Недействующий


ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 августа 2000 года N 246


О программе развития образования Архангельской
области на 2001 - 2005 годы  

______________________________________________________________________
Утратило силу на основании постановления Правительства
Архангельской области от 24 июня 2014 года N 255-пп
___________________________________________________________________


Учитывая решение правительства администрации области от 23 августа 2000 года N 40/1 "О программе развития образования Архангельской области на 2001 - 2005 годы ",

постановляю :

1. Утвердить прилагаемую программу развития образования Архангельской области на 2001- 2005 годы.

2. Департаментам, комитетам, управлениям администрации области обеспечить безусловное выполнение мероприятий данной программы.

3. Финансовому управлению администрации области совместно с департаментом образования администрации области при формировании областного бюджета предусматривать выделение средств на выполнение программы.

4. Рекомендовать главам муниципальных образований области в течение 2000 года разработать или скорректировать существующие городские и районные программы развития образования с учетом программы развития образования Архангельской области на 2001- 2005 годы.

5. Контроль за выполнением данного постановления и координацию деятельности по реализации программы возложить на заместителя председателя правительства администрации области Румянцеву Т.Д.

  Глава администрации
     А.А.Ефремов

     


ПАСПОРТ
программы развития образования
Архангельской области на 2001- 2005 годы  


  Наименование программы

Программа развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы

  Дата решения о разработке  

  программы

распоряжение администрации области от 28.01.2000 г. N 68р

  Государственный заказчик

  программы

администрация Архангельской области

  Основные разработчики

  программы

- департамент образования администрации области;
- департамент здравоохранения администрации области;
- комитет по науке и высшей школе администрации области;
- комитет по труду, занятости и миграции населения администрации области        

  Цели и задачи программы:

- создание организационной основы государственной политики, направленной на реализацию мероприятий и проектов, консолидацию средств и усилий различных ведомств в решении задач системы образования области;
- обеспечение нормативных, экономических условий для устойчивого функционирования и развития системы образования.   

  Сроки реализации      

  программы

     

  2001 - 2005 годы

  Исполнители основных

  мероприятий программы:

- департамент образования администрации области;
- комитет по науке и высшей школе администрации области;
- департамент здравоохранения администрации области;
- комитет по делам женщин, семьи и молодежи администрации области;
- управление социальной защиты населения администрации области;
- комитет по культуре и туризму администрации  области;
- департамент агропромышленного комплекса администрации области;
- комитет по физкультуре и спорту администрации области;
- администрации муниципальных образований;
- муниципальные органы управления образованием;
- образовательные учреждения    

 Объемы и источники

 финансирования:

-федеральный бюджет 30,2 млн. руб.
- областной бюджет 82,6 млн. руб.
- бюджеты муниципальных образований 114,1 млн. руб.

  Ожидаемые конечные

  результаты:

- создание сети учреждений образования в соответствии с потребностями населения;
- обновление содержания образования;
- развитие инновационных образовательных программ и технологий;
- создание механизма прогнозирования и регулирования подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для всех отраслей экономики области;
- улучшение условий для обучения и сохранения здоровья обучающихся;
- обеспечение социальных гарантий и льгот участников образовательного процесса, повышение уровня их конкурентоспособности на рынке труда.      

 Система контроля за

 исполнением программы

-правительство администрации Архангельской области.



ВВЕДЕНИЕ


Программа развития образования Архангельской области на 2001-2005 годы (далее - Программа) является организационной основой региональной государственной политики в области образования.

Необходимость разработки Программы обусловлена, с одной стороны, большим количеством проблем, накопившихся в образовании области в период социально-экономического кризиса 90-х годов, с другой стороны - позитивными тенденциями в экономическом развитии области в настоящее время, что дает возможность для привлечения дополнительных ресурсов в образование.

Решение проблем и направление инвестиций в образование возможно при наличии Программы с четко определенными целями, направлениями и мероприятиями по их реализации.     

  Решение о разработке Программы принято главой администрации области (распоряжение администрации области от 28.01.2000 г. N 68р "О рабочей группе по разработке региональной программы развития образования").

