Недействующий

ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 сентября 2010 года N 482


О внесении изменений в постановление Правительства области от 15.11.2008 N 278

____________________________________________________
Утратил силу с 01 января 2012 года на основании
постановления Правительства Амурской области
от 28 ноября 2011 года N 819

____________________________________________________



В целях корректировки программных мероприятий и их финансирования Правительство области
     
     постановляет:

Внести в долгосрочную целевую программу "Развитие образования Амурской области на 2009-2015 годы", утвержденную постановлением Правительства области от 15.11.2008 N 278 (в редакции постановления Правительства области от 25.08.2010 N 464), изменения, изложив ее в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


     Губернатор Амурской области
О.Н. Кожемяко



    Приложение
к постановлению Правительства Амурской области
от 14 сентября 2010 года N 482



Долгосрочная целевая программа
"Развитие образования Амурской области
на 2009 - 2015 годы"

1. Паспорт долгосрочной целевой программы
"Развитие образования Амурской области
на 2009 - 2015 годы"

Наименование программы

Долгосрочная целевая программа "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы"

Основание для
разработки программы

Распоряжение губернатора области от 30.08.2004 N 729-р "О плане мероприятий по реализации рекомендаций депутатских слушаний"

Государственный
заказчик программы

Министерство образования и науки Амурской области

Основной разработчик программы

Министерство образования и науки Амурской области

Цель программы

Создание механизма устойчивого эволюционного развития образовательной среды в соответствии с социально-экономическими и социокультурными тенденциями развития области

Основные задачи программы

1. Создание условий для интенсивного развития инновационных процессов в образовательных учреждениях области.
2. Создание условий для формирования и развития творческих способностей, профессиональной и социальной самореализации личности ребенка.
3. Создание условий для прохождения качественной производственной практики и дальнейшего трудоустройства выпускников учреждений начального профессионального образования.
4. Обеспечение отрасли высокопрофессиональными педагогическими кадрами.
5. Создание условий для развития ученических производственных бригад.
6. Создание устойчивой системы для интеграции детей-инвалидов в образовательное пространство.
7. Обеспечение государственных гарантий доступности дошкольного образования.
8. Обеспечение безопасности обучающихся, воспитанников и работников во время их трудовой и учебной деятельности путем повышения пожарной и антитеррористической безопасности.
9. Сохранение и укрепление здоровья детей и подростков посредством обеспечения учащихся общеобразовательных учреждений области полноценным, сбалансированным питанием.
10. Развитие архитектурного пространства образовательного учреждения.
11. Создание благоприятных условий для эффективного развития системы организации отдыха, оздоровления, воспитания детей и молодёжи Амурской области, совершенствование её кадрового, информационно-методического и материально-технического обеспечения.
12. Создание условий для безопасного подвоза школьников к общеобразовательным учреждениям области

Перечень подпрограмм

1. Подпрограмма "Одаренные дети".
2. Подпрограмма "Развитие инновационных образовательных учреждений".
3. Подпрограмма "Развитие системы воспитания и дополнительного образования детей".
4. Подпрограмма "Социально-педагогическая поддержка образовательных учреждений интернатного типа".
5. Подпрограмма "Профессиональное образование и наука".
6. Подпрограмма "Педагогические кадры".
7. Подпрограмма "Развитие ученических производственных бригад".
8. Подпрограмма "Развитие образования детей-инвалидов".
9. Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования".
10. Подпрограмма "Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений".
11. Подпрограмма "Совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях".
12. Подпрограмма "Развитие школьной инфраструктуры".
13. Подпрограмма "Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи".
14. Подпрограмма "Школьный автобус"

Сроки реализации программы

2009-2015 годы

Объемы и источники финансирования программы

Планируемые общие затраты на реализацию программы - 1309936,197 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 26366,0 тыс. рублей,
2010 год - 312154,697 тыс. рублей,
2011 год - 187836,5 тыс. рублей,
2012 год - 217324,5 тыс. рублей,
2013 год - 265107,4 тыс. рублей,
2014 год - 141317,1 тыс. рублей,
2015 год - 159830,0 тыс. рублей,
из них за счет средств областного бюджета -1192776,5 тыс. рублей, в том числе:
2009 год - 26366,0 тыс. рублей,
2010 год - 250481,0 тыс. рублей,
2011 год - 175000,0 тыс. рублей,
2012 год - 196075,8 тыс. рублей,
2013 год - 243706,6 тыс. рублей,
2014 год - 141317,1 тыс. рублей,
2015 год - 159830,0 тыс. рублей.
Планируется привлечь за счет средств местных бюджетов 67992,5 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 16906,5 тыс. рублей,
2011 год - 8436,5 тыс. рублей,
2012 год - 21248,7 тыс. рублей,
2013 год - 21400,8 тыс. рублей.
Планируется привлечь за счет средств федерального бюджета 49167,197 тыс. рублей, в том числе:
2010 год - 44767,197 тыс. рублей,
2011 год - 4400,0 тыс. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации программы

