Об областной целевой программе «Поддержка
негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006-2008 гг.»
(с изменениями на 05 июня 2007 года)
(Утратил силу)
_____________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
_____________________________________________________
_____________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 05 июня 2007 года № 342-ОЗ
_____________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
26 января 2006 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Поддержка негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006-2008 гг.» (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2006-2008 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий целевой программы «Поддержка негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006-2008 гг.».
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
20 февраля 2006 года
№ 154-ОЗ
Областная целевая программа «Поддержка
негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006-2008 гг.»
I. ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
«ПОДДЕРЖКА НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ И МОЛОДЕЖИ НА 2006-2008 гг.»
(В редакции Закона Амурской области от 05 июня 2007 года № 342-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Областная целевая программа «Поддержка негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи на 2006-2008 гг.» (далее -программа) | |||
Основание для разработки программы | Необходимость урегулирования и систематизирования форм и способов взаимодействия органов государственной власти области с негосударственными некоммерческими организациями в решении социальных проблем населения | |||
Государственный заказчик программы | Аппарат губернатора области | |||
Основные | Отдел по взаимодействию с политическими партиями, общественными и религиозными объединениями, отдел по работе с молодёжью управления общественных связей аппарата губернатора области | |||
Цель программы | Повышение гражданской и общественной активности населения и реализация государственной молодежной политики как ключевого фактора эффективного социально-экономического развития области | |||
Задачи программы | 1. Изучение (мониторинг) состояния общественной активности для получения исходной базовой информации. 2. Формирование нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие общественной активности, и привлечение социальных инвестиций из внебюджетных источников. 3. Мотивирование разработки и реализации проектов, содействующих развитию общественных инициатив и социального партнерства. 4. Информационная, консультативная и организационная поддержка реализации общественных инициатив. 5. Обучение представителей органов государственной власти области, органов местного самоуправления, средств массовой информации, инициативных групп граждан, некоммерческих организаций и коммерческих структур в сфере разработки, реализации общественных инициатив и эффективного взаимодействия в интересах местного сообщества. |
6. Привлечение социальных инвестиций на реализацию проектов, способствующих повышению общественной активности населения. 7. Оценка социального эффекта от реализации программы | ||||
Основной | Управление общественных связей аппарата губернатора области; негосударственные некоммерческие общественные объединения; органы по молодежной политике муниципальных образований области; высшие и средние специальные учебные заведения области | |||
Сроки реализации программы | 2006-2008 годы | |||
Перечень основных мероприятий | Организационно-правовое обеспечение поддержки общественно-гражданских инициатив; выявление тенденций и противоречий в развитии общественного самоуправления и межсекторного взаимодействия; развитие социального партнерства для совершенствования деятельности государственных и общественных институтов в социальной и духовной сферах; информирование в СМИ, через информационно-методические, справочные материалы об опыте развития и реализации общественно-гражданских инициатив, социального партнерства; привлечение дополнительных кадровых и финансовых источников в социальную сферу области; создание системы общественно-государственного управления молодежной политикой, ее научного, информационного и организационно-технического обеспечения; поддержка проектов и программ по актуальным проблемам молодежи, духовно-нравственному воспитанию, созданию условий для успешной социальной адаптации, развитию деятельности молодежных объединений Финансирование программы осуществляется из областного бюджета в размере 275894,12 тыс.рублей. Планируется привлечение средств из внебюджетных источников в размере не менее 3025,0 тыс.рублей. Объем финансовых средств из областного бюджета по годам реализации программы составляет: 2006 год - 8175,0 тыс.рублей, в т.ч.: 3175,0 тыс.рублей - подпрограмма «Общественные инициативы - в жизнь»; |
