О комплексной программе "Экономическое и социальное развитие
Амурской области на 2004-2011 годы" (*)
(с изменениями на 16 февраля 2011 года)
_______________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 28 ноября 2006 года N 251-ОЗ;
Законом Амурской области от 11 июня 2008 года N 46-ОЗ;
Законом Амурской области от 14 февраля 2011 года N 451-ОЗ.
_______________________________________________________
(* наименование Закона в редакции, введенной в действие Законом Амурской области от 14 февраля 2011 года N 451-ОЗ, - см. предыдущую редакцию )
Принят
областным Советом народных депутатов
20 октября 2005 года
Статья 1
Утвердить комплексную программу "Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004-2011 годы" (прилагается).
Статья 2
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2005-2011 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных комплексной программой "Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004-2011 годы" и ежегодно уточнять размер выделяемых на ее реализацию ассигнований с учетом возможностей областного бюджета. (статья в редакции, введенной в действие Законом Амурской области от 14 февраля 2008 года N 451-ОЗ, - см. предыдущую редакцию)
Статья 3
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Л.В.Коротков
г.Благовещенск
31 октября 2005 года
N 80-ОЗ
КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА
"Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004-2011 годы"
Наименование программы | Экономическое и социальное развитие Амурской области на 2004-2011 годы | |||||
Основание для разработки программы | Постановление главы Правительство области от 19.12.2002 N 717 | |||||
Государственный заказчик программы | Правительство области | |||||
Основные разработчики программы | Правительство области | |||||
Основная цель программы | Создание условий для поступательного экономического и социального развития Амурской области, выражаемого: в приросте валового регионального продукта среднегодовым темпом до 5%; в снижении уровня дотационности бюджета области до 19,9%; в росте реальных доходов населения среднегодовым темпом 7% и улучшении качества жизни населения | |||||
Основные задачи программы | 1. Развитие инфраструктуры региона до уровня, достаточного для эффективного вовлечения природно-экономического потенциала области в хозяйственную деятельность. 2. Создание условий для модернизации и развития ключевых секторов экономики области. 3. Развитие социальной инфраструктуры и формирование благоприятных условий жизнедеятельности населения области. 4. Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата. 5. Оздоровление экологической обстановки и предупреждение чрезвычайных ситуаций на территории области. 6. Преобразование нормативно-правовой базы | |||||
Сроки и этапы реализации | Первый этап: по 2006 г., на котором предполагаются: развитие транспортной инфраструктуры, связи; реализация ряда инвестиционных проектов с высокой коммерческой эффективностью; формирование нормативно-правовой основы развития основных отраслей экономики области; реализация в социальной сфере комплекса первоочередных некоммерческих мероприятий; модернизация наиболее значимых объектов ЖКХ. | |||||
Второй этап: 2007-2011 гг., на котором предполагаются: реализация инвестиционных проектов; продолжение модернизации систем топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства. | ||||||
Перечень основных мероприятий | Проекты федерального, межрегионального и регионального значения. 1. Развитие инфраструктуры. 1.1. Развитие сети автомобильных дорог и мостовых переходов. 1.2. Развитие транспортного комплекса. 1.3. Развитие связи. 2. Создание условий для модернизации и развития ключевых секторов экономики. 2.1. Создание условий для развития производств по освоению и переработке природных ресурсов. 2.2. Создание условий для развития топливно-энергетического комплекса. 2.3. Создание условий для развития агропромышленного комплекса. 2.3.1. Областные целевые программы по агропромышленному комплексу. 2.4. Создание условий для развития машиностроения и стройиндустрии. 2.5. Создание условий для развития туризма и культурно-оздоровительного досуга. 3. Социальная сфера. 3.1. Развитие системы здравоохранения. 3.2. Развитие системы образования. 3.3. Сохранение и развитие культуры и искусства. 3.4. Развитие системы социальной защиты населения. 3.5. Развитие учреждений физической культуры и спорта. 3.6. Жилищное строительство и градостроительная деятельность. 3.7. Развитие жилищно-коммунального хозяйства. 3.8. Правоохранительная система и система управления исполнения наказаний. 3.9. Развитие коренных малочисленных народов Севера области. 3.10. Развитие судебной системы. 3.11. Прочие. 4. Улучшение экологической ситуации и предупреждение чрезвычайных ситуаций. 4.1. Предупреждение чрезвычайных и стихийных бедствий на водных объектах, ликвидация их последствий. 4.2. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений. | |||||
4.3. Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности. 5. Инновации в промышленности и агропромышленного комплекса (НИОКР). | ||||||
Исполнители подпрограмм и основных мероприятий | Производственные организации и учреждения непроизводственной сферы области. Исполнители программных мероприятий, поставщики оборудования будут определяться на конкурсной основе
| |||||
Объемы и источники финансирования программы | Суммарный объем финансирования программы в 2004-2011 годах составляет 181,78 млрд.руб.