Подпрограмма "Одаренные дети"
Поддержка детей, проявивших способности к определенным видамдеятельности, оказание им материальной помощи для творческогосамоопределения и самовыражения. Выявление и развитие у старшеклассников общеобразовательных учреждений творческих способностей, интереса к научной деятельности, пропаганда научных знаний. Поступление в вузы области без вступительных экзаменов ежегодно не менее 50 победителей региональной олимпиады - выпускников школ. Поступление в вузы России без вступительных экзаменов не менее 1 учащегося - победителя IV (заключительного) этапа олимпиады.
     
Подпрограмма "Развитие инновационных образовательных учреждений"

Развитие инновационных школ, оказание им поддержки на конкурсной основе. Увеличение числа образовательных учреждений, реализующих право на получение образования повышенного уровня, на 18% к 2011 году.
     
Подпрограмма "Развитие системы воспитания и дополнительного образования
детей"
Обеспечение условий для творческого развития детей и подростков, содействие их личностному и профессиональному самоопределению, приобщение максимального количества детей к здоровому образу жизни. Обеспечение привлекательности системы дополнительного образования позволит увеличить охват несовершеннолетних подростков на 2%, что предполагает снижение уровня правонарушений среди несовершеннолетних. Повышение качества воспитательной работы в образовательных учреждениях. Обеспечение интеграции дополнительного и общего образования. Увеличение доли педагогов, имеющих квалификационные категории, на 2%.
     
Подпрограмма "Социально-педагогическая поддержка образовательных учреждений интернатного типа"

Улучшение социально-бытового обслуживания воспитанников учреждений интернатного типа. Рост участия воспитанников областных учреждений интернатного типа в областных массовых мероприятиях на 9%.
     
Подпрограмма "Профессиональное образование и наука"

Совершенствование системы начального профессионального образования, оказание поддержки инновационным образовательным учреждениям (ресурсные центры, опорные училища) на конкурсной основе. Формирование позитивного социального имиджа учреждений профессионального образования в общественном мнении. Увеличение на 30% числа учреждений начального профессионального образования, реализующих право осуществлять подготовку по профессиям повышенного уровня квалификации.
     
Подпрограмма "Педагогические кадры"

Оказание поддержки образовательным учреждениям, обеспечивающим доступное, качественное образование (дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения интернатного типа, учреждения дополнительного, начального профессионального образования), на конкурсной основе. Формирование позитивного социального имиджа образовательных учреждений. Выявление, поддержка и поощрение творчески работающих педагогов, повышение престижа учительского труда, распространение педагогического опыта лучших учителей области. Увеличение доли педагогов, имеющих квалификационные категории, на 3,5%

Подпрограмма "Развитие ученических производственных бригад"
Создание социально-экономических, организационных и педагогических условий для развития 26 ученических производственных бригад. Сельскохозяйственная подготовка экономически и экологически грамотных специалистов. Воспитание творческого отношения к труду. Увеличение в среднем на 25% объемов выращенной сельскохозяйственной продукции по сравнению с уровнем 2008 года, удешевление питания учащихся.

Подпрограмма "Развитие образования детей-инвалидов"
Организация дистанционного образования детей-инвалидов позволит обеспечить доступ детей данной категории к образовательным и иным дистанционным ресурсам и их обучение, что будет способствовать созданию безбарьерной среды для 10% детей-инвалидов, получению ими качественного образования, расширит возможности их последующей профессиональной занятости, как следствие, их успешной социализации иинтеграции в общество.

Подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования"

Увеличение охвата детей дошкольным образованием с 54,5% до 58%). Создание 2314 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. Реконструкция 44 зданий под дошкольные образовательные учреждения. Создание безопасных и комфортных условий для осуществления образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Активизация деятельности муниципальных образований области по развитиюсистемы образования детей дошкольного возраста. Поддержка до девяти муниципальных образований за период реализации программы.

