ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 апреля 2011 года N 253
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 26.07.2011 N 496, от 26.10.2011 N 710, от 01.12.2011 N 827, от 28.12.2011 N 960)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2012 года на основании постановления Правительства Амурской области от 28.11.2011 N 819.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 года N 28 "Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях в Амурской области на 2011 - 2013 годы".
2. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области Н.Л.Тезикова.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 26.10.2011 N 710)
Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2011 - 2013 ГОДЫ"
(в редакции постановлений Правительства Амурской области от 26.07.2011 N 496, от 26.10.2011 N 710, от 01.12.2011 N 827, от 28.12.2011 N 960)
┌════════════════════════┬════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │"Совершенствование организации медицинской │
│ │помощи пострадавшим при дорожно-транспортных │
│ │происшествиях в Амурской области на 2011 - │
│ │2013 годы" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основания для разработки│1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. │
│программы │N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". │
│ │ │
│ │2. Постановление Правительства Российской │
│ │Федерации от 31 декабря 2010 года N 1223 │
│ │"О порядке предоставления субсидий │
│ │из федерального бюджета бюджетам субъектов │
│ │Российской Федерации на софинансирование │
│ │расходных обязательств субъектов Российской │
│ │Федерации, связанных с реализацией мероприятий, │
│ │направленных на совершенствование организации │
│ │медицинской помощи пострадавшим при дорожно - │
│ │транспортных происшествиях". │
│ │ │
│ │3. Постановление Правительства Амурской области │
│ │от 7 декабря 2007 года N 28 "Об утверждении │
│ │Порядков принятия решений о разработке областных│
│ │(региональных) целевых программ, их формирования│
│ │и реализации, а также проведения оценки │
│ │эффективности" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный заказчик│Министерство здравоохранения области │
│программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Разработчик программы │Министерство здравоохранения области │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Цель программы │Совершенствование организации медицинской помощи│
│ │пострадавшим при дорожно-транспортных │
│ │происшествиях │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Задачи программы │Совершенствование оказания первичной медико - │
│ │санитарной, специализированной и скорой │
│ │медицинской помощи пострадавшим при дорожно - │
│ │транспортных происшествиях. │
│ │ │
│ │Развитие системы информирования населения │
│ │по предупреждению и снижению смертности │
│ │от дорожно-транспортных происшествий │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень основных │1. Организация травматологических центров │
│мероприятий │в учреждениях здравоохранения. │
│ │ │
│ │2. Обеспечение оказания медицинской помощи │
│ │пострадавшим. │
│ │ │
│ │3. Подготовка и переподготовка медицинских │
│ │кадров. │
│ │ │
│ │4. Создание системы телемедицинской связи │
│ │между травматологическими центрами. │
│ │ │
│ │5. Подготовка и прокат тематических передач │
│ │в средствах массовой информации. │
│ │ │
│ │6. Оснащение оборудованием для оказания │
│ │реабилитационной помощи детям и подросткам │
│(п. 6 введен постановлением Правительства Амурской области от 01.12.2011│
│N 827) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2011 - 2013 годы │
│программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Общий объем финансирования программы на 2011 - │
│финансирования программы│2013 годы - 193150,6 тыс. рублей за счет средств│
│ │областного бюджета, в том числе: │
│ │ │
│ │2011 год - 191084,0 тыс. рублей; │
│ │2012 год - 994,0 тыс. рублей; │
│ │2013 год - 1072,6 тыс. рублей │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │1. Повышение доступности и качества оказания │
│результаты реализации │медицинской помощи пострадавшим │
│программы и показатели │при дорожно-транспортных происшествиях. │
│социально-экономической │ │
│эффективности │2. Снижение осложнений от травм, полученных │
│ │в результате дорожно-транспортных происшествий, │
│ │на 3%. │
│ │ │
│ │3. Снижение показателя летальности от травм │
│ │при дорожно-транспортных происшествиях на 7%. │
│ │ │
│ │4. Снижение инвалидности на 3% с улучшением │
│ │качества жизни и возврата к труду пострадавших │
│ │при дорожно-транспортных происшествиях. │
│ │ │
│ │5. Ежегодное оказание реабилитационной помощи │
│ │не менее 13000 детей и подростков │
│(п. 5 введен постановлением Правительства Амурской области от 01.12.2011 │
│N 827) │
└════════════════════════┴════════════════════════════════════════════════…
Анализ травматизма за последние десятилетия в России иллюстрирует его стабильно высокий уровень. Дорожно-транспортный травматизм в России в настоящее время превратился в пандемию, далеко превзойдя по числу дней нетрудоспособности и летальных исходов инфекционные и паразитарные заболевания.
По данным ВОЗ, в мире каждые 30 секунд на дорогах погибает один человек. Ежегодно жертвами дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) становятся 1,2 миллиона человек и еще 20 - 50 миллионов получают увечья.
Значительный ущерб ДТП наносят и экономике России. Потери достигают 2,0% от ВВП, что в абсолютном значении составляет за год 369 млрд. руб. (в результате гибели и ранения людей - 227,7 млрд. руб.). Доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 59,1%. Летальность при ДТП на догоспитальном этапе - 10,8%, в стационарах - 13%.
