ПРАВИТЕЛЬСТВО АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 июля 2010 года N 383


О Концепции инновационного развития транспортного комплекса
и дорожного хозяйства Амурской области
на 2010-2020 годы



В целях совершенствования системы транспортного комплекса области Правительство Амурской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию инновационного развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства Амурской области на 2010 -2020 годы.

2. Министерству экономического развития, промышленности и транспорта области (М.В.Дедюшко) осуществлять разработку и реализацию областных целевых программ по инновационному развитию транспортного комплекса Амурской области.

3. Рекомендовать администрациям муниципальных районов, городских округов области, предприятиям транспортного комплекса области при решении возложенных на них задач, связанных с обеспечением транспортного обслуживания населения области, руководствоваться основными положениями Концепции инновационного развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства Амурской области на 2010 - 2020 годы.

4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области - министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области А.М.Житкова.

  Исполняющий обязанности губернатора области
     В.О. Капканщиков

     УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства Амурской области
от 15 июля 2010 года N 383

 

Концепция инновационного развития
 транспортного комплекса и дорожного хозяйства
Амурской области на 2010-2020 годы

1. Место и роль транспорта в социально-экономическом развитии Амурской области


Для Амурской области, как и для России в целом, транспорт является одной из крупнейших базовых отраслей экономики, важнейшей составной частью производственной инфраструктуры. Обслуживая все отрасли экономики, социальную сферу и население, обеспечивая перевозки к местам потребления практически всей продукции, транспорт оказывает влияние на всю жизнедеятельность региона.

Транспортные коммуникации объединяют все территории области и связывают ее с другими регионами. Реализация Стратегии социально-экономического развития Амурской области на 2009-2011 годы и Программа развития территорий Байкало-Амурской магистрали позволяют рассчитывать в перспективе на формирование транспортно-логистических комплексов, международных транспортных коридоров и получение доходов от экспорта транспортных услуг.

О месте и значении транспортной системы в экономике области свидетельствует также его значительный удельный вес в структуре валового регионального продукта - 21,9 %.

Все эти обстоятельства позволяют отнести транспорт к числу приоритетных отраслей экономики. Роль транспорта в социально-экономическом развитии региона определяется также рядом объемных, стоимостных и качественных характеристик уровня транспортного обслуживания.

Объем удовлетворения спроса на перевозки современной транспортной системой определяется уровнем развития необходимой транспортной инфраструктуры, ее географической и технологической доступности, а также балансом стоимости, скорости, своевременности, ритмичности, безопасности и устойчивости перевозок.

Формирование концептуальных направлений развития транспорта должно осуществляться на базе всестороннего анализа современного состояния и проблем развития транспортной системы в тесной взаимосвязи с общими направлениями и масштабами социально-экономического развития области.

С целью создания эффективной, доступной и устойчивой транспортной системы региона как инфраструктурного базиса для экономического роста экономики области и создания условий для реализации конституционных прав граждан на свободу перемещения осуществляется разработка Концепции инновационного развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства Амурской области на 2010 - 2020 годы (далее - Концепция).

2. Цели и задачи инновационного развития транспорта на долгосрочную перспективу


Целью настоящей Концепции является определение на региональном уровне основных направлений повышения эффективности функционирования транспортной системы, создание транспортных условий для обеспечения инновационного развития Амурской области, а также улучшение качества и расширение доступности транспортного обслуживания жителей области.

Для достижения поставленной цели необходимо обеспечить решение следующих первоочередных задач региональной транспортной политики:

Задача 1. Развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике региона и формирование единого транспортного пространства региона. Решение этой задачи должно позволить:

обеспечить динамичный рост экономики Амурской области, социальное развитие и укрепление внутри- и межрегиональных связей;

устранить территориальные и структурные диспропорции на транспорте, вовлечь в хозяйственный оборот новые территории за счет создания дополнительных транспортных связей;

обеспечить повышение конкурентоспособности и эффективности других отраслей экономики путем предоставления возможности беспрепятственного выхода хозяйствующих субъектов на региональные и международные рынки;

обеспечить рост предпринимательской и деловой активности, непосредственно влияющей на качество жизни и уровень социальной активности населения.

Единое транспортное пространство Амурской области должно включать в себя единую сбалансированную систему транспортных коммуникаций, интегрированную систему товаротранспортной технологической инфраструктуры всех видов транспорта и грузовладельцев, единые стандарты технологической совместимости различных видов транспорта, оптимизирующие их взаимодействие, единые стандарты технической совместимости различных видов транспорта и транспортных средств, а также единую информационную среду технологического взаимодействия различных видов транспорта.

Задача 2. Обеспечение доступности услуг транспортного комплекса для населения Амурской области.

Решение данной задачи заключается в:

удовлетворении в полном объеме растущих потребностей населения в перевозках, а также специальных требований, в частности со стороны граждан с ограниченными возможностями;

обеспечении устойчивой связи населенных пунктов с магистральной сетью транспортных коммуникаций;

обеспечении ценовой доступности услуг транспорта, имеющих социальную значимость.

