Механизм реализации программы формируется в целях повышения доступности жилья для многих категорий граждан и в первую очередь для лиц, которые способны частично использовать собственные средства и привлекать кредитные ресурсы, в том числе на строительство или иные формы приобретения в собственность жилья.
Механизм программы предусматривает комплексное использование для этих целей различных финансовых источников (предоставление гарантии за счет средств областного бюджета, другие источники, собственные средства граждан, кредитные ресурсы банков и иных организаций).
В случае положительной конъюнктуры на рынке долгосрочных ипотечных кредитов планируется осуществлять привлечение инвестиционных средств на развитие ипотеки за счет выпуска ипотечных ценных бумаг в соответствии с законодательством.
В зависимости от материального состояния гражданина, стабильности его доходов, наличия жилья в собственности возможны варианты финансирования приобретения или строительства жилья, сочетающие самые различные источники финансирования. В качестве основных вариантов финансирования приобретения или строительства жилья программа предусматривает следующее:
1) предоставление долгосрочного ипотечного жилищного кредита (займа) на срок до 30 лет при недостаточности у гражданина собственных денежных средств и наличии соответствующих доходов при обращении в кредитную или иную организацию, что позволит мобилизовать недостающие средства для приобретения или строительства жилья;
2) предоставление субсидии гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и признанным в соответствии с законодательством молодой семьей на строительство или приобретение жилья, в том числе на оплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита (займа), на погашение части затрат, произведенных при строительстве или приобретении жилья, либо на погашение ипотечного жилищного кредита в соответствии с Законом Амурской области от 03.04.2006 № 165-ОЗ «Об областной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей на 2006-2010 годы»;
3) сочетание собственных денежных средств гражданина и средств от продажи находящегося в его собственности жилья. В случае нехватки этих средств гражданин обращается в банк нли иную организацию за ипотечным кредитом (займом) на условиях платежеспособности заемщика и обеспеченности кредита (займа);
4) полное финансирование строительства жилья за счет аккумулированных гражданином собственных и заемных средств. При этом широкое распространение должно получить финансирование строительства жилья с использованием инструмента первоначального взноса и получения ипотечного жилищного кредита (займа) на стадии начала строительства. Долгосрочные ипотечные жилищные кредиты (займы), получаемые гражданином, направляются на строительство жилья. При оплате всей стоимости квартиры на стадии начала строительства стоимость 1 кв.м жилья значительно ниже. Имеет место и наличие скидки при оплате всей стоимости строящейся квартиры одним платежом;
5) строительство (на этапе начала строительства) за счет средств кредитных организаций, выданных организации (предприятию) под государственную гарантию области (муниципальных образований), с последующим инвестированием в строительство жилья и передачей прав на строящееся жилье гражданам - участникам ипотечного жилищного кредитования по договору уступки права требования.
При реализации настоящей программы муниципальными образованиями осуществляется субсидирование части процентной ставки за счет средств бюджета области при наличии в них средств по кредитам, полученным на строительство или приобретение жилья гражданами, признанными в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Объем средств на реализацию программы ежегодно уточняется при формировании бюджета на очередной финансовый год.
Механизм взаимодействия всех участников программы, в том числе механизм участия граждан в строительстве или приобретении доступного жилья через систему долгосрочного ипотечного жилищного кредитования, а также механизм привлечения внебюджетных источников, будет отрабатываться в ходе реализации программы.
Субсидирование за счет средств бюджета области муниципальных программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство или приобретение жилья, полученным гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, осуществляют муниципальные образования.
Субсидирование муниципальных программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство или приобретение жилья за счет средств областного бюджета, осуществляется из областного фонда софинансирования социальных расходов пропорционально средствам, предусмотренным в муниципальных программах, отобранных на конкурсной основе.
Порядок субсидирования муниципальных программ, предусматривающих возмещение части процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство или приобретение жилья, из областного фонда софинансирования социальных расходов разрабатывается исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим функции в сфере архитектуры и строительства и утверждается Правительством области.
(В редакции Закона Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)