Недействующий

Об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2011-2013 годы" (с изменениями на 22 декабря 2011 года) (утратил силу)

II. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами  


Анализ ситуации в области свидетельствует о том, что малое и среднее предпринимательство играет все более весомую роль в развитии экономики области, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Оно вбирает в себя основную часть трудоспособного населения, высвобождаемого из других секторов, снимая тем самым острые социальные проблемы.

Малый бизнес не требует крупных стартовых инвестиций и гарантирует быстрый оборот ресурсов, оперативно решая проблемы реструктуризации экономики. Создав для малого и среднего предпринимательства благоприятные условия, можно ожидать значительного эффекта уже в краткосрочной перспективе. При этом решается целый спектр социально-экономических задач: увеличение занятости и сокращение безработицы, повышение общего уровня доходов населения, улучшение обеспечения населения товарами и услугами, пополнение бюджетов всех уровней. В этой связи основным направлением деятельности органов государственной власти Амурской области является создание благоприятных условий развития и повышения конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Проводимая в области государственная политика по обеспечению развития предпринимательства в рамках реализации мероприятий, предусмотренных долгосрочной целевой программой "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 15.11.2008 N 269, в целом способствует положительной динамике основных показателей, характеризующих деятельность предпринимательских структур. Так, по сравнению с базовым 2007 годом в 2009 году произошло увеличение количества малых и средних Предприятий на 29,4%, возросло количество индивидуальных предпринимателей на 5,5%, численность работников, занятых на малых и средних предприятиях (без внешних совместителей), увеличилась на 26,4%, оборот малых и средних предприятий увеличился на 60,5%. Также наблюдается увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет области по отдельным видам налогов (УСН, ЕНВД, НДФЛ) на 34,6%.

Однако по показателям 2009 года деятельность малых предприятий еще остается недостаточно эффективной: доля занятых работников на малых предприятиях в общей среднесписочной численности занятых работников составила 13,1%, что на 4 пункта меньше чем средний показатель по Дальневосточному федеральному округу; объем инвестиций в основной капитал малых предприятий на душу населения составлял 1,1 тыс. рублей, что соответствовало среднему показателю по ДФО. При ежегодном росте оборота малых предприятий на душу населения в 2009 году этот показатель почти в 2 раза меньше среднего по ДФО.

Не произошло существенных структурных изменений малого предпринимательства в пользу реального сектора. По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Амурской области за 2008 год, в структуре малого предпринимательства Амурской области преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и операциями с недвижимостью (35,7% и 17,3%о соответственно), производственной сферой - 13,6%, строительством - 13,3%. Наименьшее количество предприятий осуществляют сельскохозяйственную деятельность - 5,8%.

В структуре среднего предпринимательства Амурской области преобладают предприятия, занимающиеся торговлей и сельским хозяйством (27,0% и 15,0% соответственно), в обрабатывающей промышленности - 18,0%, в производственной сфере -13,0%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 5%.

Динамика снижения показателей малых и средних предприятий в 2009 году связана в основном с негативным влиянием экономического кризиса, а также с изменением статуса малых и средних предприятий в крупные или микропредприятия. Сократился спрос на продукцию, менее доступными стали кредитные ресурсы, возросла задолженность со стороны покупателей. Субъекты малого предпринимательства стремились сохранить свой бизнес за счет уменьшения издержек производства, в том числе за счет сокращения числа работающих. Избежать негативного влияния на деловую активность предпринимательских структур не удалось.

Как показывает опыт проделанной работы, основными проблемами, с которыми сталкиваются в своей деятельности субъекты малого предпринимательства, остаются следующие:

недостаток стартового капитала, а также средств на расширение предпринимательской деятельности;

частые изменения нормативной правовой базы в сфере предпринимательской деятельности;

неразвитость инфраструктуры и механизмов государственной поддержки малого и среднего предпринимательства;

отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов и материально-ресурсного обеспечения развития малого предпринимательства; несовершенство информационной поддержки;

несовершенство системы подготовки управленческих и рабочих кадров. Решение имеющихся проблем возможно в рамках действующего законодательства. : Нормативное правовое регулирование развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Законом Амурской области от 11.01.2010 N 298-ОЗ "О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в Амурской области" и иными нормативными правовыми актами Амурской области, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с действующим законодательством условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, на территориях субъектов Российской Федерации устанавливаются региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. В свою очередь, органы государственной власти Российской Федерации по вопросам развития субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляют поддержку региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, а органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют поддержку муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программа разработана в соответствии с действующим законодательством и основана на следующих принципах:

приоритетность развития малого и среднего предпринимательства при реализации программ социально-экономического развития области;

соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития области;

обеспечение комплексного подхода при предоставлении субъектам малого и среднего предпринимательства поддержки и возможности получения ее одновременно в нескольких формах, предусмотренных действующим законодательством;

обеспечение функциональной взаимосвязанности всех элементов областной инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления с учетом различных этапов предпринимательской деятельности, особенностей групп предпринимателей и отраслевой специфики;

полнота и доступность информации о содержании конкретных мер поддержки малого и среднего предпринимательства в Амурской области;

участие субъектов малого и среднего предпринимательства, коммерческих и некоммерческих организаций и общественных объединений, выражающих их интересы, в формировании и реализации государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих развитие и условия деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства;

ответственность исполнительных органов государственной власти области за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Программа является продолжением реализации государственной политики региона в области развития малого и среднего предпринимательства и решения в перспективе вышеуказанных проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.

Для осуществления инновационной деятельности Амурская область обладает достаточным научным потенциалом: на ее территории действует 10 научно-исследовательских учреждений и 7 малых и средних инновационных предприятий, ведущих разработки прикладных технологий в различных сферах (сельское хозяйство, промышленное производство, медицина, геология и др.). Данными учреждениями и организациями разработаны и требуют активного внедрения более 140 уникальных и высокоэффективных инновационных разработок. От общего количества разработок на долю малых и средних предприятий приходится около 8%, которые направлены на очистку и обеззараживание воды, дезинфекцию оборудования, разработку приборов и оборудования, предназначенного для систем отопления и подогрева воды, повышения безопасности атомных электростанций и др.

На сегодняшний день в г.Благовещенск налажено производство дигидроквертицина (таксифолина) и побочных биофлавоноидов из лиственницы даурской, производство биологически активных добавок, лекарственных средств, оздоровительной воды с применением нанотехнологий. В п.Поярково организована линия по производству премикса для кормов животных и птиц, в состав которого входит дигидрокверцетин, являющийся активным антиоксидантом. Разработки защищены патентом и прошли необходимую экспертизу.

В соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности", в целях коммерциализации научных разработок созданы малые инновационные предприятия на базах Учреждения Российской академии медицинских наук Дальневосточного научного центра физиологии и патологии дыхания Сибирского отделения РАМН и научного центра Дальневосточного отделения РАН.

Несмотря на представленные выше примеры коммерциализации инноваций, эффективность практического использования научно-технического потенциала области явно недостаточна, а формирование инновационной инфраструктуры находится только еще на начальной стадии. На сегодняшний день количество предприятий области, использующих разработки региональных вузов и НИИ, незначительно.