В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования Правительство области
постановляет:
Внести в региональную программу "Модернизация здравоохранения Амурской области на 2011 - 2012 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 07.02.2011 N 36 (в редакции постановления Правительства области от 07.03.2012 N 100), изменения согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
ИЗМЕНЕНИЯ, ВНОСИМЫЕ В РЕГИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ
"МОДЕРНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА
2011 -2012 ГОДЫ"
1. Мероприятие
1.1 "Персонифицированный учет оказанных медицинских услуг, возможность ведения электронной медицинской карты гражданина, использование единого медицинского полиса (обеспечение компьютерной техникой, сканерами, принтерами, организация каналов связи)" задачи 2 "Внедрение современных информационных систем в здравоохранении" таблицы "Система мероприятий по реализации программы" изложить в новой редакции согласно приложению к настоящим изменениям.
2. Раздел III изложить в следующей редакции:
"III. Внедрение современных информационных систем в учреждениях здравоохранения
На реализацию мероприятий по внедрению современных медицинских информационных систем предусмотрено финансирование в 2012 году в размере 153 943,0 тыс. руб., в том числе за счет субсидии Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 118 034,3 тыс. руб., за счет областного бюджета - 35 908,7 тыс. руб.
N | Наименование индикатора | Единица измерения | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | |||
1 | Количество пациентов, у которых ведутся электронные медицинские карты | количество (человек на 1 тыс. населения) и доля (%) от общей численности населения | 25,0% | ||||||
2 | Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, осуществляющих автоматизированную запись на прием к врачу с использованием сети Интернет и информационно- справочных сенсорных терминалов (инфоматов), к общему количеству государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения* | количество учреждений и доля (%) к общему количеству учреждений | 100,0% | ||||||
3 | Количество государственных (муниципальных) учреждений здравоохранения, использующих электронный документооборот при обмене медицинской информацией, от общего количества государственных (муниципальных) учреждений | количество учреждений и доля (%) к общему количеству учреждений | 100,0% | ||||||
*Из тех ЛПУ, где оказывают медицинскую помощь. |
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами
Мероприятия по внедрению современных информационных систем в здравоохранение в Амурской области охватывают 79 медицинских учреждения (муниципального и областного подчинения), из них 61 медицинское учреждение, участвующее в системе обязательного медицинского страхования (далее - ОМС).
В системе здравоохранения области сложилась инфраструктура, базирующаяся на современных информационных технологиях и включающая в себя фрагменты локальных вычислительных сетей крупных учреждений здравоохранения (ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", ГБУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница", МУЗ "Городская клиническая больница", МБУЗ "Городская поликлиника N 3", МБУЗ "Ивановская центральная районная больница"), достигнут достаточно высокий уровень унификации прикладного программного обеспечения.
Оснащенность медицинских служб учреждений здравоохранения области вычислительной техникой составляет 27,7%. Всего по учреждениям 2353 компьютера, в том числе со сроком эксплуатации 5 и более лет 904 (38,4%). Причем только 1194 (50,7%) компьютера из общего количества находятся в составе автоматизированных рабочих мест медицинских работников. Имеют собственные веб-сайты 12,7% учреждений.
Учитывая географические особенности области, как нигде остро стоит вопрос информатизации здравоохранения, внедрения телекоммуникационных технологий. В настоящее время не во всех медицинских учреждениях имеется возможность выхода в Интернет (74%). Отсутствует техническая возможность ведения медицинских документов в электронном виде, осуществления автоматизированной записи на прием к врачу, формирования баз данных. Развитие информатизации здравоохранения - единственная возможность обеспечить надлежащее качество оказания экстренной и неотложной медицинской помощи населению области, особенно в труднодоступных и отдаленных территориях.
Министерством здравоохранения области последовательно реализуются мероприятия, направленные на создание единого информационного пространства, в ноябре 2010 года, в рамках программы оказания помощи больным сердечно-сосудистой патологии, в работу четырех медицинских учреждений внедрена телемедицинская сеть области - ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница", МУЗ "Городская клиническая больница" г.Благовещенск, ГБУ "Свободненская городская больница", МБУЗ "Райчихинская центральная городская больница". В каждое учреждение приобретено по 2 телемедицинских комплекса: один передвижной, второй стационарный. Регулярно проводятся телемедицинские консультации в режиме "on-line", передаются и накапливаются данные о результатах компьютерной томографии.
Информационные ресурсы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования области включают в себя следующие регистры и базы данных:
1. Регистр застрахованного населения области, сбор и выверку которого осуществляют страховые медицинские организации (далее - СМО) и Территориальный фонд обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС), установленный в учреждениях здравоохранения, ТФОМС, медицинских учреждениях.
