Характерной особенностью развития системы общего образования Амурской области является тот фактор, что ключевые системные преобразования были комплексно реализованы в период с 2007 года в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования (реструктуризация сети, оптимизация штатов, внедрение новой системы оплаты труда и переход на нормативно-подушевое финансирование). Это позволило избежать многих социально-экономических рисков и повысить уровень понимания, инициативы и востребованности реализуемых мероприятий со стороны педагогической и родительской общественности.
Система общего образования области включает в себя 366 общеобразовательных учреждений и 18 школ-интернатов, в которых обучается 92916 учащихся.
В образовательных учреждениях Амурской области, реализующих программы общего образования, трудится 9111 руководящих и педагогических работников, в том числе 7186 учителей, из которых имеют высшую квалификационную категорию 8,5%, первую - 39,5%.
Для обеспечения доступности качественного общего образования в 2011 году в области организован подвоз 6141 обучающегося в 188 школах. Подвоз детей в школы осуществляют 222 автобуса.
В целях реализации основных направлений модернизации системы общего образования области, нацеленных на достижение ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", приобретено современное учебное оборудование, пополнены фонды школьных библиотек, обновлен парк школьных автобусов, осуществлен текущий ремонт зданий образовательных учреждений, реализован комплекс мероприятий по энергосбережению.
В области осуществлена оптимизация сети образовательных учреждений через интеграцию дошкольных и общеобразовательных учреждений: открытие групп полного дня пребывания детей дошкольного возраста в школах (в 2011 году - 28 групп на 546 детей); преобразование малочисленных начальных или основных общеобразовательных школ в филиалы общеобразовательных учреждений основного или среднего (полного) общего образования (в 2011 году - 5); реорганизацию общеобразовательных учреждений среднего (полного) общего образования с контингентом обучающихся 100 и менее человек в общеобразовательное учреждение основного общего образования (в 2011 году - 3); создание базовых (опорных) школ, информационно-ресурсных и социокультурных центров.
В общеобразовательных учреждениях внедряются современные экономические механизмы, повышающие эффективность деятельности учреждений и качество образования посредством стимулирования труда учителя. Система оплаты труда учителя основана на расчете стоимости ученикочаса. Ликвидированы уравнительные подходы к оплате труда. Повышается оплата труда учителей, которые добиваются высоких результатов и качества образования, вносят наибольший вклад в реализацию образовательной программы школы. Установлена зависимость стимулирования труда руководителей от результатов деятельности общеобразовательных учреждений. Внедрены простые и прозрачные критерии и показатели оценки результатов труда учителя, процедуры распределения фонда оплаты труда. При распределении стимулирующей части фонда оплаты труда обязательно участвуют управляющие советы.
В результате внедрения нормативного подушевого финансирования расходы на одного учащегося в 2011 году составили 27,8 тыс. рублей на городского школьника, 67,7 тыс. рублей - на сельского.
Осуществление комплексных мер позволило снизить объем неэффективных расходов бюджета Амурской области в сфере общего образования.
Проведение в 2010/11 учебном году эксперимента по введению федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) начального общего образования позволило создать основу для введения на территории области в штатном режиме ФГОС нового поколения. С 1 сентября 2011 года новое содержание начального общего образования осваивают 10428 обучающихся в 586 первых классах (100% от общего числа обучающихся первых классов). В области функционируют школы полного дня, увеличено количество групп продленного дня, которые посещают 20% учащихся начальных классов.
В 2011 году с 43% до 50,5% увеличилось количество учреждений, предоставляющих возможность учащимся изучать учебные предметы углубленно, выбирать учебный профиль. В 452 (2010 год - 367) профильных классах занимались 6758 (2010 год - 6126) старшеклассников, что составило 66,3% (2010 год - 56,4%) от их общего числа. Структура профильного обучения представлена профилями, ориентированными на социально-экономические потребности региона: физико-математический, естественнонаучный, гуманитарный, информационно-технологический, агротехнологический и др.
Региональная система оценки качества образования (далее - РСОКО) позволяет оценить уровень достижений учащихся, качество образования на различных ступенях обучения, дает возможность получения оперативной, достоверной информации по оценке качества образовательного процесса в целом. Создана инфраструктура, обеспечивающая содержательное и технологическое проведение процедур оценки качества образования, доведения результатов до обучающихся, их родителей и общественности.
В результате реализации направлений РСОКО получены позитивные эффекты: созданы реальные условия участия общественности в оценке качества деятельности как образовательных учреждений, так и педагогических и руководящих работников; сформирована объективная и открытая система внешней и внутренней оценки качества образования; созданы экспертные сообщества в области качества образования из числа профессионалов и общественности.
С участием независимых экспертов осуществляется экспертиза социально значимых проектов в области образования.
В региональной системе образования сформирована единая образовательная информационная среда - все общеобразовательные учреждения области имеют свои обновляемые сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Публичные отчеты об образовательной и финансово-хозяйственной деятельности представляют все общеобразовательные учреждения.
С целью расширения самостоятельности школ в области проведена организационная работа, по итогам которой в статус автономных учреждений переведено 5% школ, что позволяет расширить спектр и повысить качество предоставляемых услуг, более рационально использовать имеющиеся материально-технические и кадровые ресурсы, привлекать общественные структуры к управлению финансово-хозяйственной и организационной деятельностью учреждения.
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в области осуществляется дистанционное обучение детей-инвалидов. В рамках реализации проекта обучаются 160 детей-инвалидов, осуществляют образовательный процесс 154 педагога. Для этого оборудовано 66 рабочих мест педагогов в 56 школах всех 29 муниципальных образований области.
В рамках Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 года N 61, на базе ГОАУ ДПО Амурского областного института развития образования создана стажировочная площадка по направлению "Достижение во всех субъектах Российской Федерации стратегических ориентиров национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", на базе ГОАУ СПО "Амурский педагогический колледж" - по направлению "Распространение на всей территории Российской Федерации современных моделей успешной социализации детей".
В целях сохранения и развития системы общего и дошкольного образования, поддержки инновационных учреждений, повышения статуса учителя, создания системы сопровождения талантливой молодежи в области реализовывалась долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы", объем средств которой составлял 515,8 млн. рублей, что в 2 раза выше уровня 2010 года.
Реализация в Амурской области комплекса мер по модернизации общего образования в 2011 году позволила достичь ряда системных эффектов, которые являются заделом для дальнейшей модернизации по направлениям:
1. Повышение качества образовательного процесса.
2. Обеспечение доступности образовательных услуг через сетевое взаимодействие школ, создание системы дистанционного обучения, обеспечение транспортом сельских и отдаленных школ для подвоза учащихся к месту учебы и обратно.
3. Развитие РСОКО, управления качеством образования.
4. Активизация деятельности органов государственно-общественного управления, созданных в рамках комплексного проекта модернизации образования в общеобразовательных учреждениях, расширение самостоятельности школ.
5. Создание модели персонификации повышения квалификации педагогов через реализацию плана действий по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников, руководителей образовательных учреждений и модернизации педагогического образования.
6. Привлечение в школу молодых педагогических кадров.
7. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей общеобразовательных учреждений в условиях введения нового федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.