Предполагается развитие систем городского, пригородного и межмуниципального пассажирского транспорта, парков пассажирского подвижного состава, сопоставимого по технико-экономическим параметрам с мировым уровнем, а также развитие систем, обеспечивающих скоростные, высоко-скоростные перевозки пассажиров.

В дальнейшем транспортная отрасль должна принять участие в разработке минимальных социальных транспортных стандартов. Использование стандартов должно способствовать обеспечению возможности перемещения всех слоев населения по территории области и страны в целом. Эти стандарты должны определить модель необходимых коммуникаций всех видов пассажирского транспорта, соответствующий подвижной состав, покупательскую способность, ценовую доступность транспортных услуг для населения.

Задача 3. Повышение конкурентоспособности транспортной системы области и реализация ее транзитного потенциала.

Решение данной задачи должно способствовать формированию прочной основы для успешной интеграции Амурской области в транспортную систему России и в мировую транспортную систему. Уникальное географическое положение области позволяет создать на территории области мощный мультимодальный транспортный узел, в состав которого могут входить инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации и транспортные терминалы. Реализация подобного проекта будет способствовать превращению экспорта транспортных услуг в один из крупнейших источников доходов.

Задача 4. Повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы Амурской области.

Решение этой задачи позволит повысить безопасность движения грузового и пассажирского автомобильного и железнодорожного транспорта, полетов и судоходства, достичь безопасного уровня функционирования инфраструктурных объектов транспорта и, таким образом, позволит создать необходимые условия для соответствующего уровня транспортной безопасности и снижения террористических рисков.

Обеспечение транспортной безопасности как реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, позволит повысить состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности, угрожающих безопасной деятельности транспортного комплекса.

Задача 5. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Решение указанной задачи будет способствовать созданию условий для снижения уровня техногенного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека и достижения международных экологических стандартов работы отрасли. В рамках решения этой задачи предполагается:

выработка и ввод в действие механизмов государственного регулирования, обеспечивающих мотивацию перехода транспортных средств на экологически чистые виды топлива;

снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран;

профессиональная подготовка персонала, осуществляющего эксплуатацию транспортных средств;

рационализация маршрутов следования транспортных потоков.

Задача 6. Улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте.

Серьезный износ транспортной инфраструктуры и подвижного состава, который характерен для всех видов транспорта, требует для ликвидации сложившейся ситуации привлечения значительных инвестиций. Технологическое отставание является одним из главных препятствий развития транспорта. Объемы инвестиций, необходимые для достижения современного уровня развития отрасли, весьма значительны. Основными направлениями повышения инвестиционной привлекательности и решения указанной задачи являются:

развитие частно-государственного партнерства;

стимулирование инвестиционной активности транспортных предприятий;

привлечение грузоотправителей или пользователей инфраструктуры к модернизации отдельных объектов.

Реализация указанных направлений позволит вызвать интерес потенциальных инвесторов и привлечь к инвестиционным проектам крупные банки, которые могут аккумулировать значительный объем финансовых средств.

3. Общая характеристика транспортной системы и дорожного хозяйства Амурской области


По своему географическому положению Амурская область обладает потенциалом для перспективного развития мощной транспортной системы.

В состав транспортного комплекса Амурской области входят инфраструктурные объекты железнодорожного и автомобильного транспорта, внутренние водные магистрали, объекты гражданской авиации.

Транспортно-дорожный комплекс Амурской области объединяет около 550 предприятий транспорта и дорожного хозяйства. Численность работников

организаций транспорта области составляет около 30,0 тыс. человек. Доля занятых в транспортном комплексе от общей численности занятых в экономике области составляет 7,04%.

Инвестиции на транспорте Амурской области составили в 2008 году 30,5 млрд. рублей. Для сравнения в 2007 году объем инвестиций в транспортный комплекс области составил 16,2 млрд. рублей, в 2006 году - 9,7 млрд. рублей, в 2005 году - 6,1 млрд. рублей.

Объем перевозок грузов по транспорту общего пользования составил в 2009 году 8,72 млн. тонн.

     Таблица 1

Динамика перевозки грузов по видам транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн. тонн

Виды транспорта

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

Железнодорожный

8,76

8,37

7,84

6,7

6,06

Автомобильный

0,68

0,85

3,47

1,82

2,05

Водный

1,05

0,76

0,87

1,31

0,61


Объем перевозок пассажиров по всем видам транспорта в 2009 году составил 71,58 млн. пассажиров.

     Таблица 2

Динамика перевозки пассажиров по видам транспорта общего пользования, млн. пассажиров

Виды транспорта

Годы

2005

2006

2007

2008

2009

Железнодорожный

4,62

4,90

4,59

4,49

3,51

Автомобильный

73,56

64,99

64,01

62,84

62,04

Наземный электрический

8,69

6,22

5,32

5,66

5,42

Воздушный

0,14

0,14

0,16

0,17

0,16

Водный

0,41

0,42

0,61

0,75

0,45


В грузообороте наблюдается тенденция к увеличению, в 2009 году он составил 64021,6 млн. тонно-км, что к уровню 2008 года составляет 105,6 %.     

  

   Таблица 3

Грузооборот по видам транспорта общего пользования (без трубопроводного), млн. тонно-км

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»