__________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Главы
администрации области от 25 ноября 2005 года N 206
__________________________________________________
В целях определения приоритетных направлений политики в сфере туризма Архангельской области, руководствуясь распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 954-р «О Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года»,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие туризма в Архангельской области на 2004-2006 годы» (далее именуется -Программа).
2. Утвердить государственным заказчиком Программы комитет по международным связям и развитию туризма администрации области.
3. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить Программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
4. Департаменту финансов администрации области ежегодно при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий Программы с учетом возможностей бюджета.
5. Рекомендовать органам местного самоуправления принять участие в софинансировании мероприятий по реализации Программы.
6. Контроль за выполнением данного постановления возложить на заместителя Главы администрации по международным связям и развитию туризма, председателя комитета по международным связям и развитию туризма администрации области С. П. Горланову.
Глава администрации
А.А. Ефремов
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Главы
администрации области
от 20 января 2004 года N 8
Областная целевая программа
"Развитие туризма в Архангельской области на 2004-2006 годы"
Наименование Программы | - областная целевая программа «Развитие туризма в Архангельской области на 2004-2006 годы» |
Основание для разработки Программы | - Концепция развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренная распоряжением Правительства РФ от 11.07.2002 N 954р, закон «О туризме», принятый областным Собранием депутатов 07.07.1999 N 149-23-ОЗ |
Государственный заказчик Программы | - комитет по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области |
Основные разработчики Программы | - комитет по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области |
Исполнители мероприятий Программы | - департаменты и комитеты администрации области; |
Цель Программы | - формирование в Архангельской области высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах |
Задачи Программы | - формирование современной маркетинговой стратегии продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках; создание условий для стимулирования развития въездного туризма; развитие туристской инфраструктуры и повышение качества услуг |
Сроки реализации Программы | - 2004-2006 годы |
Объемы и источники финансирования Программы | - общий объем финансирования - 7000 тыс. рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | - формирование современного туристского рынка в Архангельской области; увеличение налоговых поступлений от туристской деятельности в бюджеты всех уровней; стимулирование развития смежных отраслей и создание новых рабочих мест; |
привлечение инвестиций и развитие туристской инфраструктуры; | |
сохранение и гармоничное использование культурно-исторического и природного потенциала Архангельской области; | |
интеграция области в международный туристский рынок | |
Перечень основных мероприятий Программы | - организационные мероприятия; |
Система организации контроля за выполнением Программы | - контроль за реализацией Программы осуществляется комитетом по международным связям и развитию туризма администрации Архангельской области |
Областная целевая программа "Развитие туризма в Архангельской области на 2004-2006 годы" разработана с учетом Концепции развития туризма в Российской Федерации на период до 2005 года, одобренной распоряжением Правительства России от 11 июля 2002 года N 954-р, закона «О туризме», принятого областным Собранием депутатов 07.07.1999 N 149-23-ОЗ, и направлена на создание правовой, организационной и экономической основы для формирования современного и высокоэффективного туристского комплекса в регионе.
Настоящая Программа разработана взамен отраслевой подпрограммы «Развитие туризма в Архангельской области на 2001-2005 годы» Программы социально-экономического развития области до 2005 года с целью обеспечения гарантированного финансирования бюджетными ассигнованиями программных мероприятий и является попыткой соединить стратегии Минэкономразвития России и администрации Архангельской области и найти новые возможности развития сферы туризма на векторе «центр-регион» программными методами.
Духовно-исторические ценности Архангельской области, ее рекреационные ресурсы и природные богатства составляют особый ресурсный потенциал, который делает область необычайно перспективной территорией для развития въездного туризма. Базируясь на этом потенциале, туризм может стать одной из ведущих отраслей специализации, решая не только социальные, но и экономические задачи.
Однако в условиях жесткого дефицита средств, не имея государственной поддержки, туристский комплекс области не может обеспечить значительный вклад в развитие территории.
Анализ современного состояния туристского рынка Архангельской области указывает на недостаточный уровень его развития как по качественным, так и по количественным характеристикам. Основными сдерживающими факторами являются: отсутствие государственной поддержки развития отрасли бюджетными ассигнованиями, неразвитая инфраструктура, несоответствие цены качеству услуг, отсутствие благоприятных условий для инвестиций в туристскую отрасль.
Вместе с тем результаты работы субъектов туристской деятельности в 2001-2002 годах свидетельствуют об устойчивом спросе на региональный туристский продукт.
Основные показатели развития сферы туризма Архангельской области в 2002 году: обслужено туристов - 105,3 тыс. чел., объем реализованных услуг - 101,9 млн. руб., налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - 15,4 млн. руб., привлечено средств внебюджетных источников на развитие материально-технической базы сферы туризма - 15,0 млн. руб.
Ежегодный рост по всем основным показателям развития отрасли составляет 15-20% к уровню предыдущего года.
