Недействующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Амурской области на период до 2025 года (с изменениями на 5 апреля 2021 года)



Часть 4. СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Экономика области является открытой системой, траектория ее развития до 2025 года во многом предопределяется динамикой развития национальной экономики и общемировых глобальных тенденций.


Долгосрочные перспективы развития экономики области определяются комплексом условий и факторов. С одной стороны, это современное социально-экономическое положение и позиционирование области в едином экономическом пространстве России в действующей системе межрегиональных и внешнеэкономических связей, с другой, это влияние глобальных рынков на реализацию конкурентных возможностей региональной экономики.


В современной России экономическое развитие регионов еще не характеризуется устойчивостью, что затрудняет определение тенденций их развития для целей стратегического анализа. Федеральный центр находится в поиске основных направлений развития и трансформации экономики. Поэтому реалии социально-экономической ситуации в России обусловливают необходимость сценарного построения долгосрочных перспектив развития региона.


К трудностям долгосрочного прогнозирования необходимо отнести и незавершенность перехода от централизованного управления экономикой к принципиально иным рыночным методам управления, а также до конца несформированного представления о границах государственного участия в управлении экономическими сферами и процессами. Кроме того, на развитие регионов значительное влияние оказывает способность страны сконцентрировать ресурсы на построение инновационной модели экономики для проведения эффективной региональной политики.


Разработка сценариев позволит рассмотреть альтернативные варианты развития региональной экономики в зависимости от развития событий в условиях действия долгосрочных трансформационных структурных сдвигов.


В связи с этим можно рассматривать как наиболее вероятные следующие стратегические сценарии: инерционный, базовый и оптимальный.


Во многом реализация того или иного сценария зависит от проведения федеральной государственной политики по выравниванию условий хозяйствования на Дальнем Востоке с европейской частью России, а также нивелирования системных ограничений экономического роста восточного макрорегиона.


Правительством Российской Федерации в декабре 2009 года принято решение об утверждении Стратегии социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года. Это первый российский стратегический документ территориального планирования.


Стратегической целью развития макрорегиона является реализация геополитической задачи закрепления населения за счет формирования развитой экономики и комфортной среды обитания человека, а также достижение среднероссийского уровня социально-экономического развития.


Для достижения этой цели необходимо обеспечить сопоставимое или опережающее в сравнении со среднероссийскими темпами социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации, расположенных на территории Дальнего Востока и Байкальского региона.


Позднее в 2011 году принят План мероприятий по реализации Стратегии, который предусматривает комплекс мероприятий, направленных на создание условий для эффективного развития экономики региона, в том числе:


создание фонда прямых инвестиций, технопарков, особых экономических зон;


формирование условий ценовой, тарифной политики, обеспечивающей конкурентоспособность продукции (работ, услуг);


разработка комплекса мероприятий по развитию основных видов экономической специализации;