(с изменениями на 27 января 2022 года)
(в ред. постановления Администрации Архангельской области от 05.05.2009 N 128-па/18, постановлений Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп, от 20.03.2012 N 96-пп, от 01.12.2020 N 801-пп, от 27.01.2022 N 35-пп)
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", в целях своевременного выявления причин возникновения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, выработки рекомендаций по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, смягчению их социально-экономических последствий администрация Архангельской области постановляет:
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 27.01.2022 N 35-пп)
Утвердить прилагаемое Положение о территориальной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Архангельской области.
Исполняющий обязанности
главы администрации
В.А.ВОЙКОВ
ПОЛОЖЕНИЕ О ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ МОНИТОРИНГА, ЛАБОРАТОРНОГО КОНТРОЛЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. постановления Администрации Архангельской области от 05.05.2009 N 128-па/18, постановлений Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп, от 20.03.2012 N 96-пп, от 01.12.2020 N 801-пп, от 27.01.2022 N 35-пп)
1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 года N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (с изменениями от 27 мая 2005 года N 335), Приказом МЧС России от 20 сентября 2005 года N 696 "Об утверждении Положения о функциональной подсистеме мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", определяет назначение, основные задачи, организационное построение и порядок функционирования территориальной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Архангельской области (далее - территориальная подсистема МПЧС области).
2. Территориальная подсистема МПЧС области организационно входит в состав функциональной подсистемы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
3. Территориальная подсистема МПЧС области объединяет органы управления, силы и средства территориальных федеральных исполнительных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти Архангельской области, организаций, расположенных на территории области, в функции которых входят вопросы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (перечень организаций, входящих в территориальную систему мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций Архангельской области, приведен в Приложении к настоящему Положению).
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
4. Территориальная подсистема МПЧС области предназначена:
для организации и проведения работ по заблаговременному выявлению источников чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Архангельской области (далее - чрезвычайные ситуации);
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
для определения возможных масштабов чрезвычайных ситуаций и характера их развития;
для выяснения причин возникновения чрезвычайных ситуаций;
для выработки рекомендаций исполнительным органам государственной власти Архангельской области, органам местного самоуправления и организациям по предупреждению, предотвращению, локализации чрезвычайных ситуаций и смягчению их последствий.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
5. Основными задачами территориальной подсистемы МПЧС области являются:
организация и проведение на территории Архангельской области мероприятий по мониторингу, лабораторному контролю и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
оперативный сбор, обработка и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций;
прогнозирование возникновения чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оперативной фактической и прогностической информации, поступающей от ведомственных и других служб наблюдения за состоянием окружающей среды, за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях;
(в ред. постановления Администрации Архангельской области от 05.05.2009 N 128-па/18)
лабораторный контроль, проводимый с целью обнаружения и индикации радиоактивного, химического, биологического (бактериологического) заражения (загрязнения) объектов окружающей среды, продовольствия, питьевой воды, пищевого и фуражного сырья;
координация деятельности, контроль, организационное и методическое обеспечение сети наблюдения и лабораторного контроля;
разработка мер и оценка эффективности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций;
информационное обеспечение управления и контроля в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций;
создание банка данных по источникам чрезвычайных ситуаций и других информационных продуктов;
обеспечение готовности сил и средств, предназначенных для осуществления мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;
оперативный контроль за ходом работ по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
6. Территориальная подсистема МПЧС области включает в себя:
территориальный центр мониторинга, прогнозирования и лабораторного контроля Архангельской области (далее - территориальный центр МПЧС области);
территориальные федеральные органы исполнительной власти;
исполнительные органы государственной власти Архангельской области;
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
организации, в функции которых входят вопросы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (далее - организации).
7. Организационное руководство деятельностью территориальной подсистемы МПЧС области осуществляется Главным управлением МЧС России по Архангельской области во взаимодействии с агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
8. Методическое руководство и координацию деятельности территориальной подсистемы МПЧС Архангельской области осуществляет территориальный центр МПЧС области.
9. Территориальный центр МПЧС области осуществляет оперативный сбор, обработку и анализ информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций, готовит и представляет органам управления территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций информацию по предупреждению возможных чрезвычайных ситуаций.
10. Задачи, состав и порядок функционирования территориального центра МПЧС области определяется Положением о центре, которое утверждается Главным управлением МЧС России по Архангельской области по согласованию с агентством государственной противопожарной службы и гражданской защиты Архангельской области.
(в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
11. Организации, входящие в состав территориальной подсистемы МПЧС области, осуществляют функции по выполнению мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством, положениями (уставами) о них, а также настоящим Положением.
12. Порядок сбора, обработки и представления информации в территориальный центр МПЧС области определяется постановлением Правительства Архангельской области.
(п. 12 в ред. постановления Правительства Архангельской области от 22.06.2010 N 178-пп)
13. Взаимодействие территориальных федеральных органов исполнительной власти, организаций, входящих в территориальную подсистему МПЧС области, и территориального центра МПЧС области может быть организовано на основе заключения соглашений о порядке обмена соответствующей информацией или о представлении дополнительной информации по направлениям.
14. Функционирование территориальной подсистемы МПЧС области, в зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации, осуществляется в одном из трех режимов: в режиме повседневной деятельности, в режиме повышенной готовности и в режиме чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности характеризуется нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической, гидрометеорологической обстановкой при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий, а также отсутствием прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации.
Режим повышенной готовности характеризуется ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, наличием прогнозных данных о возникновении чрезвычайной ситуации.
Режим чрезвычайной ситуации характеризуется ухудшением производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки до уровня чрезвычайной ситуации.