2. Медико-статистическую персонифицированная база данных медицинских услуг, оказанных населению области, содержащая информацию об услугах амбулаторно-поликлинической, стационарной, неотложной, стоматологической помощи.
3. Электронные реестры счетов оказанных медицинских услуг на уровне учреждений здравоохранения.
4. Данные о льготном лекарственном обеспечении.
5. Персонифицированная заявка на лекарственные средства граждан, имеющих право на набор социальных услуг.
6. Различные федеральные и региональные регистры, связанные с заболеваемостью населения.
7. Статистические сведения о здоровье населения и показатели деятельности медицинских учреждений.
8. Региональный сегмент Федерального регистра по кадровому составу медицинских учреждений.
9. Нормативно-справочные и другие базы данных.
Вместе с тем отсутствие единого централизованного управления субъектами информационной системы приводит к разобщенности и дублированию работ по информатизации, нерациональному расходованию средств. Необходимо решение вопросов, связанных с выравниванием технических возможностей медицинских учреждений, укомплектованностью информационных служб квалифицированными кадрами. Возрастает роль организационного, методического, технологического и законодательно- правового обеспечения процесса информатизации. Требуют дальнейшего решения вопросы защиты персонифицированной информации, хранящейся или передающейся в электронной форме. Одной из актуальных задач на сегодняшний день является необходимость закупки лицензионного системного программного обеспечения.
С помощью медицинских информационных систем производится сбор статистических данных (по формам госстата и формам Минздравсоцразвития России о состоянии здоровья населения и объемах медицинской помощи, в т.ч. в разрезе отдельных групп пациентов) и обмен телемедицинскими данными. Предполагается в 2011-2012 годах не оптимизировать количество разновидностей используемых в медицинских учреждениях МИС, а приоритетно внедрять МИС, реализующую функциональность медицинских учреждений в полном объеме и в едином информационном пространстве, что позволит сократить затраты на поддержку и доработку данных МИС.
Локальные медицинские информационные системы (системы, реализующие частичную функциональность медицинских учреждений, или системы, работающие на различных компонентах или функциональных подсистемах, не имеющие единой информационной платформы) находятся на эксплуатации во всех медицинских учреждениях, реализующих частичную функциональность медицинских учреждений, такую как персонифицированный регистр граждан по отдельным нозологическим формам заболеваний при лечении в амбулаторно-поликлинических условиях, персонифицированная заявка лекарственных средств гражданам, имеющим право на государственную социальную помощь, персонифицированный регистр граждан, прошедших дополнительную диспансеризацию, и т.п.
Отдельные персональные электронно-вычислительные машины (далее - ПЭВМ), имеющие доступ к общим ресурсам субъекта Российской Федерации, подключены к федеральным регистрам и работают в медицинских учреждениях области с целью решения следующих задач: ведение регистров по выявляемости и пролеченности по онкологическим и сердечнососудистым заболеваниям, оказанию высокотехнологичной медицинской помощи, общие данные по инвалидам, ведение льготных рецептов по семи нозологиям.
Все 1399 рабочих места, добавляемых в 2011-2012 годах, являются терминальными станциями. В учреждения здравоохранения будут поставляться типовые автоматизированные рабочие места, учитывающие специфику процесса оказания медицинской помощи в учреждениях здравоохранения.
Основу предлагаемого инфраструктурного решения составляют терминальные станции (тонкий клиент). Терминальное рабочее место комплектуется многофункциональным устройством (из расчета одно устройство на два рабочих места), модулем доверенной загрузки.
В каждое учреждение будут поставлены устройства чтения контактных смарт-карт и 2-мерных штрих-кодов (далее - сканер медполиса/УЭК).
В составе структурированной кабельной сети (далее - СКС) предусмотрена разработка элементов магистральной кабельной подсистемы комплекса зданий и магистральной кабельной подсистемы здания, а для крупных учреждений здравоохранения (более 40 АРМ) активного и пассивного сетевого оборудования.
Работы по созданию СКС должны обеспечить высокоскоростную передачу данных по ЛВС и высокоскоростной выход в Интернет.
Для организации системы связи специального назначения (специализированные закрытые средства связи и информационного обмена) планируется организация локальных узлов связи защищенного информационного обмена с использованием криптомаршрутизаторов.