| |||||
Показатели | Итого (млрд.руб.) | % к итогу | ||||
Финансовые средства по программе, всего | 181,78 | 100,0 | ||||
Федеральный бюджет | 21,72 | 11,95 | ||||
Областной бюджет | 16,84 | 9,26 | ||||
Муниципальный бюджет | 2,46 | 1,35 | ||||
Собственные средства участников | 88,38 | 48,62 | ||||
Кредиты иностранных и коммерческих банков | 35,74 | 19,66 | ||||
Другие источники | 16,64 | 9,16 | ||||
Система организации контроля исполнения программы | Руководство реализацией программы и контроль за ее исполнением осуществляет государственный заказчик программы - Правительство области. Общую координацию программы и мониторинг осуществляет министерство экономического развития, промышленности и транспорта области | |||||
Ожидаемые конечные | 1. Объем валового регионального продукта к 2011 году составит 189,4 млрд.руб., что выше уровня 2004 года в ценах соответствующих лет в 2,95 раза. | |||||
Год | Абсолютный прирост ВРП в ценах соответствующих лет | Темп роста ВРП к предыдущему году (%) | ||||
2004 г. | 11,1 | 103,3 | ||||
2005 г. | 12,6 | 103,1 | ||||
2006 п | 18,2 | 103,2 | ||||
2007 г. | 16,7 | 109,0 | ||||
2008 г. | 25,0 | 105,0 | ||||
2009 г. | 12,7 | 104,0 | ||||
2010 г. | 17,9 | 103,1 | ||||
2011г. | 22,0 | 104,6 | ||||
2. Прирост отгруженных товаров (работ, услуг) промышленного производства с 2004 по 2011 год составит 28,2 млрд.руб. | ||||||
Год | Рост объема (млрд.руб.) | Индекс промышленного производства к предыдущему году (%) | ||||
2004 г. | 1,5 | 100,2 | ||||
2005 г. | 2,5 | 95,7 | ||||
2006 г. | 2,6 | 104,7 | ||||
2007 г. | 2,7 | 106,4 | ||||
2008 г. | 3,7 | 111,5 | ||||
2009 г. | 4,9 | 109,3 | ||||
2010 г. | 5,1 | 103,8 | ||||
2011г. | 5,2 | 104,2 | ||||
3. Обеспечение дополнительных поступлений налоговых платежей в рамках программы с 2004 по 2011 год в бюджеты всех уровней составит 19,8 млрд.руб., из них в бюджет области 16,5 млрд.руб. | ||||||
4. Создание 16,2 тыс. рабочих мест. |
Амурская область расположена на юго-востоке Российской Федерации и входит в состав Дальневосточного федерального округа. Площадь области -361,9 тыс.км2. Численность постоянного населения, из которого 65,03% городское, составляет на 1 января 2003 г. 974,6 тысячи человек, плотность -2,7 чел./км2. Большинство населения (86,8%) русские, 6,7% составляют украинцы, 1,7% - беларусы, 0,9% - татары. Представители народностей Севера (эвенки - 0,2%) проживают в Зейском, Селемджинском и Тындинском районах.
