Недействующий


ЗАКОН
 АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 февраля 2009 года N 170-ОЗ

О социальном обслуживании населения
в Амурской области

(с изменениями на 28 ноября 2013 года)

____________________________________________________
Утратил силу на основании
закона Амурской области
от 05 ноября 2014 года N 431-ОЗ

____________________________________________________


Принят Законодательным Собранием Амурской области
29 января 2009 года

_____________________________________________________________________________
 Документ с изменениями, внесенными:
 законом Амурской области от 28 ноября 2013 года N 292-ОЗ.
______________________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и области регулирует отношения в сфере социального обслуживания населения в области.

Статья 1. Основные понятия


В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

1) качество социальной услуги - совокупность свойств социальной услуги, определяющих ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию;

2) клиент социальной службы - гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации, которому в связи с этим предоставляются социальные услуги;

3) нестационарное учреждение (или нестационарное отделение учреждения) социального обслуживания - учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам без их проживания в указанном учреждении (или отделении учреждения);

4) объем социальных услуг - перечень предоставляемых населению социальных услуг с указанием их видов;

5) одинокий гражданин - гражданин, не состоящий в браке, не имеющий родственников, обязанных по закону содержать его и оказывать ему помощь;

6) полустационарное учреждение (или отделение учреждения) социального обслуживания - учреждение (или отделение учреждения), которое обеспечивает предоставление социальных услуг гражданам в течение определенного времени суток, т.е. в условиях дневного или ночного пребывания в учреждении (или отделении учреждения);

7) социальное обслуживание - деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации;

8) социальные службы - предприятия и учреждения независимо от форм собственности, предоставляющие социальные услуги, а также граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию без образования юридического лица;

9) социальное обслуживание на дому - форма социального обслуживания граждан, нуждающихся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании, направленная на максимально возможное продление пребывания их в привычной социальной среде в целях поддержания социального статуса, а также на защиту прав и законных интересов;

10) социальная реабилитация - система мероприятий, направленных на восстановление утраченных гражданином социальных связей, социального статуса, устранение или возможно полную компенсацию ограничений жизнедеятельности;

11) стационарное учреждение (или стационарное отделение учреждения) социального обслуживания - учреждение (или отделение учреждения), которое предоставляет социальные услуги гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, и обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга;

12) трудная жизненная ситуация - ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Статья 2. Система социального обслуживания


1. Система социального обслуживания основана на использовании и развитии всех форм собственности и состоит из государственного и негосударственного секторов социального обслуживания.

2. Государственный сектор социального обслуживания состоит из областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений социального обслуживания.

3. Негосударственный сектор социального обслуживания населения объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на негосударственной форме собственности, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К негосударственному сектору социального обслуживания относятся общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием.

Статья 3. Организация социального обслуживания


Организация социального обслуживания предполагает:

1) предоставление гражданам различных видов социальных услуг, определенных федеральными законами и законами области в порядке, установленном Правительством области;

2) установление государственных стандартов социального обслуживания населения;

3) использование и развитие системы социального обслуживания;

4) определение структуры органов управления государственным сектором социального обслуживания и организации их деятельности.

Статья 4. Государственные стандарты
социального обслуживания и контроль за их исполнением


1. Социальное обслуживание должно соответствовать государственным стандартам, которые устанавливают:

1) основные требования к объемам и качеству социальных услуг;

2) требования к порядку и условиям оказания социальных услуг;

3) перечень гарантированных государством социальных услуг;

4) социальные нормы и нормативы обеспеченности населения социальными услугами на областных государственных унитарных предприятиях и в государственных учреждениях социального обслуживания населения;

5) социальные нормативы и натуральные нормы обеспечения деятельности областных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений социального обслуживания населения;

6) нормативы и тарифы на гарантированные государством социальные услуги.

2. Государственные стандарты социального обслуживания используются при определении объемов финансирования областных государственных учреждений социального обслуживания населения из областного бюджета, а также объемов государственного заказа на предоставление социальных услуг.

3. Контроль за исполнением государственных стандартов социального обслуживания на областных государственных унитарных предприятиях и в государственных учреждениях социального обслуживания населения осуществляется органом исполнительной власти области, реализующим функции управления в сфере социальной защиты населения (далее -уполномоченный орган).

Статья 5. Право граждан на социальное обслуживание


1. В области гарантируется право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном секторе системы социального обслуживания в порядке и на условиях, установленных законами и иными нормативными правовыми актами области.

2. При получении социальных услуг каждый гражданин или его законный представитель имеют право:

1) на уважительное и гуманное отношение работников учреждений социального обслуживания;

2) на выбор учреждения и формы социального обслуживания в порядке, установленном уполномоченным органом;

3) на получение в государственной системе социальных служб бесплатной информации о возможностях, видах, порядке и условиях социального обслуживания;

4) на социальное обслуживание с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, когда согласия гражданина не требуется;

5) на отказ от социального обслуживания;

6) на конфиденциальность информации личного характера, ставшей известной работнику учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг;

7) на защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории области, а также беженцы имеют равные с гражданами Российской Федерации права на социальное обслуживание, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Статья 6. Основные виды социальных услуг


Основными видами социальных услуг в зависимости от их назначения являются:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;

3) социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан в целях их социальной адаптации;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и аномалий личного развития клиентов социальных служб, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, на организацию их досуга, оказание содействия в семейном воспитании детей;

5) социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня;

6) социально-правовые, направленные на поддержание или изменение правового статуса, оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.

Статья 7. Основные формы социального обслуживания


Социальное обслуживание осуществляется в следующих формах:

1) обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания;

2) предоставление временного приюта;

3) реабилитационные услуги;

4) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

5) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

6) дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;

7) социально-консультационная помощь;

8) материальная помощь;

9) срочное социальное обслуживание;

10) предоставление жилого помещения в специальных домах для одиноких престарелых граждан.

Статья 8. Категории граждан и группы населения,
 имеющие право на социальное обслуживание


К категориям граждан и группам населения, имеющим право на социальное обслуживание в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания области, относятся:

1) дети (дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, беспризорные, дети-инвалиды, дети имеющие отклонения в умственном, психическом и физическом развитии, дети семей беженцев и вынужденных переселенцев, безнадзорные);

2) семьи (малообеспеченные, неполные, многодетные, имеющие в своем составе инвалидов, в том числе детей-инвалидов; с несовершеннолетними родителями);

3) отдельные граждане (безработные, бездомные, оказавшиеся в экстремальной ситуации (пострадавшие от стихийных или приравненных к ним бедствий, беженцы и вынужденные переселенцы);

4) женщины (подвергшиеся психофизическому насилию, одинокие матери с несовершеннолетними детьми, несовершеннолетние матери, беременные женщины, кормящие матери);

5) граждане пожилого возраста (женщины старше 55 лет, мужчины старше 60 лет) и инвалиды (в том числе дети-инвалиды), нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению;

6) граждане без определенного места жительства и занятий;

7) другие категории граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Статья 9. Учреждения и предприятия социального обслуживания


1. Учреждениями социального обслуживания независимо от форм собственности являются:

1) стационарные учреждения социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов, специальные дома-интернаты (отделения) для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома-интернаты для умственно отсталых детей, дома-интернаты для детей с физическими недостатками);

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»