ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 октября 2008 года N 250
О ДОЛГОСРОЧНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ НА 2009 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 10.04.2009 N 148, от 13.07.2009 N 302, от 19.08.2009 N 354, от 15.09.2009 N 408, от 08.10.2009 N 450, от 15.03.2010 N 97, от 14.09.2010 N 484, от 22.11.2010 N 655, от 27.04.2011 N 267, от 28.09.2011 N 644, от 01.12.2011 N 834)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2012 года на основании постановления Правительства Амурской области от 28.11.2011 N 819.
____________________________________________________________________
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса РФ, постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 года N 28 "Об утверждении порядков принятия решений о разработке областных (региональных) целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности" Правительство Амурской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2009 - 2010 годы и на период до 2012 года".
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.03.2010 N 97)
2. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2009 года.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя председателя Правительства области А.В.Нестеренко.
(в ред. постановления Правительства Амурской области от 15.09.2009 N 408)
Губернатор
Амурской области
О.Н.КОЖЕМЯКО
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ НА 2009 - 2010 ГОДЫ И НА ПЕРИОД ДО 2012 ГОДА"
(в ред. постановлений Правительства Амурской области от 15.03.2010 N 97, от 14.09.2010 N 484, от 22.11.2010 N 655, от 27.04.2011 N 267, от 28.09.2011 N 644, от 01.12.2011 N 834)
┌════════════════════════┬════════════════════════════════════════════════‰
│Наименование программы │Долгосрочная целевая программа "Сохранение │
│ │и восстановление плодородия почв земель │
│ │сельскохозяйственного назначения │
│ │и агроландшафтов Амурской области │
│ │как национального достояния на 2009 - 2010 годы │
│ │и на период до 2012 года" (далее - программа) │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основания для разработки│1.Федеральный закон от 16 июля 1998 года │
│программы │N 101-ФЗ "О государственном регулировании │
│ │обеспечения плодородия земель │
│ │сельскохозяйственного назначения". │
│ │ │
│ │2.Федеральный закон от 10 января 1996 года │
│ │N 4-ФЗ "О мелиорации земель". │
│ │ │
│ │3. Постановление Правительства Российской │
│ │Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 │
│ │"О федеральной целевой программе "Сохранение │
│ │и восстановление плодородия почв земель │
│ │сельскохозяйственного назначения │
│ │и агроландшафтов как национального достояния │
│ │России на 2006 - 2010 годы и на период │
│ │до 2012 года" │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Государственный заказчик│Министерство сельского хозяйства области │
│программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основной разработчик │Министерство сельского хозяйства области │
│программы │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Цели программы │Сохранение и восстановление плодородия почв, │
│ │рациональное использование природных ресурсов │
│ │и создание на этой основе благоприятных условий │
│ │для устойчивого и эффективного функционирования │
│ │агропромышленного комплекса области, обеспечения│
│ │населения качественными продуктами питания │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Основные задачи │Обеспечение условий для сохранения │
│программы │и восстановления плодородия почв, улучшения │
│ │состояния мелиорированных земель, предотвращение│
│ │выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота, │
│ │повышение степени использования │
│ │биоклиматического потенциала области │
│ │и стабилизация сельскохозяйственного │
│ │производства, увеличение количества рабочих мест│
│ │в сельскохозяйственном производстве и повышение │
│ │уровня жизни населения │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Перечень основных │Система комплексных мер включает: │
│мероприятий │ │
│ │агрохимические мероприятия; │
│ │ │
│ │агротехнические приемы сохранения плодородия │
│ │почв; │
│ │ │
│ │мелиоративные мероприятия │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Сроки реализации │2009 - 2012 годы │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Объемы и источники │Общие расходы на реализацию программы составляют│
│финансирования │5557,2 млн. рублей, в том числе: │
│ │ │
│ │из областного бюджета - 398,2 млн. рублей, │
│ │из них: │
│ │ │
│ │в 2009 году - 56,0 млн. рублей; │
│ │в 2010 году - 71,0 млн. рублей; │
│ │в 2011 году - 89,2 млн. рублей; │
│ │в 2012 году - 182,0 млн. рублей; │
│ │ │
│ │планируемый объем финансирования из федерального│
│ │бюджета - 1180,5 млн. рублей; │
│ │ │
│ │из внебюджетных источников - 3978,5 млн. рублей │
│(строка в ред. постановления Правительства Амурской области от 01.12.2011│
│N 834) │ │
├════════════════════════┼════════════════════════════════════════════════┤
│Ожидаемые конечные │Реализация мероприятий программы позволит │
│результаты │предотвратить падение уровня плодородия почв, │
│ │ослабить отрицательное воздействие природных │
│ │факторов (засуха, водная и ветровая эрозия │
│ │и др.) на сельскохозяйственное производство, │
│ │увеличить валовое производство зерновых культур │
│ │в 2,2 раза, сои - в 2,0 раза │
└════════════════════════┴════════════════════════════════════════════════…
Основными условиями обеспечения стабильного развития агропромышленного комплекса области являются сохранение, восстановление и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование в процессе хозяйственной деятельности имеют огромное значение. Плодородие почв, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья: пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В области по состоянию на 1 января 2009 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2733,7 тыс. га, в том числе 2137,4 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 82% уровня 1990 года, из них пашни - 1270,8 тыс. га, посевные площади - 760,2 тыс. га (приложение N 1).