5000,0 тыс.рублей - подпрограмма «Молодежь Амурской области»; 2007 год - 9175,0 тыс.рублей, в т.ч.: 3175,0 тыс.рублей - подпрограмма «Общественные инициативы - в жизнь»; 6000,0 тыс.рублей - подпрограмма «Молодежь Амурской области»; 2008 год - 10544,12 тыс.рублей, в т.ч.: 3175,0 тыс.рублей - подпрограмма «Общественные инициативы - в жизнь»; 7369,12 тыс.рублей - подпрограмма «Молодежь Амурской области» | ||||
Ожидаемые результаты реализации программы | 1. Реализация не менее 370 социально значимых проектов. 2. Привлечение не менее 3000,0 тыс.рублей внебюджетных средств на их реализацию. 3. Систематизирование и урегулирование форм и способов взаимодействия органов государственной власти области с негосударственными некоммерческими общественными объединениями и органами, обеспечивающими государственную молодежную политику в области. 4. Развитие мобилизационной функции негосударственных некоммерческих общественных объединений и молодежи, позволяющей привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы (труд добровольцев, частные пожертвования, собственная приносящая доход деятельность организаций). 5. Создание моделей социального партнерства государственных структур и некоммерческого сектора для изучения и анализа потребности населения в социальных услугах, уменьшения социальной напряженности, повышения социальной значимости молодежи. 6. Совершенствование системы профилактики асоциального поведения среди населения, содействие развитию социальной помощи молодежи и другим категориям граждан. 7. Повышение социальной активности граждан, рост числа социально значимых негосударственных некоммерческих общественных объединений, востребованных населением области. 8. Вовлечение молодежи в активные формы общественной и социальной деятельности |
Организация текущего контроля за исполнением программы | Контроль за реализацией программы осуществляют управление общественных связей аппарата губернатора области и областной Совет народных депутатов |
II. СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
И ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ
Подпрограмма «Общественные инициативы - в жизнь!»
По данным управления Федеральной регистрационной службы по Амурской области, на 01.01.2005 в области зарегистрировано и включено в единый государственный реестр более 600 общественных организаций.
Принятие настоящей подпрограммы обусловлено необходимостью урегулировать и систематизировать формы и способы взаимодействия органов государственной власти области с негосударственными некоммерческими общественными организациями, которые становятся важными партнерами в решении социальных проблем жителей области. Основной целью ее принятия стала выработка важнейших подходов к правовому обеспечению социального партнерства, к общественной стабильности и гражданскому миру. При этом социальное партнерство понимается в широком значении как равноправное сотрудничество институтов государства и местного самоуправления, бизнеса и некоммерческих организаций в условиях демократического режима ради обеспечения наилучших условий жизни и всестороннего развития человека.
Сегодня негосударственные некоммерческие общественные объединения выполняют мобилизационную функцию, т.е. позволяют привлечь дополнительные внебюджетные ресурсы (труд добровольцев, частные пожертвования, зарубежная помощь, собственная приносящая доход деятельность организаций). В некоторых случаях, как показывает практика действия областной целевой программы «Поддержка общественных инициатив на 2003-2005 гг.», их деятельность оказывается такой же эффективной, как работа государственных учреждений.
За три года в рамках данной программы проведено четыре этапа конкурса «Общественные инициативы - в жизнь!» Победителями по результатам трех этапов конкурса стали 64 проекта (из 144 поданных на конкурс), которые частично были профинансированы из областного бюджета согласно утвержденным лимитам на общую сумму 1535,568 тыс.рублей. Одним из главных условий конкурса явилось вложение в проект не менее 25% собственных или привлеченных средств. В среднем на каждый рубль вложенных бюджетных средств отдача от конкурсных проектов составляет более 3 рублей. Ежегодно на их реализацию дополнительно привлекается около 3,5 млн.рублей.
В 2005 году в IV этапе конкурса проектов и программ общественных объединений и некоммерческих организаций приняли участие 30 проектов, 26 из которых стали победителями, среди их авторов общественные организации городов Благовещенска, Белогорска, Зеи, Свободного и Тынды, поселков Архары, Новобурейского, сел Белогорья и Константиновки. Из 14 проектов благовещенских городских общественных организаций 7 реализуются на территории Благовещенского, Белогорского, Зейского, Завитинского, Ивановского, Октябрьского и Тамбовского районов.
Проекты - победители IV этапа конкурса «Поддержка общественных инициатив» направлены на: создание рабочих мест для инвалидов и родителей, имеющих детей-инвалидов; организацию оздоровительной и психологической работы с детьми и подростками; помощь молодым семьям, одиноким матерям, семьям, имеющим детей-инвалидов, вдовам Великой Отечественной войны; антинаркотическую пропаганду среди населения области; создание и проведение творческих социально значимых мероприятий (спектакли и выставки), подготовку к созданию памятных книг; проведение мероприятий, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне, направленных на воспитание у подрастающего поколения гражданских и патриотических чувств; распространение и расширение информационного пространства пользователей Интернетом в области.
Взаимодействуя с негосударственными некоммерческими общественными объединениями, органы государственной власти области апробируют новые, порой нестандартные подходы к решению сложных социальных проблем. Программно-целевой подход позволяет закрепить приоритетные направления социальной политики области, мотивировать общественные организации к участию в особо значимых и слабо финансируемых направлениях социальной политики. Кроме того, разрабатываемые целевые социальные программы самих вышеназванных объединений могут затрагивать такие проблемы, которые органам власти представляются второстепенными (хотя таковыми для населения не являются). Привлекая жителей к активному участию в жизни области, действуя, таким образом, экономичнее, негосударственные некоммерческие общественные объединения нередко быстрее достигают поставленной цели, чем государственные учреждения, способствуют более оперативной реакции власти на реальные нужды жителей области в социальной сфере.
Программа обеспечивает преемственность достигнутых на сегодня основных форм взаимодействия и сотрудничества негосударственных некоммерческих общественных объединений с органами государственной власти области, дает дополнительный импульс общественно-гражданским инициативам граждан, некоммерческих организаций (далее - НКО), коммерческих организаций. Такое взаимодействие способствует укреплению доверия со стороны граждан к органам государственной власти области, а также к органам местного самоуправления, занимающимся решением социальных проблем. Одновременно органы государственной власти получают возможность более оперативно получать информацию и реагировать на животрепещущие проблемы населения. Различные формы экономического взаимодействия органов государственной власти и негосударственных некоммерческих организаций (проведение конкурсов, выделение грантов (субсидий), социальных заказов и др.) позволят более эффективно использовать имеющиеся финансовые ресурсы области, а также средства негосударственных некоммерческих общественных объединений, направляемые для осуществления целевых социальных проектов.
Подпрограмма «Молодежь Амурской области»
Общая численность молодежи в области (лиц от 14 до 30 лет) составляет свыше 270 тысяч человек. Всего в управлении Федеральной регистрационной службы по Амурской области на 01.05.2005 зарегистрировано 4 детских и 16 молодежных общественных организаций и объединений. Но только 10% всей молодежи состоит в общественных организациях. Это говорит о социальной пассивности молодежи области. Такие выводы можно сделать и на основе следующих показателей: невысокая электоральная активность молодежи, наличие молодежных объединений, зарегистрированных только в городах Благовещенске и Свободном, незначительное число интенсивно работающих молодежных организаций.
За годы реформирования нашей страны выросло и вступило во взрослую жизнь новое поколение молодых граждан. Часть из них успешно адаптировалась к новым социально-экономическим и политическим условиям, но многие растерялись перед сложными социальными реалиями. Приходится отметить тот факт, что у значительной части молодых людей возросла агрессивность, появилось ощущение социальной ущемленности.
Проблема их адаптации к новым социально-экономическим и политическим отношениям является одной из основных в социальной сфере. И одним из наиболее действенных средств ее разрешения может быть эффективная молодежная политика.
Продолжает ухудшаться состояние здоровья молодежи, вызывает тревогу постоянный рост заболеваемости так называемыми болезнями «социального неблагополучия». Установлен факт омоложения хронической патологии, в среднем каждый молодой человек имеет до трех заболеваний. По данным комплексных медицинских обследований, удельный вес здоровых юношей и девушек не превышает нескольких процентов. Уровень психических заболеваний каждые десять лет возрастает на 10-15%. За последние пять лет количество молодых наркоманов возросло в 3,5 раза. Ситуация с заболеваемостью молодежи сифилисом близка к эпидемической. Постоянно растет число регулярно курящих молодых людей.
Крайне остро стоит и проблема алкоголизма, наркомании и преступности среди молодежи. Уровень распространенности алкоголизма среди подростков за последние пять лет вырос на 65%. Показатель распространенности наркомании среди подростков за последнее десятилетие увеличился почти в 15 раз. По оценкам экспертов, из общего числа людей, употребляющих наркотики, 70% - дети и молодежь.
Продолжают сохраняться негативные тенденции, связанные с положением молодых семей: снижается количество браков, увеличивается количество разводов, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на воспроизводстве населения, растет число детей, рожденных молодыми женщинами вне брака, что ведет к широкой распространенности социального сиротства, большинство молодых семей не в состоянии самостоятельно обеспечивать уровень доходов, достаточных для их стабильного функционирования и полноценного выполнения социальных функций.
Патриотическое воспитание молодежи всегда было неотъемлемой частью деятельности государства. Признавая патриотизм одним из самых эффективных инструментов в строительстве новой, сильной и независимой России, необходимо в первую очередь позаботиться о духовном состоянии детей и молодежи, привлекая их к активному участию в строительстве нового гражданского общества. В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего, осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенные места или быть предметом спекуляций в политической борьбе.
Требуют решения вопросы информационного, кадрового и методического обеспечения реализации государственной молодежной политики. Остается низким уровень информированности молодых граждан о своих правах, возможностях обучения, трудоустройства, организации досуга и т.д. Следует обеспечить подготовку квалифицированных кадров для муниципальных органов по делам молодежи, молодежных служб, общественных организаций.
Все это вызывает необходимость организации всестороннего и поэтапного исследования молодежных проблем, дальнейшего развития сети служб социальной помощи подросткам и молодежи, совершенствования организации досуговых мероприятий, создания условий для поддержки и развития одаренной и талантливой молодежи, активного привлечения дополнительных ресурсов общественных объединений.
Исходя из анализа ситуации в молодежной среде, подпрограмма «Молодежь Амурской области» (далее - подпрограмма) представляет собой нормативный документ, определяющий содержание основных мероприятий по реализации государственной молодежной политики, способствующий обеспечению условий для всестороннего развития личности молодого человека, поддержки молодежных и детских общественных объединений.
В соответствии с Законами Амурской области от 19.01.2005 № 418-ОЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», от 28.06.2005 № 26-ОЗ «О государственной молодежной политике в Амурской области», от 08.02.2002 № 68-ОЗ «Об утверждении областной программы «Патриотическое воспитание жителей Амурской области на 2002-2005 годы» подпрограмма определяет приоритетные направления государственной молодежной политики в области на 2006-2008 годы и меры их реализации.
Подпрограмма основана на принципах:
формирования социальной и исторической ответственности молодежи за свое будущее, страну, за реализацию своих жизненных целей, свою семью, здоровье и образ жизни;
социального партнерства, реализующегося в организации общественно-государственного управления молодежной политикой.
Программа сочетает целевые, функциональные, территориальные, отраслевые элементы, экономические и социальные аспекты.
III. ЦЕЛЬ, ЗАДАЧИ И СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Исходя из анализа проблемной ситуации можно сделать следующий вывод. Сегодня в области есть мощный ресурс: различные общественные объединения, молодежные структуры, которые на основе уже апробированного механизма выделения грантов способам существенно влиять на социально-экономическую ситуацию. Цель программы -повышение гражданско-общественной активности населения и реализация государственной молодежной политики как ключевого фактора эффективного социально-экономического развития области.
Задачи программы представляют собой взаимосвязанные, но в то же время самостоятельные части, которые по истечении срока реализации программы должны обеспечить достижение ее цели и включают в себя:
1. Изучение (мониторинг) состояния общественной активности для получения исходной базовой информации.
2. Формирование нормативно-правовой базы, стимулирующей развитие общественной активности и привлечение социальных инвестиций из внебюджетных источников.
3. Мотивирование разработки и реализации проектов, содействующих развитию общественных инициатив и социального партнерства.
4. Осуществление информационной, консультативной и организационной поддержки в реализации общественных инициатив.
5. Обучение представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, инициативных групп граждан, некоммерческих организаций и коммерческих структур в сфере разработки, реализации общественных инициатив и эффективного взаимодействия в интересах местного сообщества.