1. Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения программными методами
Настоящая Программа разработана в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ, областным законом «О пожарной безопасности» от 28 мая 1998 года N 75-16-ОЗ, распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года № 1376-р по вопросам решения комплекса проблем Государственной противопожарной службы МЧС России.
Обстановка с пожарами на территории области характеризуется неуклонным ростом показателей тяжести последствий от них. За 10 лет гибель людей на пожарах возросла более чем в 3,5 раза (с 83 человек в 1991 году до 295 в 2002 г.). Причём темпы прироста погибших имеют положительную тенденцию при одновременном сокращении численности населения области. Относительные показатели гибели людей на пожарах таковы, что на каждые 8-9 пожаров приходится один погибший. Аналогичный общероссийский показатель составляет 14 пожаров. Сохраняется тенденция увеличения числа крупных пожаров и пожаров с групповой гибелью людей. Более 40% общего числа пожаров приходится на объекты, находящиеся в областной и муниципальной собственности. Однако динамику пожаров определяют пожары в жилом секторе, на долю которых приходится до 70% их общего количества, до 45% всех материальных потерь и до 90% погибших и травмированных людей.
Сложившееся положение стало следствием сложных социально-экономических явлений, происходящих в обществе, сокращения значительного числа ведомственной и добровольной пожарной охраны в связи с отказом собственников от их содержания, экономии бюджетных средств на выполнении противопожарных мероприятий, укреплении материально-технической базы пожарной охраны и повышении уровня боевой готовности пожарных подразделений.
На показатели тяжести последствий пожаров существенное влияние оказывают такие факторы, как отсутствие в населённом пункте средств связи для вызова пожарной охраны, удалённость мест дислокации пожарных подразделений, недостаточность сил и средств для ликвидации пожаров в минимальных размерах, неудовлетворительное состояние дорог, отсутствие либо неисправность источников противопожарного водоснабжения.
С переходом Государственной противопожарной службы в систему МЧС России стратегия государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера предусматривает создание единой пожарно-спасательной службы (далее - ПСС), способной оперативно реагировать на любые чрезвычайные ситуации. Организационное оформление ПСС планируется осуществить на базе существующих подразделений пожарной охраны. Эффективность функционирования ПСС предполагает оптимизацию системы управления всеми оперативными службами и службами жизнеобеспечения, как на областном, так и на муниципальном уровне с расширением статуса телефона «01», обеспечения ПСС соответствующими материальными и людскими ресурсами.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 года N 1376-р предусмотрена поэтапная передача функций по тушению пожаров органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Вместе с тем, состояние материально-технической базы пожарных подразделений, содержащихся за счёт средств областного и местных бюджетов, не позволяет им выполнять свои функции на должном уровне. Парк пожарной техники практически не обновляется. 77% основных и 92% специальных пожарных автомобилей, содержащихся за счёт областного бюджета, полностью выработали свой ресурс и подлежат замене. Отсутствие необходимых средств на закупку запасных частей и агрегатов создаёт серьёзные трудности в поддержании пожарной техники в исправном состоянии и увеличивает риск выхода её из строя при выполнении боевой задачи. Остро стоит проблема оснащения пожарных подразделений боевой одеждой и аварийно-спасательным снаряжением. Средствами оперативной связи пожарные части обеспечены лишь на 52%, что отрицательно отражается на эффективности управления боевыми расчётами при ликвидации пожаров и проведении аварийно-спасательных работ. Из-за дефицита бюджетного финансирования не получает должного развития газодымозащитная служба, без которой невозможно успешно проводить аварийно-спасательные работы в непригодной для дыхания среде. Аппараты индивидуальной защиты пожарных на сегодняшний день имеются на вооружении лишь 26 из 63 пожарных подразделений.
За прошедший с 1994 года период численность личного состава Архангельского гарнизона пожарной охраны сократилась на 1104 человека. Дежурные караулы пожарных частей укомплектованы менее чем на 50%, из-за чего больше половины всех пожаров тушится с привлечением дополнительных сил и средств.
Все эти факторы сохраняются и сейчас, что даёт повод прогнозировать дальнейшее негативное развитие ситуации в сфере защиты населения и территории области от пожаров. Областная целевая программа «Пожарная безопасность на 2001-2002 годы», утверждённая постановлением Главы администрации области от 8 ноября 2000 года N 341 и предусматривающая решение наиболее острых проблем в деле борьбы с огнём, не была реализована по причине дефицита бюджетного финансирования. В течение нескольких лет не удаётся завершить строительство зданий пожарных депо в городах Вельске и Каргополе, которое велось за счёт средств бюджета области.
Действующие нормативные правовые акты Архангельской области по вопросам обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера в современных условиях не в полной мере обеспечивают выполнение возложенных на Государственную противопожарную службу задач.
Для преодоления указанных негативных тенденций необходимо решить следующие проблемы Государственной противопожарной службы:
- несовершенство законодательной и нормативно-правовой базы обеспечения пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера на региональном и местном уровнях;
- слабое использование современных технологий государственного управления деятельностью противопожарных и аварийно-спасательных формирований, в том числе отвечающих задаче реализации масштабных государственных программ и проектов;
- недостаточная ресурсная обеспеченность подразделений Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны;
- критический износ парка пожарной техники и низкий темп его обновления;
- необеспеченность большинства подразделений пожарной охраны средствами индивидуальной защиты пожарных для работы в непригодной для дыхания среде;
- низкий уровень строительства и ремонта объектов пожарной охраны;
- недостаточность бюджетного финансирования противопожарных мероприятий на объектах областной и муниципальной собственности.
Эти проблемы тесно связаны между собой и не могут быть решены в отдельности. Последовательность и постепенность являются принципами современного реформирования областной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе Государственный противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны.
Для решения названных проблем Главой администрации Архангельской области 22 января 2003 года подписано распоряжение N 56р "О создании рабочей группы по разработке предложений о повышении противопожарной безопасности в области", в соответствии с которым разработана настоящая программа.
При жестком ограничении бюджетного финансирования в рамках сметных ассигнований успешное комплексное решение подобных масштабных задач возможно лишь с использованием программно-целевых методов.