ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 декабря 2001 года N 541
Об областной межведомственной целевой программе
«Комплексные меры противодействия, злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2003 годы»
______________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп
___________________________________________________________________
В целях приостановления роста употребления наркотиков, их незаконного оборота, учитывая решение правительства администрации Архангельской области от 1 ноября 2001 г. N 7/1 «О проекте областной межведомственной целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками их незаконному обороту на 2002-2003 годы»,
постановляю:
1. Утвердить прилагаемую областную межведомственную целевую программу «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2003 годы».
2. Утвердить государственным заказчиком Программы департамент здравоохранения администрации области.
3. Департаменту экономического развития Архангельской области в установленном порядке включить программу в перечень областных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств областного бюджета.
Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования программных мероприятий подлежат ежегодной корректировке с учетом реальных возможностей областного бюджета.
4. Органам местного самоуправления муниципальных образований области рекомендовать разработать аналогичные программы.
5. Департаменту государственной службы администрации области предусмотреть введение должности консультанта в штатное расписание департамента здравоохранения администрации области для исполнения обязанностей секретаря комиссии при администрации области по противодействию злоупотреблению наркотических средств и их незаконному обороту и контроля за реализацией целевых программ в сфере здравоохранения.
6. Контроль за исполнением данного постановления возложить на директора департамента здравоохранения администрации области Эммануилова С.Д.
Глава администрации
А.А. Ефремов
Утверждена
постановлением
Главы администрации области
от 31 декабря 2001 г. N 541
Областная межведомственная целевая программа
«Комплексные меры противодействия, злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2003 годы»
Паспорт
областной межведомственной целевой программы
«Комплексные меры противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному обороту на 2002- 2003 годы»
Наименование программы | - | областная межведомственная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002- 2003 годы». | |||
Основание для разработки программы | - | ||||
Государственный заказчик программы | - | департамент здравоохранения администрации области. | |||
Основные разработчики программы | - | управление внутренних дел Архангельской области; | |||
Цель и задачи программы | - | Цели: | |||
Сроки реализации Программы | - | 2002-2003 годы | |||
Перечень основных мероприятий Программы | - | - организационно-методические мероприятия; | |||
Исполнители Программы | - | департамент здравоохранения администрации области; | |||
Объемы и источники финансирования Программы | - | средства областного бюджета на соответствующий финансовый год; | |||
Ожидаемые конечные результаты | - | - создание в области единой сети центров профилактики, лечения и реабилитации больных наркоманией с общим концептуальным подходом; | |||
Система организации контроля за исполнением Программы | - | контроль за реализацией Программы осуществляет департамент здравоохранения администрации области. |
I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
В настоящее время в Архангельской области отсутствует единая система профилактики наркозависимости. Ведомственная разобщенность не позволяет должным образом обеспечить комплексный подход и взаимодействие различных структур в решении этой социальной проблемы. Средства массовой информации нередко публикуют материалы, которые усиливают любопытство и увеличивают желание молодежи попробовать какое-либо из наркотических средств, ставших легкодоступными.
Для проведения широкомасштабной профилактической работы не хватает специалистов по социальной работе, социальных педагогов, социальных психологов и т.д. Научные и социологические исследования не отражают реальной картины распространения наркозависимости среди населения Архангельской области.
На учете в наркологическом отделении областного психоневрологического отделения (на 1 января 2001 года) состоит 588 потребителей наркотических средств. Исследования НИИ наркологии свидетельствуют, что количество обратившихся за наркологической помощью и нуждающихся в ней соотносится примерно 1: 7, поэтому теоретически можно говорить о 4 тысячах потенциальных потребителей наркотиков.
По сведениям отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД области, увеличивается количество выявленных наркопреступлений и число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за незаконный оборот наркотиков. Если за 1999 год было выявлено преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, 782, то в 2000 году их уже более 1000. Число лиц, причастных к незаконному обороту наркотиков, составляет более 11 тыс. человек. В основном это подростки и молодежь.
По данным городского бюро судебно-медицинской экспертизы в течение 2000 года зарегистрировано 26 случаев смерти, единственной причиной которых явилась передозировка наркотических средств. В 1998 и 1999 годах количество подобных случаев было соответственно 3 и 4 в год. Растет количество несчастных случаев, происшедших в состоянии наркотического опьянения. Однако основное количество смертельных последствий, связанных с употреблением наркотиков, недоступно официальной статистике.
Средний возраст начала употребления наркотиков в области 13-15 лет. Исследования показывают, что каждый наркоман втягивает в наркотический кругооборот от 5 до 7 человек, что придает процессу распространения наркомании характер эпидемии.
Для выявления уровня скрытого распространения наркомании среди учащейся молодежи сотрудниками отдела по борьбе с незаконным оборотом наркотиков УВД Архангельской области в 1998 и 2000 годах проводилось анонимное анкетирование учащихся школ и профессиональных училищ области. В анкетировании участвовали 1600 учащихся из 37 учебных заведений. Результаты анкетирования показали, что 25 % заполнивших анкеты употребляли наркотики хотя бы раз в жизни. Основной причиной, способствующей знакомству с наркотиками, учащиеся определили любопытство (76%), влияние друзей и знакомых (16%).
