(с изменениями на 24 апреля 2008 года)
(Утратил силу)
________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
________________________________________________________
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 01 июня 2007 года № 340-ОЗ
Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
Законом Амурской области от 24 апреля 2008 года № 25-ОЗ
________________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
15 марта 2007 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы» (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2007-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы».
Статья 3
Рекомендовать органам местного самоуправления области на основании областной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы» разработать соответствующие муниципальные программы.
Статья 4
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
30 марта 2007 года
№ 314-ОЗ
Областная целевая программа
«РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2007-2010 ГОДЫ»
1. ПАСПОРТ
областной целевой программы
«Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы»
Наименование | Областная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2007-2010 годы» | |||
Основание для | Постановление губернатора области от 02.05.2006 № 203 «Об утверждении Концепции развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы» | |||
Государственный | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере физической культуры и спорта | |||
Государственный | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере физической культуры и спорта | |||
Основной разработчик | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере физической культуры и спорта | |||
Цель программы | Увеличение числа лиц, систематически занимающихся физической культурой и спортом | |||
Задачи программы | Основными задачами программы являются: | |||
Перечень программных | 1. Обеспечение деятельности органов управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях, организаторов физкультурно-массовой и спортивной работы в поселениях, профессиональная переподготовка физкультурных кадров, |
4. Обеспечение мероприятий по укреплению материально-технической базы областных и муниципальных образовательных учреждений и учреждений спортивной направленности. | ||||
Сроки реализации | 2007-2010 годы | |||
Объемы и источники | Общий объем финансирования составляет 109660 тыс.руб., в том числе: | |||
Ожидаемые конечные | В результате реализации программы к 2010 году предполагается: |
стимулирование спортивной деятельности через средства массовой информации, информирование | ||||
Исполнители | Иисполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере образованиясполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере физической культуры и спорта, исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере архитектуры и строительства, органы местного самоуправления, юридические лица, осуществляющие исполнение программных мероприятий в соответствии с настоящим Законом | |||
Система организации | Государственный заказчик программы осуществляет текущий контроль за реализацией программы и в установленном порядке представляет в Правительство области информацию о выполнении программных мероприятий и целевом использовании финансовых средств. Областной Совет народных депутатов осуществляет контроль за использованием средств Правительство области по результатам полугодия и отчетного года представляет областному Совету народных депутатов и контрольно-счетной палате области информацию о ходе выполнения программы |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
2.1. Анализ ситуации
В области сложилась и действует система развития физической культуры и спорта, которая включает городские и районные комитеты по спорту администраций городов и районов, исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере физической культуры и спорта, областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы «Буревестник» «Спартак», «Урожай», подведомственные спортивные организации «Динамо», «Юность России» и спортивные школы.
Идет процесс становления областного государственного учреждения «Областной центр развития спорта» с межмуниципальными филиалами на базе спорткомплексов в г.Райчихинске и г.Свободном. Задача центра - проведение областных и межмуниципальных соревнований, отбор и подготовка молодых и перспективных спортсменов в состав сборных команд области для участия в соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации,
В области зарегистрировано более 50 видов спорта, охватывающих 90 тысяч человек, что составляет 10,2% населения области (средний показатель по Дальневосточному федеральному округу - 11,5%, в экономически развитых странах -40-60%).
Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов (детско-юношеских спортивных школ (далее - ДЮСШ), специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (далее - СДЮШОР), детско-юношеских клубов физической подготовки (далее - ДЮКФП). Их общее количество -32 единицы. Причем в шести муниципальных районах они отсутствуют.
В спортивных школах занимаются дети в возрасте 6-15 лет, или 9,5% (социальная норма - 20%). В спортивных секциях школ - 30,6%, учреждений начального профессионального образования (далее - НПО) - 36,6%, средних специальных учебных заведений (далее - ссуз) - 33,4%, высших учебных заведений (далее - вуз) - 24,6%. Это связано с недостаточно развитой спортивной базой и ограничением в заработной плате за внеклассную работу учителей физической культуры (12-15% ставки).
Обеспеченность районов области физкультурными кадрами составляет 71% социальной нормы, площадями спортивных залов - 42%. До 70% физкультурных кадров имеют возраст старше 45-55 лет. Практически 65% сельских поселений не имеют инструкторов-организаторов по спорту, а оплата их труда, как правило, договорная и крайне низкая,
В городах аналогичная ситуация. 82% спортивной базы (спортзалы) относятся к ведомственной закрытой сети (школы, НПО, ссузы, вузы), имеют ограниченный доступ, с повышением стоимости аренды физкультурные и спортивные услуги стали практически недоступны для горожан.
Система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на областном (межведомственном), так и на муниципальном (городском, районном) уровнях.
«Размытость» управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими органами в сфере образования, культуры, молодежи. В 29 городских округах и муниципальных районах действуют:
самостоятельные комитеты, отделы, управления по физической культуре и спорту - 14;
специалисты в составе смешанных структур - 10,
специалисты при администрациях - 5.
Недостаточно стимулируются и используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций в управленческой деятельности.