Подпрограмма "Обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений"
Повышение безопасности условий образовательного процесса, труда и учебы, снижение рисков возникновения пожаров, аварийных ситуаций, травматизма и гибели людей в образовательных учреждениях. Снижение риска возникновения пожаров и укрепление антитеррористической безопасности. Установка системы автоматической пожарной сигнализации в 267 зданиях, системы видеонаблюдения в 196 образовательных учреждениях, оборудование системы оповещения в 221 здании, проведение огнезащитной обработки общей площадью 370552 м(2).

Подпрограмма "Совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях"

Оснащение оборудованием пищеблоков в 331 школе в соответствии с современными требованиями технологии пищевого производства и организации обслуживания учащихся общеобразовательных учреждений. Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья детей, их нормального роста и развития. Предоставление горячего питания 85% учащихся общеобразовательных учреждений к концу реализации программы.

Подпрограмма "Развитие школьной инфраструктуры"

Совершенствование архитектурного пространства образовательного учреждения. Развитие системы здоровьесохранительного поведения учащихся. Реконструкция не менее 2 школьных стадионов.

Подпрограмма "Развитие системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи"
Организация системы отдыха и оздоровления детей и молодёжи, отвечающей современным требованиям, не менее чем в 6 загородных детских оздоровительных учреждениях области. Обеспечение интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития личности ребёнка.

Подпрограмма "Школьный автобус"
Создание условий для безопасного подвоза школьников к общеобразовательным учреждениям области. Увеличение количества автотранспортных средств, соответствующих требованиям ГОСТ, на 10 единиц. Сокращение количества пропущенных уроков по причине неисправности транспорта. Повышение уровня воспитательной работы в ученических коллективах за счет увеличения количества детей, подвозимых из малых сел для участия в школьных мероприятиях


2. Содержание проблемы и обоснование ее решения программным методом

2.1. Анализ ситуации


Необходимость принятия долгосрочной целевой программы "Развитие образования Амурской области на 2009 - 2015 годы" обусловлена отсутствием необходимого уровня преемственности между дошкольной подготовкой и начальным общим образованием, между общим средним и начальным, средним и высшим профессиональным образованием, слабой степенью адаптации выпускников учреждений интернатного типа, слаборазвитой инфраструктурой социального партнерства, обеспечивающего качественную производственную практику и дальнейшее трудоустройство выпускников учреждений начального профессионального образования.

Вышеуказанные проблемы являются основой для определения целей, задач и направлений развития системы образования области. Решение их программным методом позволит:

реализовать программно-целевой подход к управлению системой образования области;

использовать подходы межведомственного взаимодействия, усилив влияние всей социальной сферы области на развитие системы образования;

привлечь различные слои общественности: управляющие и попечительские советы, ассоциации, фонды содействия развитию образования;

обеспечить привлечение дополнительных финансовых ресурсов;

ориентировать систему образования на рынок труда, на перспективные потребности его развития;

активно развивать систему среднего педагогического и начального профессионального образования;

совершенствовать систему отдыха и оздоровления детей и молодёжи области;

обеспечить условия для безопасного подвоза школьников к общеобразовательным учреждениям области.

 


 2.2. Описание проблемы


Для обеспечения образовательной деятельности и активности всех слоев населения как основы благосостояния граждан, социальной мобильности и снижения социально-экономической дифференциации населения в регионе необходимо создание определенных условий и образовательной среды, которые могут способствовать реализации поставленных задач.

Объектом работ является образовательная система области, предметом- формирование современной модели регионального образования, совершенствование его содержания и структуры, обеспечивающее ее стабильное функционирование и развитие.

Цель на данном этапе - создание социальных, правовых и педагогических условий для устойчивого развития системы образования в интересах личности, общества, региона и государства.

Для успешного функционирования и дальнейшего развития региональной образовательной системы необходимо создание среды, в которой она способна развиваться оптимальными темпами.

Решение задач модернизации образования диктует необходимость создания иной модели управления отраслью. Программа развития образования области является важнейшим инструментом управления изменениями в региональной образовательной системе. Ее реализация должна привести к повышению качества общего и начального профессионального образования, обеспечению равенства доступа к качественному образованию независимо от места жительства учащихся и их социального положения, большему соответствию содержания образования требованиям потребителей образовательных услуг и рынка труда.

Реализация программы позволит создать целостную и открытую систему образования, быстро и адекватно реагирующую на изменяющиеся запросы потребителей образовательных услуг и рынка труда, создание системы эффективного управления изменениями в региональном образовании, направленной на формирование, прежде всего, нового качества образования.

Новое качество образования определяется состоянием и результативностью процессов образования, его соответствием потребностям и ожиданиям обучающихся и профессиональных компетенций личности.