При доминирующей роли культурно-познавательного туризма динамично развиваются другие его виды: экологический, приключенческий, сельский, событийный.
Изменились и качественные характеристики туристского потока. Более 60 % туристов, посетивших область, - россияне среднего достатка, 12 % - иностранные туристы. Реализация крупных общественно-политических и социокультурных акций в Архангельске, Каргополе, Вельске, Котласе стимулировали развитие событийного туризма на самоуправляющихся территориях. Стабильно возрастает туристский поток на Соловецкие острова, в Кенозерский национальный парк, Каргопольский и Пинежский районы. Вместе с тем богатейший туристский потенциал Красноборского, Котласского, Мезенского, Онежского районов области используется недостаточно эффективно. Основным сдерживающим фактором развития туристского рынка области является слабая инфраструктура и материально-техническая база. Плохие дороги, отсутствие комфортабельного автотранспорта и морских судов круизного класса, слабо развитая сфера гостеприимства не способствуют вовлечению самоуправляющихся территорий в орбиту туристских взаимосвязей. Особого внимания требует задача формирования современной маркетинговой стратегии продвижения регионального туристского продукта на российский и международный рынок и имиджа Архангельской области как территории привлекательной для инвесторов и туристов. Местные туристские фирмы и агентства слишком слабы и малочисленны, чтобы самостоятельно заполнить информационный вакуум.
Выделение ежегодных бюджетных ассигнований на информационную поддержку сферы туризма обеспечит государственное участие в формировании и реализации современной маркетинговой стратегии.
Формирование регионального пакета инвестиционных предложений с учетом интересов всех сопряженных с туризмом отраслей, активное использование основных экономических регуляторов в инвестиционной, кредитной, налоговой сферах позволят привлечь инвестиции в сферу туризма и стимулировать интеграцию местных сообществ в туристский рынок.
В условиях приоритетной поддержки развития туристской индустрии со стороны органов государственной власти будет обеспечено более эффективное использование человеческих, информационных и материальных ресурсов с учетом рынка труда и задач социально-экономического развития региона.
Основной целью Программы является формирование в Архангельской области высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в разнообразных туристских услугах, а также значительный вклад в экономику области за счет налоговых поступлений в бюджеты всех уровней и создание новых рабочих мест.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
формирование современной маркетинговой стратегии продвижения регионального туристского продукта на внутреннем и международном туристских рынках;
развитие туристской инфраструктуры;
развитие кадрового потенциала и повышение качества услуг;
определение основных туристских дестинаций и объектов туристской инфраструктуры в качестве официальных приоритетов администрации области;
стабильное финансирование программных мероприятий бюджетными ассигнованиями.
Программа рассчитана на период с 2004 года по 2006 год.
Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств областного бюджета с привлечением средств бюджетов муниципальных образований области и внебюджетных источников.
Общий объем финансирования Программы составляет 7 млн. рублей, в том числе:
средства областного бюджета - 3 млн. руб.;
средства муниципальных образований - 1 млн. руб.;
средства внебюджетных источников - 3 млн. рублей.
Объемы финансирования Программы на 2004-2006 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета и бюджетов муниципальных образований на очередной финансовый год.
Участие в реализации и финансировании мероприятий Программы муниципальных образований определяется соглашениями о намерениях между государственным заказчиком и соответствующими органами местного самоуправления.
Распределение объемов финансирования Программы по источникам и годам
(в ценах 2003 года)
Источники | Объем | в том числе | ||
финансирования | финансирования | 2004 | 2005 | 2006 |
(млн. руб.) | ||||
всего по Программе | 7.0 | 2.15 | 2.35 | 2.5 |
в том числе: | ||||
областной бюджет | 3.0 | 0.9 | 1.0 | 1.1 |
местные бюджеты | 1.0 | 0.25 | 0.35 | 0.4 |
внебюджетные | 3.0 | 1.0 | 1.0 | 1.0 |
источники |
Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых в установленном порядке государственным заказчиком с исполнителями программных мероприятий.
Финансирование Программы за счет средств областного бюджета осуществляется в установленном порядке через государственного заказчика в соответствии с утвержденными ассигнованиями на очередной финансовый год. Отбор мероприятий в Программу осуществляется, как правило, на конкурсной основе.
При изменении объемов бюджетного финансирования по сравнению с предусмотренными Программой, государственный заказчик уточняет объемы финансирования и перечень мероприятий в установленные сроки.
Механизм реализации Программы предусматривает формирование ежегодно организационного плана мероприятий.
Государственный заказчик осуществляет контроль за ходом реализации Программы, обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий, целевому и эффективному использованию средств областного бюджета, разрабатывает и представляет в установленном порядке бюджетную заявку на ассигнования из областного бюджета для финансирования Программы на очередной финансовый год, а также подготавливает информацию о ходе реализации Программы за отчетный квартал и по итогам за год.