Недействующий


АМУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СОВЕТ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 18 ноября 2005 года № 93-ОЗ

Об областной целевой программе
«Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год»

(с изменениями на 01 сентября 2008 года)
(Утратил силу)

_________________________________________________________

Утратил силу на основании:

Закона Амурской области от 28 ноября 2008 года № 132-ОЗ

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Документ с изменениями внесенными:  

Законом Амурской области от 28 декабря 2006 года № 274-ОЗ

Законом Амурской области от 26 июня 2007 года № 353-ОЗ

Законом Амурской области от 24 апреля 2008 года № 25-ОЗ

Законом Амурской области от 01 сентября 2008 года № 101-ОЗ

_________________________________________________________

Принят областным Советом народных депутатов
20 октября 2005 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу «Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год» (прилагается).

Статья 2


Губернатору области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, определенных областной целевой программой «Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год», отдельной строкой с приложением пообъектного плана мероприятий на текущий год.

Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.


Губернатор Амурской области
Л.В.Коротков

г.Благовещенск

18 ноября 2005 года

№ 93-ОЗ      

УТВЕРЖДЕНА
Законом Амурской области
     от 18.11.8005 № 93-ОЗ
(В редакции Закона Амурской области от 01 сентября 2008 года № 101-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«РАЗВИТИЕ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ БАЗЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
НА ПЕРИОД С 2006 ПО 2010 ГОД»

ПАСПОРТ
областной целевой программы
«Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год»

(В редакции Закона Амурской области от 01 сентября 2008 года № 101-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)

Наименование программы

Областная целевая программа «Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2006 по 2010 год»

Основание для разработки программы

Постановление губернатора области от 09.03.2005 № 124 «О развитии горнодобывающей промышленности Амурской области»

Государственный заказчик программы

Министерство природных ресурсов области

Разработчик программы

Министерство природных ресурсов области

Цель программы

Воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов на территории области и создание инвестиционного фонда участков недр, подготовленных для последующей оценки, разведки и добычи приоритетных (золото) и нетрадиционных для области видов минерального сырья с целью дальнейшего развития горнодобывающего комплекса

Основные задачи (мероприятия) программы

1. Поисковые, оценочные, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на рудное и россыпное золото, серебро, медь, молибден, вольфрам, олово, свинец, цинк, никель, платиноиды, редкоземельные элементы, хром, тальк, графит, апатиты и прочие полезные ископаемые.

2. Специализированные исследования территорий, перспективных на нефтегазоносность.

3. Поиски и оценка эксплуатационных запасов подземных минеральных вод для развития бальнеологических учреждений области.

4. Мониторинг состояния месторождений и участков недр общераспространенных полезных ископаемых; поиски и оценка месторождений нерудного сырья для решения значимых социально-экономических проблем области.

5. Геоэкологические исследования и мониторинг геологической среды.

6. Технологическое изучение, анализ ресурсной базы и оценка конъюнктуры рынка нетрадиционных для области видов минерального сырья (черные, цветные и редкие металлы, редкоземельные элементы, графит, тальк, апатиты, фосфориты, сапропели, цеолиты, алуниты, молодые бурые угли и прочие полезные ископаемые), имеющих важное значение для развития экономики области.

     

7. Составление геолого-экономических карт и разработка геолого-экономических моделей месторождений полезных ископаемых, предлагаемых к освоению

Сроки реализации программы

2006 - 2010 годы

Объемы и источники финансирования программы

     Областной бюджет:
     2006 год- 42,175 млн.руб.;
     2007 год - 35 млн.руб.;

2008 год - 18 млн.руб.;

2009 год - 195 млн.руб.;

2010 год - 202 млн.руб.

1. Геологические работы общегосударственного значения на территории области (региональные картосоставительские, геохимические, геофизические, прогнозно-поисковые) будут финансироваться из средств федерального бюджета в рамках долгосрочной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (приказ Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 08.06.2005 № 160).

2. Поисково-оценочные и разведочные работы с подсчетом промышленных категорий запасов полезных ископаемых в пределах участков распределенного фонда недр для целей совмещенного пользования (геологического изучения и разведки и добычи) будут производиться за счет собственных средств предприятий

Исполнители основных мероприятий программы

Государственные федеральные унитарные геологические предприятия. Специализированные геологоразведочные предприятия. Геологоразведочные службы горнодобывающих предприятий. Научно-исследовательские учреждения

Контроль над реализацией программы

Контроль над реализацией программы осуществляют: Правительство области; Законодательное Собрание Амурской области; управление Росприроднадзора по Амурской области; контрольно-счетная палата области

СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И ОБОСНОВАНИЕ
 НЕОБХОДИМОСТИ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМ МЕТОДОМ


Настоящая программа разработана в соответствии с постановлением губернатора области от 09.03.2005 № 124 «О развитии горнодобывающей промышленности Амурской области», является логическим продолжением областной целевой программы «Развитие минерально-сырьевой базы Амурской области на период с 2003 по 2005 годы» (утверждена Законом Амурской области от 19.11.2002 № 147-ОЗ) и финансировавшихся из средств областного бюджета годовых программ 1999-2002 годов.

