Недействующий

Об утверждении областной целевой программы «Развитие туризма в Архангельской области на 2004-2006 годы» (Утр. силу на основании постановления Главы администрации области от 25 ноября 2005 года N 206)


1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами

   

Областная целевая программа "Развитие туризма в Архангельской области на 2004-2006 годы" разработана с учетом Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства России от 11 июля 2002 года N 954-р, закона «О туризме», принятого областным Собранием депутатов 07.07.1999 N 149-23-ОЗ, и направлена на создание правовой, организационной и экономической основы для формирования современного и высокоэффективного туристского комплекса в регионе.

Настоящая Программа разработана взамен отраслевой подпрограммы «Развитие туризма в Архангельской области на 2001-2005 годы» Программы социально-экономического развития области до 2005 года с целью обеспечения гарантированного финансирования бюджетными ассигнованиями программных мероприятий и является попыткой соединить стратегии Минэкономразвития России и администрации Архангельской области и найти новые возможности развития сферы туризма на векторе «центр-регион» программными методами.

Духовно-исторические ценности Архангельской области, ее рекреационные ресурсы и природные богатства составляют особый ресурсный потенциал, который делает область необычайно перспективной территорией для развития въездного туризма. Базируясь на этом потенциале, туризм может стать одной из ведущих отраслей специализации, решая не только социальные, но и экономические задачи.

Однако в условиях жесткого дефицита средств, не имея государственной поддержки, туристский комплекс области не может обеспечить значительный вклад в развитие территории.

Анализ современного состояния туристского рынка Архангельской области указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными сдерживающими факторами являются: отсутствие государственной поддержки развития отрасли бюджетными ассигнованиями, неразвитая инфраструктура, несоответствие цены качеству услуг, отсутствие благоприятных условий для инвестиций в туристскую отрасль.

Вместе с тем результаты работы субъектов туристской деятельности в 2001-2002 годах свидетельствуют об устойчивом спросе на региональный туристский продукт.

Основные показатели развития сферы туризма Архангельской области в 2002 году: обслужено туристов - 105,3 тыс. чел., объем реализованных услуг - 101,9 млн. руб., налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 15,4 млн. руб., привлечено средств внебюджетных источников на развитие материально-технической базы сферы туризма - 15,0 млн. руб.

Ежегодный рост по всем основным показателям развития отрасли составляет 15-20% к уровню предыдущего года.

При доминирующей роли культурно-познавательного туризма динамично развиваются другие его виды: экологический, приключенческий, сельский, событийный.

Изменились и качественные характеристики туристского потока. Более 60 % туристов, посетивших область, - россияне среднего достатка, 12 % - иностранные туристы. Реализация крупных общественно-политических и социокультурных акций в Архангельске, Каргополе, Вельске, Котласе стимулировали развитие событийного туризма на самоуправляющихся территориях. Стабильно возрастает туристский поток на Соловецкие острова, в Кенозерский национальный парк, Каргопольский и Пинежский районы. Вместе с тем богатейший туристский потенциал Красноборского, Котласского, Мезенского, Онежского районов области используется недостаточно эффективно. Основным сдерживающим фактором развития туристского рынка области является слабая инфраструктура и материально-техническая база. Плохие дороги, отсутствие комфортабельного автотранспорта и морских судов круизного класса, слабо развитая сфера гостеприимства не способствуют вовлечению самоуправляющихся территорий в орбиту туристских взаимосвязей. Особого внимания требует задача формирования современной маркетинговой стратегии продвижения регионального туристского продукта на российский и международный рынок и имиджа Архангельской области как территории привлекательной для инвесторов и туристов. Местные туристские фирмы и агентства слишком слабы и малочисленны, чтобы самостоятельно заполнить информационный вакуум.

Выделение ежегодных бюджетных ассигнований на информационную поддержку сферы туризма обеспечит государственное участие в формировании и реализации современной маркетинговой стратегии.

Формирование регионального пакета инвестиционных предложений с учетом интересов всех сопряженных с туризмом отраслей, активное использование основных экономических регуляторов в инвестиционной, кредитной, налоговой сферах позволят привлечь инвестиции в сферу туризма и стимулировать интеграцию местных сообществ в туристский рынок.

В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны органов государственной власти будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных и материальных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития региона.