Об областной целевой программе
«Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2006-2010 годы»
(с изменениями на 12 октября 2007 года)
(Утратил силу)
________________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
________________________________________________________
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 128-ОЗ
Законом Амурской области от 13 декабря 2006 года № 263-ОЗ
Законом Амурской области от 26 февраля 2007 года № 297-ОЗ
Законом Амурской области от 12 октября 2007 года № 400-ОЗ
________________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
22 февраля 2006 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2006-2010 годы» (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006-2010 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2006-2010 годы».
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
13 марта 2006 года
№ 160-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«СОХРАНЕНИЕ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ
ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АГРОЛАНДШАФТОВ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ КАК НАЦИОНАЛЬНОГО ДОСТОЯНИЯ НА 2006-2010 ГОДЫ»
Наименование программы | Областная целевая программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Амурской области как национального достояния на 2006-2010 годы» (далее - программа) | |||
Основание для разработки | 1. Федеральный закон от 16.07.98 № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодо-эодия земель сельскохозяйственного назначения». 2. Федеральный закон от 10.01.96 № 4-ФЗ «О мелиорации земель». 3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 01.10.2005 № 1564-Р «О концепции «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы» | |||
Государственный заказчик программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства | |||
Основной разработчик программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства | |||
Основная цель программы | Сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе благоприятных условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, обеспечения населения качественными продуктами питания | |||
Основные задачи программы | Обеспечение условий для сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения состояния мелиорированных земель, предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота, повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства, увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения | |||
Сроки реализации | 2006-2010 годы | |||
Перечень основных мероприятий | Система комплексных мер включает: агрохимические мероприятия; гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия; агролесомелиоративные мероприятия; информационное обеспечение; научное обеспечение | |||
Объемы и источники финансирования | Общие расходы на реализацию программы из областного бюджета составляют 532,858 млн. рублей, в том числе: |
в 2006 году - 97,595 млн. рублей; | ||||
Исполнители основных мероприятий программы | Исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства, федеральное государственное учреждение «Управление «Амурмелиоводхоз» (по согласованию), федеральное государственное учреждение станция агрохимической службы «Амурская» (по согласованию), федеральное государственное учреждение станция агрохимической службы «Белогорская» (по согласованию), сельскохозяйственные предприятия (организации) (на основании договоров); научное обеспечение осуществляют ООО «Амурское», ГОУ ДальГАУ, ГНУ ВНИИ сои | |||
Ожидаемый результат | Реализация мероприятий программы позволит: предотвратить падение уровня плодородия почв; ослабить отрицательное воздействие природных факторов (засуха, водная и ветровая эрозия и др.) на сельскохозяйственное производство; увеличить производство зерновых в 3,5 раза, сои - в 2,1 раза | |||
Система контроля за исполнением программы | Контроль за ходом реализации программы осуществляет исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере сельского хозяйства, который представляет в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в сфере экономического развития, в исполнительный орган государственной власти области, осуществляющий функции в финансово-бюджетной сфере, в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации ежеквартальные, годовые отчеты о ходе реализации программы и эффективности использования бюджетных средств |
Основным условием обеспечения, стабильного развития агропромышленного комплекса области являются сохранение, восстановление и рациональное использование плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения. Плодородие почвы во взаимодействии с другими природными факторами составляет основу производительной силы земли, влияющей на эффективность производства сельскохозяйственной продукции и ее себестоимость.
Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и его рациональное использование в процессе хозяйственной деятельности имеют огромное значение. Плодородие почв, являясь естественным условием интенсификации земледелия, способствует росту урожайности и валовых сборов сельскохозяйственных культур, имеет важное природоохранное значение, увеличивая ценность земель сельскохозяйственного назначения не только как объектов производственной деятельности, но и как компонентов биосферы.
Экстенсивное использование плодородия почв уже вызвало снижение валовых сборов основных сельскохозяйственных культур и усилило зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий.
В соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями, - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
В области по состоянию на 1 января 2005 года общая площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 2631,8 тыс. га, в том числе 1781,8 тыс. га сельскохозяйственных угодий, или 70,0% уровня 1990 года, из них пашни - 1143,3 тыс. га, посевные площади - 573,7 тыс. га. Состав сельскохозяйственных угодий приведен в приложении № 1.
В 2005 году завершилось действие федеральной целевой программы «Повышение плодородия почв России на 2002-2005 годы». В области реализация мероприятий по поддержанию плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения характеризуется низкими показателями выполненных объемов работ. Среднегодовое внесение минеральных удобрений за 2002-2005 годы составило 7,3 кг действующего вещества на 1 га посева, что составляет 6,6 % оптимального уровня.
На 1 января 2005 года в области насчитывается 246,1 тыс. га мелиорированных земель, в том числе 236,9 тыс. га осушенных. Объемы мелиоративных работ крайне недостаточны.
В настоящее время только 61 % мелиорируемых земель используется под пашню. Часть мелиорированных земель используется под сенокосы и пастбища, часть осушенных земель переведена в залежь.
