____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819
____________________________________________________
В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования Правительство области
постановляет:
Внести в долгосрочную целевую программу "Развитие образования Амурской области на 2009-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 15.11.2008 N 278 (в редакции постановления Правительства области от 25.08.2010 N 464), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко
Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования Амурской области
на 2009 - 2015 годы"
Наименование программы | Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы" | |||
Основание для | ||||
Государственный | Министерство образования и науки Амурской области | |||
Основной разработчик программы | Министерство образования и науки Амурской области | |||
Цель программы | Создание механизма устойчивого эволюционного развития образовательной среды в соответствии с социально-экономическими и социокультурными тенденциями развития области | |||
Основные задачи программы | 1. Создание условий для интенсивного развития инновационных процессов в образовательных учреждениях области. | |||
Перечень подпрограмм | 1. Подпрограмма "Одаренные дети". | |||
Сроки реализации программы | 2009-2015 годы | |||
Объемы и источники финансирования программы | Планируемые общие затраты на реализацию программы - 1309936,197 тыс. рублей, в том числе: | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Подпрограмма "Одаренные дети" |
Необходимость принятия долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы" обусловлена отсутствием необходимого уровня преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием, между общим средним и начальным, средним и высшим профессиональным образованием, слабой степенью адаптации выпускников учреждений интернатного типа, слаборазвитой инфраструктурой социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования.
Вышеуказанные проблемы являются основой для определения целей, задач и направлений развития системы образования области. Решение их программным методом позволит:
реализовать программно-целевой подход к управлению системой образования области;
использовать подходы межведомственного взаимодействия, усилив влияние всей социальной сферы области на развитие системы образования;
привлечь различные слои общественности: управляющие и попечительские советы, ассоциации, фонды содействия развитию образования;
обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов;
ориентировать систему образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития;
активно развивать систему среднего педагогического и начального профессионального образования;
совершенствовать систему отдыха и оздоровления детей и молодёжи области;
обеспечить условия для безопасного подвоза школьников к общеобразовательным учреждениям области.
Для обеспечения образовательной деятельности и активности всех слоев населения как основы благосостояния граждан, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации населения в регионе необходимо создание определенных условий и образовательной среды, которые могут способствовать реализации поставленных задач.
Объектом работ является образовательная система области, предметом- формирование современной модели регионального образования, совершенствование его содержания и структуры, обеспечивающее ее стабильное функционирование и развитие.
Цель на данном этапе - создание социальных, правовых и педагогических условий для устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, региона и государства.
Для успешного функционирования и дальнейшего развития региональной образовательной системы необходимо создание среды, в которой она способна развиваться оптимальными темпами.
Решение задач модернизации образования диктует необходимость создания иной модели управления отраслью. Программа развития образования области является важнейшим инструментом управления изменениями в региональной образовательной системе. Ее реализация должна привести к повышению качества общего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства учащихся и их социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.
Реализация программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, создание системы эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленной на формирование, прежде всего, нового качества образования.
Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональных компетенций личности.
Важным приоритетом развития системы становится обновление содержания образования, мониторинг качества образования, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.
Программа учитывает линии преемственности в реализации федеральной и региональной образовательной политики, что нашло отражение в подпрограммах "Одаренные дети", "Развитие системы воспитания и дополнительного образования", "Развитие инновационных образовательных учреждений", "Совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях".
Реструктуризация начального и среднего профессионального образования в регионе позволяет реализовать идеи непрерывности и интеграции профессионального образования и ежегодно обучать современным конкурентоспособным профессиям до 10 тысяч человек. Программа предусматривает решение проблем профессионального образования через социальное партнерство и повышение заинтересованности работодателей всех форм собственности в развитии профессионального образования. Преобразования, происходящие в стране во всех сферах жизнедеятельности, поставили перед образовательными учреждениями новые задачи, изменили ориентацию их деятельности, в центре которой - создание условий для развития личности, ее самореализации.
В целях достижения современного качества образования совершенствуется его структура и содержание.
В связи с этим одной из приоритетных задач в развитии современной модели регионального образования является выявление, развитие и поддержка творческих, одаренных детей.
Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.
В учреждениях образования области наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию, созданию комфортной психологической атмосферы в коллективах, где большое внимание уделяется проблеме социального, профессионального самоопределения учащихся, развитию их социальной компетенции.
Вследствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, сложившейся в области, существенно увеличилась численность семей, находящихся в предкризисном состоянии, а также число детей, занимающихся попрошайничеством, бродяжничеством. Возросло число "круглых" сирот из-за преждевременной смерти их родителей, чаще всего, по неестественным причинам. Ежегодно в области выявляется свыше тысячи детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации. При преимущественном воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения нет возможности полноценно подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из учреждения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема создания условий для социализации и самореализации детей-сирот.
Потребность образовательных учреждений области в педагогических кадрах в 2007/08 учебном году составила 345 человек (в том числе потребность общеобразовательных учреждений - 225 чел.), в 2008/09 учебном году - 393 специалиста (потребность общеобразовательных учреждений - 245 чел.).
Общеобразовательные учреждения нуждаются в учителях иностранного языка, русского языка и литературы, истории, физической культуры, математики, музыки и др.
От общего количества учителей общеобразовательных учреждений области имеют высшее профессиональное образование 79,8%.