В большинстве населенных пунктов качественный канал связи скоростью более 2 мБ/с невозможно организовать по техническим причинам либо ежемесячная стоимость аренды канала его составляет более 40 тыс. руб. Так, ежемесячная стоимость существующих выделенных каналов связи пропускной способностью 2 мБ/с составляет в г.Благовещенск - 10 тыс. руб., в г.Белогорск - 23 тыс. руб., в г.Свободный - 25 тыс. руб., в г.Шимановск - 26 тыс. руб., в г.Райчихинск - 43 тыс. руб.
В данных условиях единственно оптимальным решением, не увеличивающим текущие расходы медицинских учреждений, является организация локальной серверной архитектуры для организации терминальной сессии на локальном сервере через локально-вычислительную сеть учреждения. При таком подходе в центр обработки данных идут запросы только для работы с медицинской информационной системы. Канала в 2 мБ/с будет вполне достаточно для полноценной работы системы.
В связи с этим планируется создание 34 локальных серверных узлов в 30 крупных медицинских учреждениях. Локальные серверные узлы делятся на 3 типа:
24 узла до 20 пользователей в 20 медицинских учреждениях на сумму 4 742,4 тыс. руб.;
5 узлов от 20 до 70 пользователей в 5 медицинских учреждениях на сумму 3 084,5 тыс. руб.;
5 узлов свыше 70 пользователей в 5 медицинских учреждениях на сумму 7 105,2 тыс. руб.
При этом 6 медицинских учреждений будут полностью, на 100%, оснащенными автоматизированными рабочими местами:
ГБУЗ АО "Амурская областная больница восстановительного лечения";
ГБУЗ АО "Белогорская городская больница";
МБУЗ "Городская поликлиника N3" г.Благовещенск;
ГБУЗ АО "Свободненская городская поликлиника";
МБУЗ "Тындинская центральная районная больница";
МБУЗ "Ивановская центральная районная больница".
4 медицинских учреждения будут оснащены автоматизированными рабочими местами на 75%:
ГБУЗ АО "Амурская областная детская клиническая больница";
ГБУЗ АО "Амурская областная клиническая больница";
ГБУЗ АО "Амурский областной кожно-венерологический диспансер";
МБУЗ "Городская клиническая больница" г.Благовещенск.
Сервер электронной почты в учреждении здравоохранения будет располагаться в министерстве здравоохранения области, фактическое расположение в ОГУЗ "Амурский медицинский информационно- аналитический центр". Доменное имя amurZdrav.ru и amurMiac.ru использует протоколы IMAP с целью защиты информации. Каждый авторизованный на право работы на почтовом сервере врач будет иметь свой персональный почтовый ящик.
Мероприятия по информатизации системы здравоохранения Амурской области
Для создания условий реализации государственной политики по обеспечению гарантий населению на бесплатную медицинскую помощь при одновременном расширении доступности и повышении качества медицинского обслуживания за счет эффективного использования имеющихся ресурсов здравоохранения посредством внедрения современных информационных технологий с целью ведения: электронной медицинской карты; электронной регистратуры; единого регистра медицинских работников; персонифицированного учета медицинских услуг; системы электронного документооборота; телемедицинских консультаций;
системы хранения и архивации медицинских изображений в формате DICOM;
электронного паспорта медицинского учреждения; паспорта системы здравоохранения области.
Необходимо проведение следующих основных мероприятий по информатизации деятельности медицинских учреждений области:
правовое обеспечение информационной деятельности в здравоохранении области;
оснащение медицинских учреждений компьютерным оборудованием; организация локальных вычислительных сетей и защищенных каналов связи с последующим их включением в Единое информационное пространство, используя локальные узлы связи в муниципальных образованиях;
обеспечение информационной безопасности региональной медицинской вычислительной сети;
обучение медицинского и технического персонала медицинских учреждений области;
внедрение медицинской информационной системы; ведение федеральных регистров и паспортов.
Как видно из приведенных выше данных, информатизация системы здравоохранения области - это многоаспектный, системообразующий процесс, включающий сбор, накопление, интеграцию и эффективное
использование баз, банков данных и знаний о деятельности отрасли и ее финансировании.
С точки зрения информатизации, система здравоохранения региона представляет территориально распределенную многоуровневую систему, образованную объектами информатизации, к которым относятся органы управления здравоохранения, учреждения здравоохранения, аптеки, товаропроизводители лекарственных средств, страховщики, территориальный фонд обязательного медицинского страхования и его филиалы и т.д. Информационная система здравоохранения области объединяет субъекты различной ведомственной подчиненности и форм собственности. Поэтому в процессе дальнейшей информатизации необходимо учитывать их организационную независимость, многообразие реально существующих в настоящее время технологических схем ведения баз данных и программно-технических платформ.