Структура геологоразведки за прошедшее время претерпела значительные изменения по источникам финансирования, а также по отраслям и видам выполняемых работ. На фоне общего уровня выполнения геологоразведочных работ в течение 2000-2003 годов (199,8-244,3 млн.руб.) и резкого роста в 2004 году до 403,8 млн.руб. (см. таблицу 1) происходили следующие изменения. Во-первых, по мере значительного сокращения федерального финансирования и сокращения финансирования из областного бюджета отмечался рост объемов работ, выполняемых предприятиями за счет собственных средств и инвестиций: от 17,6 млн.руб. в 2000 году до 319,5 млн.руб. в 2004 году. Во-вторых, при сокращении объема финансирования региональных работ с 44,6 млн.руб. в 2000 году до 12,8 млн.руб. в 2003 году и стабилизации затрат на поиски и разведку россыпных месторождений золота на уровне 60-70 млн.руб. в год отмечался постоянный рост затрат на поиски и разведку месторождений рудного золота: с 60,8 млн.руб. в 2000 году до 255,5 млн.руб. в 2004 году. Кроме того, за прошедшие пять лет значительные средства были вложены предприятиями в поиски и разведку месторождений титана и никеля.

Тем не менее, несмотря на рост внебюджетных инвестиций в геологоразведку, значение бюджетного финансирования не уменьшается, так как именно опережающее поисковое изучение площадей и оценка в их пределах наиболее перспективных на выявление месторождений полезных ископаемых объектов обуславливают заинтересованность предприятий в геологическом изучении участков и проведении разведочных работ за счет собственных средств.

Объемы геологоразведочных работ, выполненные за счет финансирования из различных источников, и основные результаты работ по затраченным средствам областного бюджета приведены в таблице 1.

Таблица 1

Объемы геологоразведочных работ, выполненных в 2000-2004 годах,
прогноз на 2005 год и основные результаты работ по затраченным средствам областного бюджета

№ п/п

Наименование показателя

Единицы измерения

2000 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

2005 г. (прогноз)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

Объемы геологоразведочных работ (всего), в том числе:

млн.руб.

199,8

244,3

217,3

227,4

403,8

515,2

федеральный бюджет

млн. руб.

66,5

25,2

4

6

7,2

71,7


областной бюджет

млн. руб.

115,7

159,4

144,9

78,4

77,1

43,5


собственные  средства предприятий

млн. руб.

17,6

59,7

68,4

143

319,5

400

2

Показатели результативности затрат средств областного бюджета

Прогнозные    ресурсы рудного золота P1

т

13,9

27,7

17,9

5,1

9,5

5,5


Прогнозные    ресурсы россыпного золота P1

т

3,8

6,2

3,6

2

2,1

1


Запасы      россыпного золота категории C1

т

2,2

2,1

0,1


Всего прирост запасов и ресурсов

т

19,9

36

21,6

7,1

11,6

6,5

3

Эффективность затрат средств областного бюджета

Прирост стоимости золота в недрах

млн. руб.

1802

3023

2983

893

1546

875


Прирост стоимости ресурсов и запасов золота в недрах на единицу затрат областного бюджета

руб. на 1руб.

15,58

18,96

22,87

11,39

20,10

20,12


Прогноз поступления налогов в бюджет области при добыче золота в объемах запасов, равных выявленным за период

руб. на 1руб.

2,10

2,56

3,09

1,02

1,81

1,81


Из таблицы 1 следует, что вложение средств областного бюджета в геологоразведочные работы характеризуется высокой эффективностью. Положительный экономический эффект достигается также и инициированием инвестиций в последующие разведочные работы и добычу полезных ископаемых. Так, таблицей 1 не учтены налоги в областной бюджет от геологоразведочных работ, производимых предприятиями за счет собственных средств и привлеченных инвестиций, которые составляют около 7% выполняемого объема, то есть в 2004 году - 22,4 млн.руб. и в 2005 году (прогноз) - 28,0 млн.руб.

Начиная с 2005 года ожидается активизация федерального бюджета в размещении госзаказа на геологическое изучение участков недр на территории области. Прогнозируемые размеры федерального финансирования составят 90-140 млн.руб. в год. Средства будут преимущественно вкладываться в региональные картосоставительские, геохимические, геофизические и прогнозно-поисковые работы и в гораздо меньшем объеме - в детальные поиски и оценку рудного и россыпного золота. Отличительной чертой долгосрочной (до 2020 года) федеральной целевой программы является ее нацеленность на решение задач общегосударственного значения, в число которых по области на данный момент включено только развитие сырьевой базы золотодобычи.

