Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012 - 2013 ГОДЫ" (с изменениями на: 26.12.2013)


      2.2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом


Анализ ситуации в области свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство играет все более весомую роль в развитии экономики области, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр социально-экономических задач, таких как увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение бюджетов всех уровней. В этой связи основным направлением деятельности органов государственной власти Амурской области является создание благоприятных условий развития и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проводимая в области государственная политика по обеспечению развития предпринимательства в рамках реализации мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 15 ноября 2008 года N 269, в целом способствует положительной динамике основных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур.

Тем не менее, по данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области, в 2010 году по сравнению с 2009 годом произошло увеличение количества средних предприятий на 27,4%, возросло количество индивидуальных предпринимателей на 0,4%, уменьшилось количество малых предприятий (включая микропредприятия) на 29,3%. Изменения произошли в связи с приведением категорий субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствие  законодательству, а также исключением из списков субъектов малого и среднего предпринимательства, не осуществляющих свою деятельность. Численность работников, занятых на малых и средних предприятиях (без внешних совместителей), по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 2,0%, оборот малых и средних предприятий увеличился на 22,8%. Также наблюдается увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по отдельным видам налогов (УСН, ЕНВД, НДФЛ) на 37,4%.

По оценке, в 2011 году по сравнению 2010 годом число малых и средних предприятий увеличится на 1,2%, численность работников, занятых на малых и средних предприятиях (без внешних совместителей), увеличится на 2,6%, оборот малых и средних предприятий увеличится на 8,9%. Доля продукции, произведенной субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме валового регионального продукта в 2011 году увеличится по сравнению с 2010 годом на 0,2 процентного пункта.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области за 2010 год, в структуре малого и среднего предпринимательства Амурской области преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и операциями с недвижимостью (28,0% и 17,2% соответственно), в обрабатывающих производствах и добычей полезных ископаемых - 11,1%, строительством - 15,3%.

Как показывает опыт проделанной работы, основными проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого предпринимательства, остаются следующие:

недостаток стартового капитала, а также средств на расширение предпринимательской деятельности;

частые изменения нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности;

неразвитость инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства;

несовершенство информационной поддержки;

несовершенство системы подготовки управленческих и рабочих кадров.

Решение имеющихся проблем возможно в рамках действующего законодательства.

Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Амурской области от 11 января 2010 года N 298-ОЗ "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области" и иными нормативными правовыми актами Амурской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

(в ред. постановления Правительства Амурской области от 06.07.2012 N 347)

В соответствии с действующим законодательством условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территориях субъектов Российской Федерации устанавливаются региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, органы государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют поддержку региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Подпрограмма разработана в соответствии с действующим законодательством и основана на следующих принципах:

приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации программ социально-экономического развития области;

соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития области;

обеспечение комплексного подхода при предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки и возможности получения ее одновременно в нескольких формах, предусмотренных действующим законодательством;

обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов областной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;

полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Амурской области;

участие субъектов малого и среднего предпринимательства, коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений, выражающих их интересы, в формировании и реализации государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие и условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

ответственность исполнительных органов государственной власти области за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Подпрограмма является продолжением реализации государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства и решения в перспективе вышеуказанных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.

Для осуществления инновационной деятельности Амурская область обладает достаточным научным потенциалом: на ее территории действуют 10 научно-исследовательских учреждений и 7 малых и средних инновационных предприятий, ведущих разработки прикладных технологий в различных сферах (сельское хозяйство, промышленное производство, медицина, геология и др.). Данными учреждениями и организациями разработаны и требуют активного внедрения более 140 уникальных и высокоэффективных инновационных разработок. От общего количества разработок на долю малых и средних предприятий приходится около 8%, которые направлены на очистку и обеззараживание воды, дезинфекцию оборудования, разработку приборов и оборудования, предназначенного для систем отопления и подогрева воды, повышения безопасности атомных электростанций и др.