Основными разработчиками Программы являлись департаменты образования и здравоохранения, комитеты по науке и высшей школе, по труду, занятости и миграции населения.

Программа разрабатывалась в I половине 2000 года, ее Проект обсуждался на заседаниях рабочей группы под руководством заместителя председателя правительства администрации области Румянцевой Т.Д., совещании руководителей муниципальных органов управления образованием (март), заседаниях коллегии департамента образования администрации области (февраль, июнь), областном совещании работников образования (август), прошел согласование в структурных подразделениях администрации области, федеральных органах государственной власти, функционирующих на территории Архангельской области, органах местного самоуправления.

Программа содержит анализ состояния и проблем образования области на современном этапе, цели, задачи и приоритетные направления развития системы образования, мероприятия по их реализации и ожидаемые результаты.

Направления и мероприятия Программы учитывают основные положения федеральной программы развития образования, утвержденной Федеральным законом Российской Федерации 10 апреля 2000 года N 51-ФЗ, и социально-экономические, регионально-культурные, экологические, демографические и другие особенности Архангельской области, направлены на решение вопросов, отнесенных Законом Российской Федерации "Об образовании" и Уставом Архангельской области к ведению органов государственной власти и местного самоуправления в Архангельской области.    

Исполнителями Программы являются департаменты, комитеты, управления администрации Архангельской области, органы местного самоуправления, образовательные учреждения различных типов и видов.

Сроки реализации Программы - 2001 - 2005 годы.

Главная цель Программы - обеспечить устойчивое функционирование и развитие региональной системы образования в интересах личности, общества и экономики Архангельской области.

План мероприятий по выполнению Программы содержит следующие разделы :

- нормативно - правовое обеспечение программы;

- дошкольное и общее образование;

- специальное (коррекционное) образование;

- дополнительное образование и воспитание детей и молодежи;

- профессиональное образование;

- сохранение здоровья детей и молодежи при осуществлении образовательного процесса;

- кадровое обеспечение системы образования;

- ресурсное обеспечение Программы.

Реализация целей и мероприятий Программы обеспечивается посредством как текущего финансирования из средств федерального, областного и муниципальных бюджетов для обеспечения функционирования системы образования, так и дополнительного финансирования мероприятий и проектов Программы, направленных на развитие системы, за счет бюджетных и внебюджетных источников.

Ожидаемыми результатами Программы являются дальнейшие структурные изменения сети образовательных учреждений, обновление содержания и технологий образования, улучшение условий для получения образования детьми и молодежью, повышение их культурно-нравственного уровня, обеспечение социальных гарантий и льгот участников образовательного процесса.

Реализация Программы обеспечивается выполнением ежегодных планов работы департаментов, управлений, комитетов администрации области, органов местного самоуправления, составленных на основе данной Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляется правительством администрации Архангельской области.

  

   
I. Современное состояние
региональной системы
образования  



Дошкольное образование

В последние 5 лет по причинам как экономического, так и демографического характера произошло значительное сокращение количества дошкольных образовательных учреждений с 944 в 1995 году до 567 в 2000 году.

В связи с низкой платежеспособностью населения при наличии достаточного количества мест в дошкольных учреждениях сократился охват детей услугами дошкольного образования, в результате чего снизился уровень подготовки детей к обучению в школе, не обеспечивается своевременный контроль за состоянием их развития.

Общее образование

При незначительном сокращении общего числа школ удалось сохранить число средних школ, что позволяет обеспечить условия для получения молодежью среднего (полного) общего образования. Развивается практика получения среднего образования через обучение в вечерних школах, в форме семейного образования, экстерната.

Вследствие демографических факторов произошло сокращение сети сельских малокомплектных начальных школ.

Общеобразовательные учреждения испытывают острый недостаток в современном учебном оборудовании, учебниках нового поколения. Не решена полностью проблема подвоза учащихся сельских школ.

Существующая сеть лицеев и гимназий не в полной мере удовлетворяет потребности молодежи в общем образовании повышенного уровня.