На вопрос, легко ли в городе (районе) приобрести наркотики, 39% респондентов ответили положительно. 52% опрошенных имеют не менее одного знакомого, употребляющего наркотоксикоманические вещества, а 11% из опрошенных знакомы с десятью и более потребителями наркотиков.
Различно и часто легкомысленно отношение молодежи к наркотическим средствам. Так, например, 62% респондентов уверены, что от употребления наркотических средств всегда можно отказаться, 82% считают возможным излечение от наркомании, при этом помощь врача необходима только в 60% случаев.
Проблема наркомании актуальна и для районных центров области. По данным проведенного опроса среди учащихся школ и профтехучилищ, наиболее тревожная обстановка складывается в Виноградовском и Онежском районах.
Косвенным признаком увеличения наркомании является рост заболеваемости вирусными гепатитами, в частности, гепатитами В, С и Д.
Наркомания является основной причиной заражения и распространения ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем. На 1 января 2001 года в Архангельской области зарегистрировано 40 ВИЧ-инфицированных, 17 из которых лица, употребляющие наркотики.
Сложившаяся неблагоприятная ситуация требует неотложного принятия комплекса профилактических мер, направленных на предотвращение дальнейшего распространения наркозависимости и организацию эффективной лечебной и реабилитационной помощи больным наркоманией.
2. Основные цели, задачи и сроки реализации программы
Программа направлена на предупреждение немедицинского употребления наркотических средств населением области и ставит целью создание системы комплексных профилактических мер, которые сократят масштабы распространения наркомании, обеспечат развитие эффективной системы специализированной медицинской помощи, информационно-аналитическое освещение данной проблемы на всех уровнях, привлекут широкое участие населения области и специалистов к профилактике наркозависимости. Реализация программы будет способствовать формированию у различных групп населения области отрицательного отношения к наркотическим средствам и наркомании.
Программа включает весь спектр социальных и лечебно-профилактических мер, реализация которых осуществляется по трем направлениям:
1. Предупреждение употребления и развития наркозависимости.
2. Раннее и полное лечение наркомании.
3. Реабилитация больных наркоманией.
Задачи первого направления деятельности.
1. Принятие нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере профилактики наркозависимости на территории Архангельской области.
2. Создание единой сети центров профилактики наркозависимости в области.
3. Организация учебно-образовательной деятельности для различных категорий специалистов (педагогов, социальных работников, врачей, работников внутренних дел, журналистов и т.д.), соприкасающихся с проблемами профилактики наркозависимости.
4. Проведение образовательных мероприятий для различных категорий населения области, в том числе для детей, подростков и молодежи, а также их родителей.
5. Организация досуга подростков и молодежи.
6. Развитие научно-исследовательской деятельности в области проблем наркозависимости.
7. Упорядочение потока печатной и видеопродукции, освещающей проблему наркомании в средствах массовой информации.
8. Периодическое издание методической и научно- популярной литературы по проблемам наркомании для различных категорий населения области и специалистов.
9. Широкое привлечение общественности к участию в профилактике наркозависимости.
10. Проведение ежегодных конкурсов муниципальных программ в области профилактики наркозависимости.
11. Активизация деятельности в области профилактики наркозависимости в каждом административном районе Архангельской области, особенно в школах, училищах, ВУЗах, подростковых клубах.
12. Материально-техническое оснащение отделов по борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
13. Создание специализированных подразделений в наиболее наркотизированных районах.
Задачи второго направления деятельности.
1. Создание системы оказания медико-социальной помощи лицам, потребляющим наркотические средства.
2. Реструктуризация наркологической службы с выделением профилактического, лечебного и реабилитационного звена.
3. Повышение качества наркологической экспертизы.
Задачи третьего направления деятельности.
1. Создание и развитие инфраструктуры реабилитационной помощи лицам, зависимым и созависимым от психоактивных веществ.
2. Организация долговременного социального курирования лиц, прошедших реабилитацию по поводу злоупотребления наркотических средств (постреабилитационная помощь).
Сроки реализации программы 2002-2003 годы.
3. Ресурсное обеспечение программы
Источником финансирования программы являются средства областного бюджета в размере 43820 тыс. рублей на соответствующий финансовый год.
Объемы финансирования Программы на 2002-2003 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению в установленном порядке при формировании проектов областного бюджета на соответствующий год исходя из его возможностей.
Распределение прогнозируемых объемов финансирования Программы
(тыс.рублей, в ценах 2001 года)
Источники и направления финансирования | Объемы финансирования - всего | 2002 год | 2003 год |
Всего | 43820 | 22140 | 21680 |
в том числе: |
|
|
|
4. Механизм реализации Программы
Реализация мероприятий Программы осуществляется исполнителями, привлеченными государственным заказчиком Программы на конкурсной основе в порядке, установленном администрацией Архангельской области.
Реализация программы осуществляется на основе государственных контрактов, заключенных департаментом здравоохранения (государственным заказчиком) с исполнителями программных мероприятий в установленном порядке.