На юге и юго-западе область граничит с Китаем, на севере - с Республикой Саха (Якутия), на северо-востоке и востоке - с Хабаровским краем, на юго-востоке - с Еврейской автономной областью.
В северной части области находится Становой хребет, высота отдельных участков которого достигает 2,3 км, около 40% территории занимают Зейско-Буреинская и Амурско-Зейская равнины. Лесами покрыто 273,7 млн. гектаров (64%). Около 60% территории области отнесены к районам Крайнего Севера. На равнине распространены хвойные и смешанные леса маньчжурского типа, в горах - заросли кедрового стланика и горная тундра. Главные реки - Амур, Зея, Бурея.
Амурская область имеет благоприятное географическое положение по всем основным транспортным направлениям. Через территорию области проходят две крупнейшие железнодорожные магистрали федерального значения: Транссибирская - с выходом через территорию Хабаровского края на морские порты Приморья (Находка, Восточный, Владивосток) и Байкало-Амурская (БАМ) - с выходом на порты Ванино и Советская Гавань.
Минерально-сырьевую базу экономики области формируют месторождения россыпного и рудного золота, серебра, титана, молибдена, вольфрама, меди, олова, полиметаллов, редкоземельных элементов, бурою и каменного угля, цеолитов, каолина, цементного сырья, полудрагоценных, поделочных, облицовочных камней и др. В области возможно обнаружение мелких и средних месторождений нефти и газа.
Запасы минерального сырья разведанных месторождений на территории й области оцениваются в 400 млрд.долл. США.
Административный центр области - город Благовещенск расположен в месте слияния рек Амура и Зеи, население города составляет 222,1 тысячи человек. В Благовещенске, являющемся конечной станцией железнодорожной ветки, отходящей от Транссибирской магистрали, расположены также речной порт и аэропорт, имеющий статус международного. Расстояние oт Благовещенска до Москвы по железной дороге составляет 7,99 тыс.км, по воздуху - 6,48 тыс.км. Другие крупные города области - Белогорск, Свободный, Тында.
1.1.2. Макроэкономическая ситуация в области
Основные итоги и тенденции социально-экономического развития области показывают следующее.
Позитивным результатом развития экономики области за последние годы явилось не только преодоление значительного общеэкономического спада после финансово-экономического кризиса 1998 г., но и наметившийся рост в ряде отраслей экономики. Наиболее успешным периодом социально-экономического развития области по большинству показателей можно считать 1999-2003 г. Тенденция к росту подтверждается динамикой такого обобщающего макроэкономического показателя, как валовой региональный продукт.
Объем валового регионального продукта увеличился за этот период на 20,0%.
Таблица N 1
Объем валового регионального продукта
(млнл.руб.)
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001г. | 2002 г. | ||||
Валовой региональный продукт | 14727,0 | 21057,0 | 26576,0 | 38820,0 | 46605,4 | |||
В % к предыдущему году в сопоставимых ценах | 89,4 | 103,9 | 106,3 | 117,6 | 97,5 | |||
Валовой региональный продукт на душу населения (руб.) | 14448,2 | 20836,4 | 26530,9 | 39371 | 47634,3 |
Вместе с тем еще нельзя говорить о создании прочной основы долгосрочного устойчивого роста. Уровень экономического развития области остается низким. Валовой региональный продукт на душу населения составил в 2002 г. около 43,1 тыс.руб., или 1400 долл. США по текущему обменному курсу, что образовывает порядка 60,0% среднероссийского показателя. Это обуславливает низкое качество жизни и высокий уровень бедности. Численность безработных в 2002 г. составила 54,5 тысячи человек (по сравнению с 1998 г. снизилась на 36,4%). Снизились темпы инфляции, хотя рост потребительских цен несколько превышал прогнозные показатели.