В целях социально-экономического развития Амурской области, создания условий для ускоренного развития промышленности Амурской области на основе внедрения и коммерциализации наукоемких технологий Правительство Амурской области
постановляет:
Утвердить прилагаемую Концепцию развитая инновационной деятельности в Амурской области до 2020 года.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 02 мая 2012 года N 243
Настоящая Концепция определяет основные задачи и приоритетные направления развития инновационной деятельности, выявляет возможности использования научно-технического и инновационного потенциала, предлагает формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в Амурской области на долгосрочную перспективу.
Инновационная деятельность является важнейшим ресурсом и инструментом повышения конкурентоспособности экономики Амурской области.
Необходимость разработки Концепции определяется:
возрастанием роли инноваций как фактора повышения конкурентоспособности и устойчивости экономического развития;
необходимостью создания соответствующих условий для активного вовлечения научного и научно-технического потенциала в процессы модернизации производств;
необходимостью интеграции имеющихся в Амурской области ресурсов и организаций в единую инновационную систему;
вхождением России в ВТО и усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках продукции.
Реализация Концепции предусматривает переориентацию экономики Амурской области на использование инновационных технологий, которые позволят обеспечить повышение конкурентоспособности товаропроизводителей Амурской области и инвестиционную привлекательность региона, увеличить валовый региональный продукт за счет освоения новых для Амурской области видов продукции и технологий.
Переориентация экономики области на инновационный путь развития будет осуществляться посредством:
1. Формирования обоснованного выбора стратегических приоритетов инновационного развития.
2. Формирования инновационных кластеров.
3. Создания эффективной системы реализации избранных приоритетов на основе целевых программ, инновационных проектов регионального значения, активизации деятельности ведущих научно-исследовательских учреждений области в реализации государственных программ и проектов.
4. Государственной поддержки инновационных проектов в рамках федеральных и областных целевых программ, конкурсов, а также путем предоставления государственных гарантий, налоговых льгот и иных преференций.
5. Содействия в привлечении финансовых средств к реализации инновационных проектов.
6. Создания объектов инновационной инфраструктуры, таких как инновационный центр, представительство Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, инновационного бизнес- инкубатора и т.п.
7. Формирования эффективного взаимодействия субъектов инновационной деятельности, в том числе привлечения неправительственных организаций, региональных отделений общественных академий наук, объединений ученых, инженеров, конструкторов, менеджеров к участию в реализации и пропаганде инновационных проектов и программ.
Реализация Концепции позволит:
субъектам инновационной деятельности эффективнее взаимодействовать с экономическими и финансовыми партнерами (банками, фондами, инвесторами, и т.д.);
сформировать благоприятные условия для развития инвестиционного климата Амурской области;
выстроить целостную инфраструктуру инновационного развития, обеспечивающую продвижение на рынок новых видов продукции и технологий.
Основные понятия, применяемые в настоящей Концепции, определены в Законе Амурской области от 31.08.2007 N 365-ОЗ "Об инновационной деятельности в Амурской области".
В настоящее время ситуация в инновационной сфере Амурской области характеризуется следующими показателями.
Доля инновационной продукции в объеме отгруженных товаров, работ, услуг Амурской области увеличилась с 1,3% в 2006 до 1,8 % в 2009 году. В целом по Дальневосточному федеральному округу (далее - ДФО) снижение составило 0,3 %, по Российской Федерации - 0,4 %. По данному показателю по итогам 2009 года область уступает Приморскому, Хабаровскому краю и Республике Саха (Якутия).
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||||||
млн. | в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | млн. | в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | млн. руб. | в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | млн. | в % от общего объема отгруженных товаров, выполненных работ, услуг | ||||
Российская Федерация | 777458,1 | 4,7 | 958928,7 | 4,6 | 1103365,5 | 5,0 | 807561,7 | 4,6 | |||
ДФО | 8193,5 | 1,8 | 4853,1 | 0,9 | 13092,9 | 1,9 | 13365,1 | 1,6 | |||
Республика Саха (Якутия) | 619,6 | 0,4 | 713,1 | 0,4 | 4752,9 | 2,6 | 3051,4 | 2,0 | |||
Камчатский край | 4,5 | 0,0 | 293,9 | 1,1 | 2,6 | 0,0 | 4,8 | 0,0 | |||
Приморский край | 2333,1 | 2,7 | 880,1 | 1,0 | 2111,8 | 2,9 | 5198,6 | 4,7 | |||
Хабаровский край | 4580,5 | 4,9 | 1664,3 | 1,6 | 3595,1 | 2,8 | 1860,5 | 1,7 | |||
Амурская область | 447,9 | 1,3 | 967,7 | 2,4 | 1279,5 | 3,1 | 1413,9 | 1,8 | |||
Магаданская область | 42,3 | 0,2 | 100,0 | 0,5 | 863,1 | 3,3 | 1370,3 | 3,4 | |||
Сахалинская область | 38,4 | 0,1 | 62,7 | 0,1 | 214,6 | 0,1 | 224,5 | 0,1 | |||
Еврейская автономная область | 27,7 | 1,0 | 39,8 | 1,0 | 155,1 | 3,0 | 158,3 | 3,7 | |||
Чукотский автономный округ | 99,7 | 12,0 | 131.6 | 6,3 | 118,2 | 5,4 | 83,0 | 3,4 |
Число организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в 2010 году возросло по сравнению с 2006 годом на 12,5% и составило 18 единиц, причем 15 из них осуществляли технологические инновации.