Важным приоритетом развития системы становится обновление содержания образования, мониторинг качества образования, проведение экспериментов по обновлению содержания и структуры образования, введение новых организационно-экономических механизмов развития этой сферы.

Программа учитывает линии преемственности в реализации федеральной и региональной образовательной политики, что нашло отражение в подпрограммах "Одаренные дети", "Развитие системы воспитания и дополнительного образования", "Развитие инновационных образовательных учреждений", "Совершенствование питания в общеобразовательных учреждениях".

Реструктуризация начального и среднего профессионального образования в регионе позволяет реализовать идеи непрерывности и интеграции профессионального образования и ежегодно обучать современным конкурентоспособным профессиям до 10 тысяч человек. Программа предусматривает решение проблем профессионального образования через социальное партнерство и повышение заинтересованности работодателей всех форм собственности в развитии профессионального образования. Преобразования, происходящие в стране во всех сферах жизнедеятельности, поставили перед образовательными учреждениями новые задачи, изменили ориентацию их деятельности, в центре которой - создание условий для развития личности, ее самореализации.

В целях достижения современного качества образования совершенствуется его структура и содержание.

В связи с этим одной из приоритетных задач в развитии современной модели регионального образования является выявление, развитие и поддержка творческих, одаренных детей.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни - важнейшая составляющая развития общества и государства. Значительные возможности для современного решения задач воспитания предоставляет система дополнительного образования детей, ориентированная на свободный выбор и освоение обучающимися дополнительных образовательных программ в общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования.

В учреждениях образования области наметилась устойчивая тенденция системного подхода к воспитанию, созданию комфортной психологической атмосферы в коллективах, где большое внимание уделяется проблеме социального, профессионального самоопределения учащихся, развитию их социальной компетенции.

Вследствие неблагоприятной социально-экономической ситуации, сложившейся в области, существенно увеличилась численность семей, находящихся в предкризисном состоянии, а также число детей, занимающихся попрошайничеством, бродяжничеством. Возросло число "круглых" сирот из-за преждевременной смерти их родителей, чаще всего, по неестественным причинам. Ежегодно в области выявляется свыше тысячи детей, оставшихся без попечения родителей и находящихся в трудной жизненной ситуации. При преимущественном воспитании детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях интернатного учреждения нет возможности полноценно подготовить их к самостоятельной жизни после выхода из учреждения. В связи с этим на первый план выдвигается проблема создания условий для социализации и самореализации детей-сирот.

Потребность образовательных учреждений области в педагогических кадрах в 2007/08 учебном году составила 345 человек (в том числе потребность общеобразовательных учреждений - 225 чел.), в 2008/09 учебном году - 393 специалиста (потребность общеобразовательных учреждений - 245 чел.).

Общеобразовательные учреждения нуждаются в учителях иностранного языка, русского языка и литературы, истории, физической культуры, математики, музыки и др.

От общего количества учителей общеобразовательных учреждений области имеют высшее профессиональное образование 79,8%.

Одной из проблем кадрового обеспечения системы образования области является старение педагогических кадров. В 2008 году 20,0% учителей школ - пенсионного возраста (2007 год - 18,9%). Наиболее заметно старение кадров в общеобразовательных учреждениях северных территорий. В г.Тында, г.Зея, Селемджинском, Тындинском районах более трети учителей пенсионного возраста.

Медленно обновляются педагогические коллективы молодыми специалистами. Так, в 2007 году образовательные учреждения области пополнились 143 молодыми специалистами, в 2008 - 117. С целью перспективного обеспечения образовательных учреждений педагогами с высшим профессиональным образованием ежегодно выпускники педагогических классов направляются в БГПУ для обучения в рамках целевой подготовки специалистов.

Ученические производственные бригады являются единственной и безальтернативной воспитательной формой учебного процесса, сочетающей возможности повышения уровня теоретических знаний в области сельскохозяйственного производства, привития трудовых профессиональных навыков, патриотического и морально-этического воспитания, организации коллективного труда и отдыха учащихся.

В настоящее время работает 39 ученических производственных бригад, в которых насчитывается 1289 учащихся. За бригадами закреплено 742,52 га земли в собственности и 203,7 га земли в аренде, 9 культиваторов, 26 тракторов, 11 картофелекопателей.

Снижение количества ученических производственных бригад за последнее десятилетие обусловлено следующими причинами: падение престижа сельскохозяйственного труда; изменение духовного потенциала, общественного сознания населения; резкое ухудшение материально-технической базы ученических производственных бригад.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей-инвалидов рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей. В Амурской области создается единое образовательное пространство, осуществляющее образовательную, психолого-педагогическую, медико-социальную, профессиональную и социальную реабилитацию детей-инвалидов.