Вместе с тем одной из основных задач настоящей программы, реализация которой зависит от финансирования из областного бюджета, в предстоящие пять лет является подготовка сырьевой базы для частичной переориентации горнодобывающей промышленности области на черные, цветные и редкие металлы, горно-техническое и химическое сырье, минеральные удобрения и прочие виды полезных ископаемых при сохранении необходимых объемов поисковых и оценочных работ на рудное и россыпное золото, добыча которого еще долгое время останется наиболее приоритетной в регионе.

Таким образом, для достижения поставленных целей в рамках настоящей программы необходимо, во-первых, последовательно решать проблему воспроизводства ресурсов рудного и россыпного золота, во-вторых, подготовить для лицензирования и последующей разведки за счет собственных средств предприятий перечень участков недр, перспективных на выявление месторождений меди, молибдена, вольфрама, олова, никеля, металлов платиновой группы, хрома, свинца, цинка, графита, талька, легкообогатимых апатитовых руд, редкоземельных и редких элементов и прочих полезных ископаемых, вовлечение в эксплуатацию которых возможно после 2009-2010 годов.

Геологоразведочные работы на территории области выполняют следующие виды предприятий:

1. Федеральные государственные унитарные геологические предприятия (далее - ФГУГП).

Это ФГУГП «Амургеология» и ФГУГП «Дальгеофизика», выполняющие работы за счет средств федерального и областного бюджетов, а также по заказам горнодобывающих предприятий за их счет. ФГУГП выполняют региональные работы, ведут поиски и оценку рудных месторождений золота и других металлов, экологические исследования и мониторинг, геофизические и гидрогеологические работы.

2. Специализированные (сервисные) геологоразведочные предприятия.

В эту группу входят предприятия частной формы собственности, образовавшиеся после распада геологоразведочных экспедиций в 1990-х годах. Большая их часть занимается поисками и разведкой россыпных месторождений золота. Это ООО ГРП «Угрюм-Река», ООО «Геологоразведка», ООО «Улунга», ООО НПГП «Регис». Поисковые работы на рудное золото выполняют ООО ГРФ «Недра», ООО НПГП «Регис», ООО «НП-Центр», ООО ГРП «Угрюм-Река», ООО «Партия 819», ООО «Геотехнологии».

Гидрогеологические и геоэкологические работы проводят ООО «Арго», ЗАО «Гидэк» и некоторые другие.

Предприятия этой группы находятся на полном хозяйственном расчете, по их обязательствам отвечают только они сами. Устойчивость основной части предприятий подтверждена более чем десятилетней деятельностью, к настоящему времени они способны выполнять практически весь комплекс геологоразведочных работ.

3. Геологоразведочные службы горнодобывающих предприятий.

В области такие службы в целом развиты слабо. По россыпному золотунаиболее результативны геологоразведочные подразделения в артелях «Александровская», «Исток», «Мая», ЗАО «Амур-Доре», Выполняют некоторые объемы работ, хотя и не покрывая потребностей предприятия, артели старателей «Восток-1», «Пилос и С» и ряд других.


Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по геологическому изучению недр способны выполнять академические и отраслевые институты, в частности институт геологии и природопользования Дальневосточного отделения Российской академии наук и Иркутский научно-исследовательский институт редких и благородных металлов и алмазов (ОАО «Иргиредмет»), а также такие предприятия, как ООО «Геотехнологии», ФГУГП «Амургеология», ООО «Геобит», ЗАО «НБЛ-золото» и другие.

Таким образом, на территории области в сфере геологоразведочного производства действуют более 20 предприятий различных форм собственности, что позволило создать конкурентную среду на данном рынке.

          Всего в 2006-2010 годах для выполнения настоящей программы по разделу «Золото россыпное» необходимо пробурить колонковым и ударно-канатным способами 74 000 м скважин, или в среднем в год 14 800 м скважин. Технические возможности специализированных предприятий по данному виду мероприятий отражены в таблице 2.


Технические возможности специализированных предприятий
по поискам и разведке месторождений россыпного золота

Предприятия

Количество буровых станков

Производительность на станок в год, м

Объемы бурения, м


колонкового бурения

ударно-канатного бурения

всего



ЗАО «Амур-Доре»

1

2

3

3 000

9 000

ООО «Золоторазведка»

1

2

3

3 000

9 000

ООО «Улунга»

2

2

3 000

6 000

ООО «Регис»

2

2

3 000

6 000

ООО «Угрюм-Река»

3

3

6

3 000

18 000

ООО «Геологоразведка»

1

2

3

3 000

9 000

Всего годовая производительность

57 000

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»