На 1 января 2009 года в области насчитывалось 246,1 тыс. га мелиорированных земель. Объемы проводимых мелиоративных работ недостаточны.
Часть мелиорированных земель используется под сенокосы и пастбища, часть осушенных земель переведена в залежь.
Под урожай 2008 года внесено 5,9 тыс. тонн минеральных удобрений в действующем веществе, что составляет 8,3% оптимальной потребности. Внесение минеральных удобрений по сравнению с 2007 годом возросло на 37%.
Более 70% пашни области имеет повышенную кислотность, в связи с этим необходимо проводить известкование и фосфоритование почв. С 2005 года применение извести и фосфоритной муки полностью прекратилось.
Борьба с сорной растительностью химическим методом проведена на площади 478,2 тыс. га, что составляет 74% потребности и на 68,2 тыс. га больше обработанной площади 2007 года.
Площади многолетних трав в области незначительны, что не позволяет за счет них обеспечить повышение плодородия почв.
В области сложился отрицательный баланс гумуса.
В результате за последние 15 лет площадь пашни с высоким содержанием гумуса сократилась на 19,6%.
Основными причинами сокращения объемов работ по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения области являются недостаток собственных оборотных средств у производителей сельскохозяйственной продукции, связанный с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и на промышленную продукцию, поставляемую селу, опережающий рост цен на энергоносители, а также отсутствие системы долгосрочного кредитования хозяйств и ограниченность областного бюджета.
Проблема сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Федеральные законы от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" и от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель" определили необходимость разработки настоящей программы.
Целями программы являются сохранение и восстановление плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе благоприятных условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, обеспечения населения качественными продуктами питания.
Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи:
обеспечение условий для сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения состояния мелиорированных земель;
предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства.
В соответствии с основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации программа предусматривает оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении единой технологической политики в сфере мелиорации земель и выполнении агрохимических, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для стабилизации и роста производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий, работ по коренному улучшению земель и мелиоративных мероприятий. Максимальный эффект от реализации мероприятий программы может быть получен только при комплексном их осуществлении с одновременным совершенствованием землеустройства на территории области.
Сроки реализации программы - 2009 - 2012 годы.
Система мероприятий, предусматриваемых программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв (приложение N 2).
Система комплексных мер включает:
агрохимические мероприятия,
агротехнические приемы сохранения плодородия почв,
мелиоративные мероприятия.
В программе представлен комплекс мер по воздействию на химические, физические и биологические процессы, протекающие в почве сельскохозяйственных угодий и в растениях, с целью максимально реализовать генетический и биоклиматический потенциал по количеству и качеству продукции выращиваемых культур. Центральное место отводится применению агрохимических средств (удобрений и химических мелиорантов), без которых невозможно регулировать биологический круговорот веществ в агроэкосистемах, сохранять и обеспечивать расширенное воспроизводство почвенного плодородия в рамках экологической и экономической целесообразности.
Агрохимическое и агроэкологическое обследование планируется осуществлять на площади 300 тыс. га ежегодно. По результатам агрохимического обследования разрабатываются рекомендации по применению средств химизации и проектно-технологическая документация на выполнение отдельных видов агрохимических и мелиоративных работ.
Известкование улучшает физико-механические свойства почвы, улучшает эффективность применения минеральных удобрений. Работы по химической мелиорации почв на протяжении последних 8 лет из-за отсутствия финансирования не проводились. По результатам обследования установлено, что процент кислых почв в 2009 году увеличился по сравнению с 1990 годом на 15%, поэтому вопрос с известкованием почв предстоит решать безотлагательно. В связи с расширением посевных площадей, занятых соей, возрастает необходимость в проведении работ по известкованию. При пятилетнем цикле известкования необходимо проводить работы на площади 50 тыс. га в год.