущего финансирования из-за его высокой стоимости.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (далее - РСЧС) органами повседневного управления территориальных подсистем РСЧС являются дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных федеральных органов исполнительной власти.
В настоящее время в Архангельской области оперативное реагирование в чрезвычайных ситуациях осуществляют несколько оперативно-дежурных служб Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области и управления государственной противопожарной службы и гражданской защиты, находящиеся в разных местах. Функции служб частично дублируют друг друга. При этом время на принятие управленческих решений зачастую неоправданно увеличивается.
Создание единого центра управления в кризисных ситуациях Архангельской области (далее - ЦУКС) и его современное техническое оснащение на базе оперативно-дежурной службы, находящейся по адресу: г. Архангельск, ул. Свободы, д. 27, позволят организовать единую вертикаль приема и передачи информации при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также своевременное принятие мер по их ликвидации.
Объединение (перенос) всех оперативно-дежурных служб в ЦУКС явится основой для перехода с 2008 года на единый общеевропейский телефонный номер службы спасения «112» и поэтапного интегрирования областного ЦУКС в информационно-коммуникационную систему создаваемого Национального центра управления в кризисных ситуациях.
Результаты предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций всецело зависят от степени подготовленности руководителей всех уровней, спасателей, населения к действиям в чрезвычайных ситуациях. В Архангельской области отсутствует собственная учебная база для подготовки и повышения квалификации спасателей. Учебная база областного учебно-методического центра не совершенствуется из-за отсутствия средств, что отрицательно сказывается на качестве подготовки руководящего и командно-начальствующего состава. Из 7 городских округов и 19 муниципальных районов Архангельской области только в муниципальных образованиях «Котлас» и «Северодвинск» функционируют филиалы учебно-методического центра. В остальных муниципальных образованиях Архангельской области обучение практически не ведется.
Для решения большинства из перечисленных проблем требуются время и дополнительные финансовые средства.
Сущность проблемы состоит в том, что в непростых экономических условиях необходимо повысить уровень безопасности населения и защищенности особо важных объектов. Это возможно сделать путем уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, обеспечив заблаговременное выявление источников их возникновения и оперативное принятие мер по их устранению.
Данная проблема может быть решена только на основе последовательного выполнения целевых программных мероприятий путем координации и сосредоточения организационных усилий и финансовых средств Российской Федерации, Архангельской области и муниципальных образований.