2.2. Описание проблемы
Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разграничиваются полномочия и функции государственной и муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда на уровне городских и районных спорткомитетов одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка группы спортсменов к выступлению на спартакиадах и чемпионатах разного уровня, В результате нарушаются пропорции в расходовании муниципальных средств в ущерб массовому спорту, развитию материально-технической, спортивной базы, обустройству спортивными сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по спорту, поддержке объединений спортивной направленности.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.
Массовыми видами спорта в области являются: волейбол (занимаются 13884 человека), баскетбол (12840 человек), футбол (8492 человека), легкая атлетика (6770 человек), настольный теннис (4430 человек), плавание (2380 человек). Такими видами спортивных единоборств, как бокс, борьба вольная, самбо, рукопашный бой, каратэ, занимаются более 6000 человек.
Ежегодно 23-27 спортсменам присваивается звание «Мастер спорта России», 7-10 человек занимают I-III места на первенствах и чемпионатах России, Азии, Европы и мира. Высшие достижения амурских спортсменов связаны, как правило, с неолимпийскими видами спорта (гиревой спорт, каратэ, самбо, пауэрлифтинг, бодибилдинг) и выступлениями наших ветеранов спорта.
Любительские команды по баскетболу, волейболу, футболу и хоккею участвуют в первенствах России среди команд высшей лиги, 1-2-3 лиг, а сборные команды области - в зимних и летних спартакиадах учащихся и молодежи России.
Бюджетное финансирование физической культуры в муниципальных районах и городских округах не обеспечивает развитие ни массового, ни детского спорта и едва покрывает расходы, связанные с проведением местных спартакиад и с участием в областных спартакиадах. Бюджетные расходы муниципальных образований в среднем ежегодно составляют 23-24,5 млн.руб., или 26,5 руб. на одного жителя.
Удельный вес расходов областного и муниципальных бюджетов на физическую культуру и спорт в общем объеме консолидированного бюджета области составляет 0,54%, или 91 руб. на одного жителя области (178 руб. в Дальневосточном федеральном округе).
В целях реализации государственной политики в части развития физической культуры и спорта с 2002 по 2005 год действовала региональная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта на территории Амурской области на 2002-2005 годы». На реализацию данной профаммы из средств областного бюджета было выделено более 61 млн.руб. Денежные средства направлены на строительство и реконструкцию спортивных сооружений, на поддержку массового спорта и на развитие спорта высших достижений, на укрепление материально-технической базы учреждений дополнительного образования детей спортивной направленности, на поддержку деятельности областных спортивных клубов.
Реализация программы позволила улучшить условия для занятий физической культурой и спортом. Построены стадионы в г.Тынде и п.Серышеве, спортивный зал СПОШ № 4 в г.Благовещенске.
К финалам областных спартакиад реконструированы стадионы в г.Зее, Шимановске, Свободном, п.Архаре, с.Пояркове, Тамбовке, Константиновке. Около 3 млн.руб. израсходовано на приобретение спортинвентаря и оборудования для 18 детско-юношеских спортивных школ. Обеспечивалось участие амурских спортсменов в соревнованиях различного ранга, осуществлялась финансовая помощь областным спортивным клубам на организацию и проведение комплексных спартакиад среди различных групп населения.
В период с 2002 по 2005 год увеличилось число систематически занимающихся физической культурой и спортом с 9,6% до 10,2% жителей области. Обеспеченность спортивными сооружениями составила 40,8% социальных норм.
Реализация мероприятий региональной целевой профаммы позволила привлечь средства муниципальных образований на укрепление материально-технической базы, организацию спортивно-массовой и оздоровительной работы.
2.3. Оценка мер социально-экономической политики в сфере действия программы
На территории Российской Федерации осуществляются мероприятия в рамках утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7 федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы».
Цель указанной программы - создание условий для укрепления здоровья населения путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений) и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Поэтапная реализация программы предполагает увеличение:
доли граждан Российской Федерации, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 30% общего числа граждан;
показателя обеспеченности спортивной инфраструктурой до 30 объектов на 100 тысяч жителей;
количества квалифицированных тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, работающих по специальности, до 300 тысяч человек;
количества граждан, занимающихся в специализированных спортивных учреждениях, на 30% ежегодно.
Программой предусматривается финансовая поддержка из федерального бюджета строительства спортивных сооружений на территориях в размере 50% стоимости объекта при условии заключения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соглашений об участии в финансировании профаммы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Для эффективной реализации федеральной целевой программы, Концепции развития физической культуры и спорта в области на 2006-2009 годы, утвержденной постановлением губернатора области от 02.05.2006 № 203, необходимы комплексный подход к решению задач и консолидация всех заинтересованных ведомств, органов государственной власти, местного самоуправления, что возможно только в рамках областной целевой программы, реализация которой будет направлена на развитие организационно-управленческих структур в сфере физической культуры и спорта, общественного физкультурно-спортивного движения, детско-юношеского спорта, на укрепление материально-технической базы, строительство и реконструкцию спортивных сооружений, на пропаганду здорового образа жизни.