Вопрос оказания своевременной и полной медицинской помощи пострадавшим в ДТП чрезвычайно актуален. Статистика по всей России такова, что более 13% смертей происходит в силу внешних причин, причем среди населения трудоспособного возраста этот показатель составляет более 32%. Высокие цифры летальности трудоспособного населения определяются, в том числе и тяжестью автодорожной травмы. Анализ демографической ситуации в Амурской области за период с 2005 по 2010 год свидетельствует о высокой смертности от травм, особенно у лиц мужского пола в возрасте от 20 до 50 лет.
Увеличивающаяся сеть автомобильных дорог, открытие сквозного движения по федеральной автомобильной трассе Чита - Хабаровск на территории Амурской области диктуют постоянное увеличение транспортного потока, а следовательно, и рост показателей автодорожного травматизма. Так, в Амурской области с 2000 по 2010 год количество пострадавших в ДТП увеличилось в 1,8 раза. Основными причинами увеличения числа пострадавших являются технические и человеческие факторы. В настоящее время автотранспорт перешел из разряда материального достатка в разряд жизненной необходимости, при этом значительно улучшились технические характеристики транспортных средств, одновременно с этим увеличилось и количество личного автотранспорта. Несмотря на это, навыки вождения водителей оставляют желать лучшего. Зачастую водителями не соблюдается скоростной режим движения, игнорируются средства индивидуальной защиты и защиты пассажиров, нередки случаи употребления спиртных напитков и наркотических веществ. При этом скорость на дорогах достигает 100 - 180 км/час, а порой 200 и выше. Движение на такой скорости, как правило, приводит к возникновению аварийных ситуаций и аварий с тяжелыми последствиями и человеческими жертвами. При травмах возникают наружные и внутренние кровотечения, часто сопровождающиеся шоком. При несвоевременном оказании медицинской помощи пострадавшим в ДТП риск возникновения летальных исходов увеличивается в 2,5 раза. При этом организация медицинской помощи по прибытии на место ДТП и оказания помощи пострадавшим в ДТП остается неэффективной. Так, по данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, доля лиц, погибших до прибытия в лечебное учреждение, составляет 55% от общего количества лиц, погибших вследствие ДТП. Неутешительной остается и статистика ДТП по Амурской области.
Год | Количество ДТП | Погибшие | Раненые |
2005 | 1375 | 239 | 1671 |
2006 | 1325 | 192 | 1683 |
2007 | 1353 | 195 | 1668 |
2008 | 1311 | 199 | 1571 |
2009 | 1127 | 161 | 1369 |
2010 | 1168 | 152 | 1454 |
Таблица N 2
Год | Количество ДТП | Погибшие | Раненые |
2005 | 173 | 11 | 173 |
2006 | 173 | 10 | 185 |
2007 | 163 | 9 | 165 |
2008 | 135 | 6 | 138 |
2009 | 117 | 5 | 120 |
2010 | 120 | 5 | 128 |
Общая летальность пострадавших в ДТП в 12 раз выше, чем при остальных травмах, инвалидность - в 6 раз, а пострадавшие нуждаются в госпитализации в 7 раз чаще. Более 70% пострадавших требуется дорогостоящее лечение в стационаре. При ежегодном росте количества ДТП и травматизма отмечается и рост тяжести последствий ДТП.
В структуре заболеваемости травмы в Амурской области занимают четвертое место, в структуре смертности - второе. При этом отмечается тенденция к дальнейшему росту тяжелых повреждений. За период с 2005 года заболеваемость в Амурской области, связанная с травмами, возросла с 90,4 до 118,6 случая на 1 тыс. населения, что на 30,0% больше по сравнению с общероссийским показателем травматизма (РФ - 88,6).
Летальность по лечебным учреждениям превышает общероссийский показатель в 2 раза и составляет 2,3% (РФ - 1,1%). Среди госпитализированных пострадавших в результате ДТП пациенты с политравмой составляют от 25 до 30%, а летальность в данной группе больных достигает 40%.
Большую часть пациентов (85%), получивших травмы, составляют лица трудоспособного возраста, из них 22 - 24% становятся инвалидами. Показатель утраты трудоспособности по причине травматизма в Амурской области превышает общероссийский и составляет 6,3 случая на 100 работающих (РФ - 5,8).
Неэффективная организация работы по оказанию медицинской помощи пострадавшим от травм, в том числе и пострадавшим в результате ДТП, является одной из основных причин их высокой смертности.
В плане увеличения летальности по области вызывает опасение тот факт, что из районов без какой-либо договоренности с областными учреждениями, нередко попутным транспортом, переправляются крайне тяжелые больные без оценки их возможностей для транспортировки. Бывают случаи транспортировки травматологических больных после 2- - 3-часовой инфузионной терапии. Как правило, это заканчивается летальным исходом.
Одной из причин этого является слабая обеспеченность кадрами. Наиболее востребованными остаются, прежде всего, травматологи районного звена. Специализированная помощь в регионах с малой плотностью населения сосредоточена, как правило, в областных центрах, значительно удаленных от районных стационаров, которые из-за дефицита кадров не укомплектованы врачами-специалистами.
В России 60% от общего числа погибших в ДТП умирают еще до поступления в учреждения здравоохранения, своевременную и полноценную медицинскую помощь при автомобильных авариях получают всего 15% пострадавших. В первые полчаса, когда медицинская помощь наиболее эффективна, в учреждения здравоохранения доставляются не более 35% пострадавших. По мнению экспертов, если бы помощь приходила вовремя и была адекватна тяжести повреждений, от 50 до 70% погибших на дорогах можно было бы спасти.