Концепция
развития физической культуры и спорта в Амурской области
на 2006-2009 годы
Настоящая Концепция развития физической культуры и спорта в Амурской области на 2006-2009 годы (далее Концепция) разработана в соответствии с постановлением губернатора области от 12.09.2005 № 512 «О проблемах организации и управления физкультурно-спортивным движением в области в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации»( в редакции от 15.02.2006 № 24-ФЗ) и на основании принятых Программ: областной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2005-2010 годы» и федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11.01.2006 № 7.
Концепция определяет основные направления развития физической культуры и спорта в Амурской области, является составной частью социально-экономической политики и направлена на проведение единой государственной политики в области физической культуры и спорта с главными целями:
повышение роли государства в поддержке развития физической культуры и спорта, общественных форм организации и деятельности в этой сфере;
привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом, формирование здорового образа жизни, воспитание здорового и физически крепкого поколения, продление активного долголетия, социальная и физическая адаптация инвалидов и детей-сирот, профилактика асоциального поведения молодежи;
создание условий для устойчивого развития и повышения эффективности деятельности муниципальных и государственных физкультурно-спортивных учреждений, организаций и общественных спортивных объединений;
подготовка и успешное участие амурских спортсменов, команд на российских и международных соревнованиях, подготовка спортивного резерва;
развитие спортивной инфраструктуры и создание зрелищной индустрии.
I. Характеристика современного состояния физической культуры и спорта в Амурской области
Несмотря на экономические трудности в области сложилась и действует определенная система по развитию физической культуры и спорта, стержень которой составляют горрайспорткомитеты, облспортуправление, областные общественные федерации по видам спорта, спортклубы «Буревестник», «Спартак», «Урожай» и подведомственные спортивные организации: «Динамо», «Юность России» и спортивные школы.
Идет процесс становления деятельности созданного областного государственного учреждения «Областной центр развития спорта» с межмуниципальными филиалами на базе спортобъектов в г.Райчихинск и г.Свободный.
Задача центра: проведение областных и межмуниципальных соревнований; селекция, отбор и подготовка молодых и перспективных спортсменов в составе сборных команд области для участия в соревнованиях Дальневосточного федерального округа и Российской Федерации.
В области зарегистрировано более 50 видов спорта с охватом занимающихся 90 тысяч человек, что составляет 10,2 % от населения области (средний процент по Дальневосточному федеральному округу - 11,5 %, в экономически развитых странах этот показатель составляет 40-60%).
Не развивается система муниципальных спортивных школ и клубов (ДЮСШ, СДЮШОР, ДКЖФП - 32 единицы), причем в шести районных муниципальных образованиях их нет.
Охват детей возраста 6-15 лет обучением в спортшколах области -9,5% (социальная норма - 20 %).
Процент занимающихся в спортивных секциях непосредственно в учебных заведениях остается низким: школы - 30,6%, нпо - 36,6%, ссузы - 33,4%, вузы - 24,6%. Это связано с недостатком спортивной базы и ограничением в зарплате учителей физической культуры за внеклассную работу (12 - 15% ставки).
Обеспеченность области физкультурными кадрами - 71 % (от социальных норм), площадями спортивных залов - 42 %. До 70% физкультурных кадров имеет возраст старше 45-55 лет. Практически 65% сельских поселений не имеет инструкторов-организаторов по спорту, а оплата работающих инструкторов, как правило, договорная временная и крайне низкая.
В городах области аналогичная ситуация. Спортивная база (спортзалы) - 82 % относятся к ведомственной закрытой сети (школы, нпо, ссузы, вузы), имеют ограничения доступности, а вместе с повышением стоимости аренды, физкультурных и спортивных услуг стали практически недоступны для горожан.
Система управления физической культурой и спортом не является оптимальной как на областном (межведомственном), так и на муниципальном (городском, районном) уровнях.
«Размытость» управленческих функций и структур объясняется слиянием органов управления физической культурой и спортом с другими организациями (образования, культуры, молодежи). В 27 городских и районных муниципальных образованиях:
- самостоятельных комитетов, отделов, управлений по физической культуре и спорту - 14;
- специалистов в составе смешанных структур - 10,
- специалистов при администрациях - 2;
- отсутствуют - в одном муниципальном образовании. Недостаточно стимулируются и используются возможности общественных физкультурно-спортивных организаций в управленческой деятельности.
Федеральным законом № 131-ФЗ разграничиваются полномочия и функции государственной и муниципальной спортивной политики, поэтому имеется целый ряд проблемных вопросов.
Один из таких вопросов связан с ошибочными приоритетами, когда на уровне городских, районных спорткомитетов одним из главных показателей является не приобщение населения к массовому физкультурно-спортивному движению, а подготовка группы спортсменов к выступлению на спартакиаде и чемпионатах разного уровня.
В результате нарушаются пропорции в расходовании муниципальных средств в ущерб массовому «спорту для всех», развитию материально-технической, спортивной базы, обустройству спортивными сооружениями дворов, микрорайонов, содержанию методистов по спорту, поддержке объединений спортивной направленности.
Функциональные задачи и бюджетные средства государственных и муниципальных органов управления физической культурой и спортом предполагают формирование системы государственного заказа на деятельность по развитию физической культуры и видов спорта.