Специальное (коррекционное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья

В системе образования и социальной защиты населения увеличилось число учреждений, оказывающих психолого-педагогическую и медицинскую поддержку детям с ограниченными возможностями здоровья. Формируется система ранней диагностики и кадрового обеспечения данного типа образования. Вместе с тем принимаемые меры не в полной мере обеспечивают потребности населения в оказании коррекционной помощи, раннем выявлении и диагностировании нарушений здоровья детей.


Дополнительное образование и воспитание детей и подростков

          Формирование личности ребенка строится на сочетании российских и региональных традиций воспитания. В системе образования области сохранилась сеть учреждений дополнительного образования детей, вместе с тем только 34,5% из них занимаются в учреждениях данного типа. В большинстве сельских районов они функционируют лишь в районных центрах, что ограничивает возможности для занятости большего количества детей, развития их творческих способностей.

Ослабление воспитательных функций семьи не удалось в полной мере компенсировать воспитательными функциями учреждений образования. Сохранение остроты проблемы обусловлено и снижением в предыдущие годы роли детских общественных организаций.


Начальное профессиональное образование     

Сеть учреждений начального профессионального образования обеспечивает реализацию права населения на получение профессиональной подготовки. Подготовка осуществляется по 88 профессиям, что позволяет удовлетворить потребности в квалифицированных рабочих кадрах практически всех отраслей экономики области.

В то же время отсутствие финансирования учреждений начального профессионального образования в полном объеме со стороны федерального бюджета не обеспечивает своевременное создание условий для организации подготовки по новым специальностям с учетом конъюнктуры рынка труда.

Сохраняет остроту проблема трудоустройства выпускников данных учреждений.


Среднее и высшее профессиональное образование

29 государственных, муниципальных и негосударственных специальных учебных заведений и подразделений вузов обеспечивают подготовку специалистов среднего звена по 70 специальностям.

За пять лет количество учреждений высшего профессионального образования в области увеличилось с 7 до 26, главным образом за счет филиалов государственных и негосударственных вузов городов Москвы и Санкт-Петербурга. Соответственно увеличилась общая численность студентов - с 17 тыс. до 31 тыс. (из них на бюджетной основе - 18 тыс.), что составляет 206 студентов на 10 тыс. населения. Это свидетельствует о востребованности высшего профессионального образования. Но при этом резко сократился приток молодых специалистов в учреждения образования и здравоохранения, особенно в сельской местности, в связи с отказом от обязательного трудоустройства и неразвитостью системы контрактной подготовки.

Хотя количество специальностей высшего образования за последние 5 лет также возросло - с 55 до 78, потребности социально-экономического комплекса области в высококвалифицированных кадрах удовлетворяются не в полной мере. Так, в существующих высших учебных заведениях не осуществляется полномасштабная подготовка кадров для таких отраслей, как сельское хозяйство, пищевая промышленность, связь, железнодорожный, морской и речной транспорт.

Ограниченность средств федерального бюджета на научную работу, повышение квалификации, укрепление учебно - материальной базы сказывается на качестве профессионального образования. Нарушение традиционных связей учебных заведений с потребителями кадров затрудняет организацию практической подготовки студентов, трудоустройство выпускников.


Учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Увеличившееся вдвое за последние 5 лет количество учреждений данного типа позволяет оперативно решать проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Вместе с тем вызывает озабоченность сокращение числа детей, переданных на воспитание в семьи граждан, что объясняется недостаточным развитием института приемной семьи и отсутствием мер по социальной защите семей, взявших на воспитание детей, оставшихся без опеки родителей. Сохраняется проблема постинтернатной адаптации выпускников данных учреждений.


Состояние здоровья обучающихся

Вследствие объективных и субъективных факторов, среди которых несоответствие условий обучения санитарно-гигиеническим нормам, необеспеченность полноценным питанием и другие, сохраняется отрицательная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и учащейся молодежи. Общий уровень заболеваемости детей на 16,8% превышает среднероссийский. Недостаточна система профилактических мероприятий. Многие дети с выявленной патологией в развитии не имеют возможности получить своевременную медицинскую помощь.     


Педагогические кадры

Образовательные учреждения в основном обеспечены педагогическими кадрами, за исключением учителей иностранного языка, психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»