Дистанционное обучение представляет собой новую форму получения образования именно для тех семей, которые не могли позволить себе обучение детей в обычных школах. Основной целью проекта является достижение высоких результатов в развитии личности обучаемого на основе использования в процессе обучения новых моделей освоения общеобразовательных программ в дистанционной форме.

В настоящее время на территории области проживает 2931 чел. из числа детей-инвалидов в возрасте до 18 лет; 301 чел. по состоянию здоровья обучается на дому; 224 посещают дошкольные образовательные учреждения. В качестве эффективного средства организации образования детей-инвалидов целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Возрастает потребность населения области в услугах дошкольного образования. Имеющаяся материально-техническая база не способна удовлетворить спрос населения на дошкольные образовательные услуги по следующим причинам:

дефицит мест в детских садах (очередь на устройство детей в детский сад ежегодно растет и в настоящее время составляет 10757 чел.);

увеличение числа переукомплектованных дошкольных образовательных учреждений (далее - ДОУ);

старение и износ материально-технической базы ДОУ.

Важность и значимость дошкольного образования обусловлена тем, что только в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности (игру, конструирование, изобразительную деятельность и др.) у ребенка дошкольного возраста развиваются мышление, память, воображение, речь, что позволит ему успешно обучаться по любой программе в школе, усваивать разнообразную информацию.

Кроме того, сегодня система дошкольного образования рассматривается как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации.

Настоящее положение с материально-техническим оснащением образовательных учреждений Амурской области характеризуется недостаточным финансированием мероприятий, направленных на повышение безопасности образовательных учреждений. На протяжении последних 10 лет мероприятия по укреплению противопожарного режима образовательных учреждений финансировались не в полном объеме. Практическое отсутствие средств на поддержание систем безопасности образовательных учреждений на должном уровне способствует угрозе возникновения пожаров, которые наносят не только материальный ущерб, но и приводят к гибели людей.

Отдельные здания образовательных учреждений не имеют автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией, а имеющиеся находятся в неисправном состоянии и требуют ремонта.

В 141 образовательном учреждении (15,7%) не оборудованы или требуют ремонта системы автоматической пожарной сигнализации, в 117 (13%) система оповещения не отвечает предъявляемым требованиям. Из 283 муниципальных общеобразовательных учреждений, требующих оборудования системой видеонаблюдения, оборудованы только 4 (1,4%) образовательных учреждения.

Проблема состояния здоровья подрастающего поколения в области, как и в целом по России, за последние годы серьезно обострилась и вызывает обоснованное беспокойство как у врачей, так и у педагогов и родителей. Одним из основных факторов, негативно влияющих на растущий организм ребенка в современных условиях, признано ухудшение питания детей.

В 2008/09 учебном году питание организовано в 386 школах (96,5%). Для обслуживания данного контингента учащихся при общеобразовательных школах функционируют 331 столовая и 80 буфетов. Охват питанием обучающихся составил 86%, в том числе горячим - 77,1% (от общего количества учащихся). Недостаточный охват обучающихся горячим питанием обусловлен слабой материально-технической базой пищеблоков, высокой изношенностью холодильного оборудования, его несвоевременным ремонтом и заменой, что приводит к нарушению санитарно-гигиенического и противоэпидемического режимов.

Таким образом, одним из приоритетных направлений деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных учреждений и общественных объединений в обеспечении здоровья подрастающего поколения должно стать обеспечение полноценного питания детей в период их пребывания в образовательном учреждении.

Улучшению здоровья подрастающего поколения способствует развитие системы здоровьесохранительного поведения учащихся, где одну из доминирующих ролей играют занятия физической культурой и спортом. Возрастают требования к оснащению школьных стадионов: они должны быть оснащены легкоатлетическими дорожками со специальным покрытием, комплексом спортивных уличных тренажеров, площадками для игры в волейбол, баскетбол и др. Комплексный подход к решению указанной проблемы в масштабах области позволит школе стать семейным культурно-досуговым центром, на базе которого возможно проведение различных спортивных мероприятий, соревнований, чемпионатов. Основная задача - создать принципиально новые условия для занятий физкультурой и спортом, отвечающие современным требованиям архитектуры и строительства, ориентированные на качественное развитие личности ребёнка, индивидуальный подход, улучшение доступности спортивно-образовательной услуги, в том числе для детей-инвалидов, формирование принципов добровольности и заинтересованности учащихся, развитие их лидерских и творческих качеств.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»