Одной из проблем кадрового обеспечения системы образования области является старение педагогических кадров. В 2008 году 20,0% учителей школ - пенсионного возраста (2007 год - 18,9%). Наиболее заметно старение кадров в общеобразовательных учреждениях северных территорий. В г.Тында, г.Зея, Селемджинском, Тындинском районах более трети учителей пенсионного возраста.
Медленно обновляются педагогические коллективы молодыми специалистами. Так, в 2007 году образовательные учреждения области пополнились 143 молодыми специалистами, в 2008 - 117. С целью перспективного обеспечения образовательных учреждений педагогами с высшим профессиональным образованием ежегодно выпускники педагогических классов направляются в БГПУ для обучения в рамках целевой подготовки специалистов.
Ученические производственные бригады являются единственной и безальтернативной воспитательной формой учебного процесса, сочетающей возможности повышения уровня теоретических знаний в области сельскохозяйственного производства, привития трудовых профессиональных навыков, патриотического и морально-этического воспитания, организации коллективного труда и отдыха учащихся.
В настоящее время работает 39 ученических производственных бригад, в которых насчитывается 1289 учащихся. За бригадами закреплено 742,52 га земли в собственности и 203,7 га земли в аренде, 9 культиваторов, 26 тракторов, 11 картофелекопателей.
Снижение количества ученических производственных бригад за последнее десятилетие обусловлено следующими причинами: падение престижа сельскохозяйственного труда; изменение духовного потенциала, общественного сознания населения; резкое ухудшение материально-технической базы ученических производственных бригад.
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В Амурской области создается единое образовательное пространство, осуществляющее образовательную, психолого-педагогическую, медико-социальную, профессиональную и социальную реабилитацию детей-инвалидов.
Дистанционное обучение представляет собой новую форму получения образования именно для тех семей, которые не могли позволить себе обучение детей в обычных школах. Основной целью проекта является достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в процессе обучения новых моделей освоения общеобразовательных программ в дистанционной форме.
В настоящее время на территории области проживает 2931 чел. из числа детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; 301 чел. по состоянию здоровья обучается на дому; 224 посещают дошкольные образовательные учреждения. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Возрастает потребность населения области в услугах дошкольного образования. Имеющаяся материально-техническая база не способна удовлетворить спрос населения на дошкольные образовательные услуги по следующим причинам:
дефицит мест в детских садах (очередь на устройство детей в детский сад ежегодно растет и в настоящее время составляет 10757 чел.);
увеличение числа переукомплектованных дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ);
старение и износ материально-технической базы ДОУ.
Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности (игру, конструирование, изобразительную деятельность и др.) у ребенка дошкольного возраста развиваются мышление, память, воображение, речь, что позволит ему успешно обучаться по любой программе в школе, усваивать разнообразную информацию.
Кроме того, сегодня система дошкольного образования рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.
Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений Амурской области характеризуется недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение безопасности образовательных учреждений. На протяжении последних 10 лет мероприятия по укреплению противопожарного режима образовательных учреждений финансировались не в полном объеме. Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне способствует угрозе возникновения пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.
Отдельные здания образовательных учреждений не имеют автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, а имеющиеся находятся в неисправном состоянии и требуют ремонта.
В 141 образовательном учреждении (15,7%) не оборудованы или требуют ремонта системы автоматической пожарной сигнализации, в 117 (13%) система оповещения не отвечает предъявляемым требованиям. Из 283 муниципальных общеобразовательных учреждений, требующих оборудования системой видеонаблюдения, оборудованы только 4 (1,4%) образовательных учреждения.
Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в области, как и в целом по России, за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство как у врачей, так и у педагогов и родителей. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей.
В 2008/09 учебном году питание организовано в 386 школах (96,5%). Для обслуживания данного контингента учащихся при общеобразовательных школах функционируют 331 столовая и 80 буфетов. Охват питанием обучающихся составил 86%, в том числе горячим - 77,1% (от общего количества учащихся). Недостаточный охват обучающихся горячим питанием обусловлен слабой материально-технической базой пищеблоков, высокой изношенностью холодильного оборудования, его несвоевременным ремонтом и заменой, что приводит к нарушению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.
Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений в обеспечении здоровья подрастающего поколения должно стать обеспечение полноценного питания детей в период их пребывания в образовательном учреждении.
Улучшению здоровья подрастающего поколения способствует развитие системы здоровьесохранительного поведения учащихся, где одну из доминирующих ролей играют занятия физической культурой и спортом. Возрастают требования к оснащению школьных стадионов: они должны быть оснащены легкоатлетическими дорожками со специальным покрытием, комплексом спортивных уличных тренажеров, площадками для игры в волейбол, баскетбол и др. Комплексный подход к решению указанной проблемы в масштабах области позволит школе стать семейным культурно-досуговым центром, на базе которого возможно проведение различных спортивных мероприятий, соревнований, чемпионатов. Основная задача - создать принципиально новые условия для занятий физкультурой и спортом, отвечающие современным требованиям архитектуры и строительства, ориентированные на качественное развитие личности ребёнка, индивидуальный подход, улучшение доступности спортивно-образовательной услуги, в том числе для детей-инвалидов, формирование принципов добровольности и заинтересованности учащихся, развитие их лидерских и творческих качеств.