Уровень инновационной активности организаций в 2010 году составил 7,1 %, на 0,4 % ниже уровня 2006 года, что сдерживало технологические преобразования в области
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, в период с 2006 по 2010 год в области осуществляли инновационную деятельность организации, занимающиеся производством и распределением электроэнергии, газа и воды, производством пищевых продуктов, металлургическим производством и производством готовых металлических изделий, издательской деятельностью, производством транспортных средств и оборудования, добычей полезных ископаемых, производством прочих неметаллических минеральных продуктов.
В 2009 году по доле организаций, осуществляющих внедрение инноваций, Амурская область занимала IV место среди субъектов ДФО. Лучше, чем в области ситуация складывалась в Магаданской области, Приморском и Хабаровском краях.
Удельный вес инновационных организаций, % | |||||||
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||
ДФО | 100 | 100 | 100 | 100 | |||
Республика Саха (Якутия) | 21,7 | 19,8 | 12,7 | 9,5 | |||
Камчатский край | 6,1 | 5,7 | 6,7 | 7,1 | |||
Приморский край | 12,2 | 17,9 | 22,7 | 22,2 | |||
Хабаровский край | 27,0 | 21,7 | 17,3 | 19,0 | |||
Амурская область | 13,9 | 16,0 | 10,7 | 11,9 | |||
Магаданская область | 6,1 | 7,5 | 21,3 | 21,4 | |||
Сахалинская область | 10,4 | 8,5 | 6,7 | 6,3 | |||
Еврейская автономная область | 2,6 | 2,8 | 2,0 | 2,4 |
Затраты на технологические инновации в 2010 году составили 1348,4 млн. рублей, что в 6 раз превышает уровень 2006 года. Основным источником финансирования инновационной деятельности являлось самофинансирование
. В 2010 году за счет собственных средств организаций было профинансировано 33 % всех затрат на технологические инновации, 50 % - за счет кредитных и заемных средств, 17 % - за счет средств федерального бюджета. Принимая во внимание, что процесс внедрения инноваций требует увеличения финансовых вливаний и повышения уровня участия государства в финансировании инноваций, необходимо проведение эффективной политики государственных инвестиций в инновации.
Основной статьей расходов организаций на технологические инновации является приобретение машин и оборудования - более 50 % от общей суммы затрат, что объясняется низким материально-техническим потенциалом организаций.
В целом доля инновационной продукции Амурской области в объеме ВРП возросла с 0,47 % в 2006 году до 0,92% в 2009 году и превысила долю, сложившуюся в целом по Дальневосточному федеральному округу, в 2007 году на 0,49 %, 2008 году - 0,12 %, 2009 году - 0,36 %. Вместе с тем этот показатель остается более чем в два раза ниже среднероссийского уровня.
2006 г. | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | ||||
Российская Федерация | 3,46 | 3,43 | 3,25 | 2,52 | |||
ДФО | 0,82 | 0,38 | 0,85 | 0,56 | |||
Республика Саха (Якутия) | 0,30 | 0,29 | 1,54 | 0,74 | |||
Камчатский край | 0,01 | 0,44 | 0 | 0 | |||
Приморский край | 1,08 | 0,34 | 0,67 | 0,90 | |||
Хабаровский край | 2,36 | 0,72 | 1,34 | 0,63 | |||
Амурская область | 0,47 | 0,87 | 0,97 | 0,92 | |||
Магаданская область | 0,14 | 0,28 | 2,05 | 0,71 | |||
Сахалинская область | 0,02 | 0,02 | 0,06 | 0,06 | |||
Еврейская автономная область | 0,15 | 0,17 | 0,65 | 0,62 |
Для перехода экономики области на инновационный путь развития в Амурской области сформированы отдельные элементы региональной инновационной системы: