Об областной целевой программе
«Развитие мировой юстиции в Амурской области на 2006-2010 годы»
(с изменениями на 14 августа 2008 года)
(Утратил силу)
_______________________________________________________
Утратил силу на основании:
Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ
_______________________________________________________
_______________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 24 апреля 2008 года № 25-ОЗ
Законом Амурской области от 14 августа 2008 года № 83-ОЗ
_______________________________________________________
Принят областным Советом народных депутатов
30 ноября 2005 года
Статья 1
Утвердить областную целевую программу «Развитие мировой юстиции в Амурской области на 2006-2010 годы» (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, определенных областной целевой программой «Развитие мировой юстиции в Амурской области на 2006-2010 годы».
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.
Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
19 декабря 2005 года
№ 114-ОЗ
Областная целевая программа
«Развитие мировой юстиции в Амурской области на 2006-2010 годы»
Наименование программы | Областная целевая программа «Развитие мировой юстиции в Амурской области на 2006-2010 годы» (далее - программа) | |||
Основание для разработки программы | Постановление губернатора области от 28.06.2005 № 381 «О состоянии преступности в области и мерах по обеспечению общественной безопасности» | |||
Государственный заказчик программы | Управление по обеспечению деятельности мировых судей Амурской области | |||
Основные разработчики | Управление по обеспечению деятельности мировых судей Амурской области | |||
Основные исполнители программы | Управление по обеспечению деятельности мировых судей Амурской области, управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Амурской области, министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства области | |||
Цели программы | Максимальное облегчение для граждан доступа к правосудию, обеспечение их надлежащей правовой защитой путем развития и укрепления системы мировой юстиции области, создания условий для обеспечения эффективной деятельности мировых судей в области | |||
Основные задачи программы | 1. Приведение нагрузки на мировых судей по количеству рассмотренных дел к нормативной. 2. Повышение уровня информатизации деятельности мировых судей области. 3. Создание системы повышения уровня квалификации мировых судей и работников их аппаратов. 4. Развитие и совершенствование материально-технической базы мировых судей области. 5. Обеспечение безопасного судопроизводства. 6 Создание условий для снижения нагрузки, приходящейся на аппарат мировых судей области | |||
Перечень основных мероприятий программы | 1. Совершенствование нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование института мировых судей в области. 2. Внедрение современных информационных технологий в деятельность мировых судей области. |
3. Разработка и внедрение системы переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов. 4. Создание условий для нормального функционирования мировой юстиции области. 4.1. Обеспечение участков мировых судей помещениями, отвечающими требованиям федеральных стандартов, необходимыми для отправления правосудия в соответствии с нормами законодательства. 4.2. Обеспечение участков мировых судей предметами длительного пользования в соответствии с нормами обеспечения судопроизводства. 4.3. Создание условий для оперативного обеспечения участков мировых судей товарно-материальными ценностями и типографской продукцией. 5. Оборудование участков мировых судей пожарно-охранной сигнализацией, средствами пожаротушения и источниками бесперебойного обеспечения электроэнергией. 6. Доведение численности работников аппаратов мировых судей до нормативной | ||||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансовых средств, выделяемых за счет областного бюджета для реализации программы в 2006-2010 годах, составляет 109,0 млн.рублей, в том числе по годам: в 2006 году - 17,69 млн.рублей; в 2007 году - 30,05 млн.рублей; в 2008 году - 44,97 млн.рублей; в 2009 году - 11,97 млн.рублей; в 2010 году - 4,32 млн.рублей | |||
Сроки реализации программы | 2006-2010 годы | |||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | Реализация программы позволит максимально облегчить для граждан доступ к правосудию, обеспечит их надлежащую правовую защиту, качество исполнения на территории области Федерального закона от 17.12.98 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в части полного соблюдения требований процессуального судопроизводства, обеспечения принципа независимости судей, материально-технического обеспечения |
Система организации и контроля за исполнением программы | Общее управление программой и контроль за ее исполнением осуществляет управление по обеспечению деятельности мировых судей Амурской области. Управление Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в Амурской области и Амурский областной суд осуществляют контроль за исполнением программы в частях, их касающихся. Государственный заказчик представляет отчетность в соответствии с нормативными актами области в министерство экономического развития области |
2.1. Анализ ситуации
Необходимость принятия программы обусловлена сложной ситуацией в обеспечении поступательного развития мировой юстиции в области, в том числе неоправданно затянувшимся процессом становления одной из наиболее важных ветвей власти во взаимосвязанной системе судов общей юрисдикции.
В соответствии с Законом Амурской области от 28.03.2000 № 229-ОЗ «О мировых судьях в Амурской области» в области образованы 45 участков мировых судей, к их подсудности относятся свыше 25% всех рассматриваемых в области уголовных дел, более 70% гражданских и 90% административных дел. Необходимо учитывать и тот факт, что численность мировых судей в три раза уступает численности федеральных судей, а среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в четыре раза превышает аналогичную нагрузку федеральных судей.
За 4,5 года существования мировой юстиции области число рассматриваемых мировыми судьями дел увеличилось более чем в 2 раза: с 31 тысячи в 2001 году до более 68 тысяч в 2004 году. За первое полугодие 2005 года мировые судьи рассмотрели 28091 гражданское дело, 1760 уголовных дел, 19066 административных дел, что соответственно на 57,4%, 32,7%, 49,7% больше показателей аналогичного периода 2004 года.
Среднемесячная нагрузка на одного мирового судью в первом полугодии 2005 года составила: 7,8 уголовного дела (аналогичный период 2004 года - 5,9 дела), 124,4 гражданского дела (аналогичный период 2004 года - 79,1 дела); 84,5 административного дела (аналогичный период 2004 года - 56,4 дела).
При научно обоснованном показателе месячной нагрузки на одного мирового судью не более 83 дел в области фактический показатель значительно больше. В первом полугодии 2005 года совокупная (по всем рассматриваемым делам) среднемесячная нагрузка на одного мирового судью составила 216,7 рассматриваемого дела, что в 2,6 раза превышает научно обоснованную норму.
На одного мирового судью приходятся два работника аппарата: секретарь суда и секретарь судебного заседания, но отсутствуют должности помощников мирового судьи. По Дальневосточному федеральному округу средняя численность аппарата мирового судьи (без технического персонала) составляет 3,5 человека. Практически отсутствует технический персонал для содержания и обслуживания помещений (13 человек на 45 участков).
В 2004-2005 годах проведена работа по реконструкции и оборудованию судебных участков города Зеи и Зейского района, Райчихинского городского судебного участка № 2 (п.Прогресс), Селемджинского районного судебного участка № 1 (п.Февральск), а также участков в Бурейском, Ивановском, Михайловском, Тамбовском, Мазановском, Архаринском районах.
Однако значительная часть (77,7%) занимаемых судебными участками помещений по-прежнему не отвечает требованиям, предъявляемым к обеспечению работы мировых судей и их аппаратов и обслуживанию населения. Все судебные участки размещены в арендуемых помещениях различных форм собственности, из них 53,3% - муниципальной, 31,1% -федеральной, 4,4% - частной, 11,1% - различных акционерных форм собственности. При этом вопросы заключения краткосрочных или долгосрочных договоров аренды всецело определяются субъективным подходом владельца имущества. Данное обстоятельство ставит мировой суд в непосредственную имущественную зависимость от арендодателя, что противоречит основополагающему принципу отправления правосудия.
При минимально необходимой площади одного судебного участка 160 м/2 фактический средний показатель составляет 97 м2, а Белогорских городских судебных участков и Константиновского, Белогорского, Октябрьского, Ромненского и Свободненского районных судебных участков - от 28 м/2 до 60 м/2.
За период функционирования института мировых судей в области за счет текущего финансирования частично решены вопросы оснащения участков мировых судей предметами длительного пользования, наличие которых определяется требованиями судопроизводства, согласно установленным нормам, однако текущее финансирование не позволяет осуществить оснащение судебных участков в полном объеме в соответствии с нормативами, установленными для судов общей юрисдикции. Недофинансирование из областного бюджета носит хронический характер. Так, в 2003 году управление по обеспечению деятельности мировых судей Амурской области недополучило 1 145,5 тыс.рублей, в 2004 году - 2 348,6 тыс.рублей. Значительно меньше расчетных потребностей выделяются средства на оплату почтовых расходов и связи.
В последние годы при вынесении судебных решений значительно возрос риск принятия неправомерных решений из-за отсутствия доступа мировых судей к полным информационным базам данных российского законодательства.
Вызывает тревогу текучесть кадров В 2004 году по мировым судьям она составила 13,3%, в первом полугодии 2005 года - 15,6%, по сотрудникам аппаратов мировых судей - 17,8% и 26,7% соответственно.
В то же время в области отсутствует система подготовки и переподготовки кадров мировой юстиции.
2.2. Описание проблемы
2.2.1. Несовершенство нормативно-правовой базы
Приведенные в разделе 2.1 «Анализ ситуации» статистические данные свидетельствуют о значительном превышении (по количеству рассмотренных дел) нагрузки на 1 мирового судью. При этом максимальная нагрузка (2,5-3 тысячи материалов в год против установленной нормативной 1 тысячи) отмечается в городах и районах с наибольшей плотностью населения.
При существующей устойчивой тенденции к росту нагрузки на мировых судей по количеству рассматриваемых дел необходимо путем изменения Федерального закона от 29.12.99 № 218-ОЗ «Об общем числе мировых судей и количестве судебных участков в субъектах Российской Федерации» решить вопрос об увеличении количества участков с 45 до 60 в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 17.12.98 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» в части применения нижнего расчетного предела численности населения на одном судебном участке. В случае внесения изменений в указанный Федеральный закон будет приведен в соответствие и Закон Амурской области от 04.10.2000 № 254-ОЗ «О создании судебных участков мировых судей на территории области».
Одной из наиболее серьезных проблем, требующих решения на основе совершенствования законодательства области, является неудовлетворительное материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей.
В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 17.12.98 № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» материально-техническое обеспечение деятельности мировых судей отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Амурской области от 25.01.2001 № 287-ОЗ «О финансовом и материально-техническом обеспечении деятельности мировых судей в Амурской области», которым на исполнительные органы местного самоуправления возложены функции предоставления мировому судье и его аппарату надлежащего для их деятельности и доступного для населения помещения. В области в подавляющем большинстве случаев данное требование исполняется формально. Основной причиной невыполнения установленного требования является отсутствие нормативов обеспечения деятельности мировых судей. Законодательное введение норм обеспечения мировой юстиции помещениями (с указанием площадей, составов площадей, наличия транспортной системы и т.п.), а также средствами материально-технического обеспечения поможет устранить все противоречия как с финансированием мировой юстиции, так и с взаимодействием мировой юстиции и органов местного самоуправления.
2.2.2. Неудовлетворительный уровень информационного обеспечения деятельности мировых судей
Основополагающим принципом правосудия является законность выносимого судом решения, которое целиком базируется на знании судьями всего свода действующих законов.
Рост количества законов, принимаемых на уровне Российской Федерации и ее субъектов, не позволяет осуществлять их своевременное отслеживание через периодические издания и специальную литературу, тем более что статья расходов на их приобретение отсутствует.
Текущее финансирование не позволяет внедрить современные информационные технологии, обеспечивающие непосредственный доступ на участках мировых судей к полным базам данных федерального законодательства и законодательства субъектов.
В настоящее время участки мировых судей обеспечены 45 комплектами справочно-правовой системы «Гарант», не имеющей полного свода законов. В то же время все федеральные судьи полностью оснащены справочно-правовыми системами «Консультант» и «Гарант-Максимум», в совокупности обеспечивающими доступ ко всему массиву законов и других правовых актов, принятых на уровне как Российской Федерации, так и всех ее субъектов.
Безальтернативность оснащения мировых судей области исключительно системой «Гарант» исключает доступность всего массива законодательных актов, необходимых для вынесения мировыми судьями решений.
2.2.3. Отсутствие в области системы повышения уровня квалификации мировых судей и работников их аппаратов
Значительная сменяемость мировых судей и сотрудников аппаратов, их переход на федеральный уровень в связи со значительными различиями в стимулировании труда и материальном обеспечении процесса судопроизводства являются причинами возникновения ряда негативных моментов в системе мирового правосудия области. К их числу относятся значительное количество вакантных должностей судей и секретарей, повышение нагрузки на других судебных участках за счет перераспределения нагрузки. Все перечисленное неизбежно ведет к ухудшению качества отправления правосудия.
В 2004 году с нарушением сроков рассмотрены 237 уголовных и 1637 гражданских дел (на 21,0% больше, чем в 2003 году). Из числа обжалованных приговоров 21% отменен судами вышестоящих инстанций. В первом полугодии 2005 года количество уголовных дел, рассмотренных с нарушением сроков, увеличилось на 60%, а гражданских - на 212,4% по сравнению с соответствующим периодом 2004 года. Количество отмененных решений по уголовным и гражданским делам увеличилось соответственно на 190% и 40,5%. При всем при этом в области отсутствует система подготовки, переподготовки и повышения квалификации мировых судей и работников их аппаратов, однако имеется ежегодная потребность в переподготовке 15 мировых судей и 30 сотрудников их аппаратов.
По состоянию на 1 июня 2005 года в области все 45 мировых судей и 90 сотрудников их аппаратов не прошли предусмотренные приказами Генерального директора Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 18.02.2002 № 18 и от 19.03.2004 № 34 переподготовку и повышение квалификации из-за отсутствия в области как системы переподготовки и повышения квалификации, так сметного финансирования на эти цели.
2.2.4. Неудовлетворительный уровень материально-технического обеспечения мировых судей области
Федеральный закон от 17.12.98 № 188-ОЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» передал вопросы материально-технического обеспечения мировых судей соответствующим субъектам Российской Федерации. Закон Амурской области от 25.01.2001 № 287-03 «О финансовом и материально-техническом обеспечении мировых судей в Амурской области», устанавливая порядок обеспечения участков мировых судей через органы местного самоуправления, не определил четко критерии размещения мирового судьи и его аппарата «в надлежащем для их деятельности и доступном для населения судебного участка помещении». В результате в области в подавляющем большинстве случаев сложился дисбаланс между потребностями в помещениях для размещения участков мировых судей и их фактическим обеспечением. Строительные нормы и правила для помещений административного назначения СП-31-404-2000 «Здания районных (городских) судов» (далее - Свод правил), являющиеся основанием расчета потребностей площади для размещения участка мирового судьи, повсеместно проигнорированы.
На сегодняшний день 77% помещений, занимаемых участками мировых судей, не отвечают предъявляемым требованиям. Дефицит площадей составляет 40% минимально необходимой потребности (160 м/2 полезной площади одного судебного участка) и 60% строительных норм. 23,3% помещений не имеют залов судебных заседаний, 16% - архивных помещений, 85% - туалетов для посетителей, 44% - холлов для посетителей.
Сложившаяся в области система краткосрочных арендных отношений не позволяет осуществлять капитальные затраты на реконструкцию и ремонт помещений, а дефицит площадей не может быть ликвидирован ввиду отсутствия свободных помещений, находящихся в муниципальной
собственности.
В качестве минимально возможной для функционирования нормы полезной площади одного судебного участка приняты 160 м. В то же время в Своде правил минимально необходимая полезная площадь согласно перечню обязательных помещений суда общей юрисдикции составляет 246 м/2.