Под урожай 2005 года внесено всего 4,3 тыс. тонн минеральных удобрений в дейс1вующем веществе и 13,3 тыс. тонн органических, что составляет соответственно 12,0 % и 9,6 % оптимальной потребности.
За 2002-2004 годы работы по химической мелиорации почв (известкование, фосфоритование) проведены на площади 17,3 тыс. га при ежегодной потребности 59 тыс. га, в 2005 году эти работы в области не проводились.
Борьба с сорной растительностью химическим методом проведена на 328 тыс. га, что составляет 73 % потребности.
Фактически перестали вноситься органические удобрения. Площади многолетних трав в области незначительны (16 % площади пашни, находящейся в обороте), что не позволяет за счет них обеспечить повышение плодородия почв.
В области сложился отрицательный баланс гумуса. В результате за последние 15 лет площадь пашни с высоким содержанием гумуса сократилась на 19,6 %.
Основными причинами сокращения объемов работ по сохранению и восстановлению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения области являются недостаток собственных оборотных средств у производителей сельскохозяйственной продукции, связанный с диспаритетом цен на продукцию сельского хозяйства и на промышленную продукцию, поставляемую селу, опережающий рост цен на энергоносители, а также отсутствие системы долгосрочного кредитования хозяйств и ограниченность областного бюджета.
Проблема сохранения и восстановления плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения имеет общегосударственное значение и требует комплексного решения.
Федеральные законы «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» и «О мелиорации земель» определили необходимость разработать настоящую программу.
Целью программы являются сохранение и воспроизводство плодородия почв, рациональное использование природных ресурсов и создание на этой основе благоприятных условий для устойчивого и эффективного функционирования агропромышленного комплекса области, обеспечения населения качественными продуктами питания.
Для достижения цели программы необходимо решить следующие задачи:
обеспечение условий для сохранения и восстановления плодородия почв, улучшения состояния мелиорируемых земель;
предотвращение выбытия сельскохозяйственных угодий из оборота;
повышение степени использования биоклиматического потенциала области и стабилизация сельскохозяйственного производства;
увеличение количества рабочих мест в сельскохозяйственном производстве и повышение жизненного уровня населения.
В соответствии с основными направлениями агропродовольственной политики Правительства Российской Федерации на 2001-2010 годы программа предусматривает оказание государственной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям при проведении единой технологической политики в сфере мелиорации земель и выполнении агрохимических, агролесомелиоративных, культуртехнических, организационно-хозяйственных мероприятий и других работ. В качестве первоочередных мер для преодоления спада производства в сельском хозяйстве намечается проведение комплекса агрохимических мероприятий, работ по коренному улучшению земель и мелиоративных мероприятий. Максимальный эффект от реализации мероприятий программы может быть получен только при комплексном их осуществлении с одновременным совершенствованием землеустройства на территории области.
Сроки реализации программы - 2006-2010 годы. Программа реализуется в один этап.
Система мероприятий, предусматриваемых программой, представляет собой комплекс взаимоувязанных технических, организационных, технологических, хозяйственных и экологических мероприятий, направленных на эффективное использование земли и повышение плодородия почв.
Система комплексных мер включает:
агрохимические мероприятия;
гидромелиоративные и культуртехнические мероприятия;
агролесомелиоративные мероприятия;
информационное обеспечение;
научное обеспечение.
4.1. Агрохимические мероприятия
В программе представлен комплекс мер по воздействию на химические, физические и биологические процессы, протекающие в почве сельскохозяйственных угодий и в растениях, с целью максимально реализовать генетический и биоклиматический потенциал по количеству и качеству продукции выращиваемых культур. Центральное место отводится применению агрохимических средств (удобрений и химических мелиорантов), без них невозможно регулировать биологический круговорот веществ в агроэкосистемах, сохранять и обеспечивать расширенное воспроизводство почвенного плодородия в рамках экологической и экономической целесообразности.
4.1.1. Агрохимическое и агроэкологическое обследование сельскохозяйственных угодий
Агрохимическое и агроэкологическое обследование осуществляется ежегодно на площади более 300 тыс. га, затраты составляют 6,0-6,5 млн.рублей в год (таблица 1). По результатам агрохимического обследования разрабатываются рекомендации по применению средств химизации и проектно-технологической документации на выполнение отдельных видов aгрохимических и мелиоративных работ.
Таблица 1
(В редакции Закона Амурской области от 26 февраля 2007 года № 297-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Объемы комплексного агрохимического обследования почв области на 2006-2010 годы
Годы | Объемы | Затраты, | в том числе | ||||
обследования почв* (тыс. га) | всего (млн.рублей) | средства областного бюджета | средства федерального бюджета | ||||
2006-2010, всего | 1462 | 31,435 | 2,123 | 29,312 | |||
2006 | 300 | 5,6 | 0,345 | 5,255 | |||
2007 | 310 | 6,235 | 0,5 | 5,735 | |||
2008 | 280 | 6,0 | 0,420 | 5,5(80) | |||
2009 | 292 | 6,7 | 0,438 | 6,262 | |||
2010 | 280 | 6,9 | 0,420 | 6,480 |