Основы правового статуса КМНС регулируются:
Конституцией Российской Федерации;
Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
Как правило, принятые нормативные правовые акты федерального уровня нуждаются в дальнейшем дополнении и уточнении с учетом местных условий. На уровне субъекта Российской Федерации принят Закон Амурской области от 29 апреля 2003 года N 208-ОЗ "О гарантиях прав коренных малочисленных народов в Амурской области".
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 23.08.2012 N 443)
Отдельные аспекты жизнедеятельности КМНС регулируются разрозненными нормативными правовыми актами. Правовой статус КМНС Амурской области и важнейшие аспекты их жизнедеятельности до последнего времени остаются не в полной мере урегулированными.
В настоящее время нормативные правовые акты в сфере защиты прав КМНС носят декларативный характер, в них имеются пробелы и противоречия с отраслевым законодательством. Как следствие, на практике народы Севера не могут реализовать свое право на самобытное развитие, гарантированное Конституцией Российской Федерации. Достаточно отметить, что Федеральный закон "О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации" был принят в апреле 1999 года, но, например, до сих пор отсутствует правоприменительная практика по созданию территорий традиционного природопользования КМНС, являющихся основой их жизнедеятельности.
В качестве мер экономического регулирования жизнедеятельности КМНС можно назвать следующие: государственная поддержка северного оленеводства, предоставление льгот, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обеспечение права на добычу объектов животного мира в целях удовлетворения собственных нужд.
Однако для перелома негативных тенденций в социально-экономическом развитии КМНС существующих в настоящее время мер недостаточно, и в целях решения проблем целесообразно использовать программно-целевой метод.