от 15 сентября 2004 года № 352-ОЗ
Об областной целевой программе
«Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и
их незаконному обороту на 2004-2006 годы»
(с изменениями на 28 ноября 2006 года)
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 28 ноября 2006 года № 243-ОЗ
________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
19 августа 2004 года
Утвердить областную целевую программу «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту ча 2004-2006 годы» (прилагается).
Губернатору области при формировании областного бюджета на 2004-2006 годы предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы «Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы»
Рекомендовать органам местного самоуправления разработать и принять муниципальные программы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Исполняющий обязанности губернатора
С.М.Максимов
г.Благовещенск
15 сентября 2004 года
№ 352-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
1. ПАСПОРТ областной целевой программы
"Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы"
(В редакции Закона Амурской области от 30 октября 2006 года № 243-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы | |||||
Основание для разработки программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 23.01.2002 № 44 "О федеральной целевой программе "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002-2004 годы" (в ред. постановления Правительства Российской Федерации от 15.07.2003 № 427), распоряжение главы Администрации области от 20.06.2003 № 181-К "О создании рабочей группы для разработки проекта областной целевой комплексной программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" | |||||
Государственный заказчик программы - координатор программы
| - департамент здравоохранения Администрации области | |||||
Государственные заказчики программы | - департамент здравоохранения Администрации области, управление внутренних дел области, департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области | |||||
Основные разработчики программы | Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Амурской области, департамент здравоохранения Администрации области, управление внутренних дел области, департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области | |||||
Цель программы | Совершенствование системы профилактики наркомании и снижение уровня наркопреступности на территории области | |||||
Основные задачи программы | 1. Совершенствование системы профилактики наркомании и пропаганды здорового образа жизни. 2. Совершенствование правоохранительной деятельности в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и их контрабандой. 3. Уничтожение сырьевой базы, являющейся производной для изготовления наркотиков. 4. Повышение эффективности оказания наркологической помощи за счет внедрения современных диагностических, лечебных и реабилитационных технологий. 5 . Совершенствование международного сотрудничества в сфере противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту | |||||
Перечень основных мероприятий | 1. Проведение антинаркотических акций, циклов радио-, телепередач, публикаций в средствах массовой информации. | |||||
2. Антинаркотическая пропаганда и популяризация здорового образа жизни среди молодежи в процессе воспитания и обучения в рамках проведения массовых культурно-досуговых и спортивных мероприятий. | ||||||
| 3. Организация социологических исследований по распространению наркомании среди детей и подростков. | |||||
4. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов, связанных по роду своей деятельности с проблемой наркомании. | ||||||
5. Пресечение незаконного оборота наркотиков. | ||||||
6. Проведение оперативно-профилактических мероприятий по выявлению, пресечению и предупреждению преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ. | ||||||
| 7. Создание банка данных преступлений, совершаемых в сфере незаконного оборота наркотиков. | |||||
| 8. Проведение исследований для качественного и количественного определения наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ. | |||||
9. Составление карт-схем и разработка мер по уничтожению дикорастущих наркотикосодержащих растений. | ||||||
10. Создание банка данных лиц всех возрастных групп, состоящих на учете в связи с употреблением наркотических средств и психотропных веществ. | ||||||
11. Организация мониторинга в городах Белогорске, Зее, Свободном среди несовершеннолетних "группы риска", употребляющих психоактивные вещества. | ||||||
12. Внедрение современных методов диагностики, лечения и реабилитации больных наркоманией. | ||||||
13. Организация системы выявления среди призывников лиц с повышенным риском злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами. | ||||||
14. Организация и проведение ни международном уровне конференций в сферу борьбы с незаконным оборотом наркотиков | ||||||
Сроки реализации программы | 2004-2006 годы | |||||
Объемы и источники финансирования программы | Общий объем финансирования программы на 2004-2006 годы - 8567,0 тыс.руб., из них средства областного бюджета 8567,0 тыс.руб., в том числе: 2004 год - 1000,0 тыс.руб., 2005 год - 3148,0 тыс.руб., 2006 год - 4419,0 тыс.руб. | |||||
Ожидаемые конечные результаты реализации программы | 1. Сокращение сырьевой базы дикорастущей конопли на 40% с ежегодным сокращением на 20%. 2. Снижение незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ ежегодно на 15-20%. 3. Уменьшение числа лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества, ежегодно на 5%. 4. Доведение количества раскрытых уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков и направляемых в суд, до 90% в год. | |||||
5. Снижение уровня преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, ежегодно на 12-15% | ||||||
Исполнители основных мероприятий | Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по Амурской области (по согласованию), | |||||
| департамент образования Администрации области, департамент агропромышленного комплекса Администрации области, управление внутренних дел области, управление внутренних дел на транспорте, областной наркологический диспансер, управление культуры Администрации области, управление по физической культуре и спорту Администрации области | |||||
Система организации контроля за исполнением программы | Контроль за исполнением программы осуществляет государственный заказчик - координатор программы. Государственный заказчик - координатор программы, представляет в департамент экономического развития и внешних связей Администрации области ежемесячные, ежеквартальные, ежегодные итоговые отчеты о ходе и результатах реализации программы и эффективности использования бюджетных средств |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
2.1. Анализ ситуации
Необходимость принятия областной целевой программы "Противодействие злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2004-2006 годы" (далее - программа) обусловлена резким ростом распространения наркотиков и высоким уровнем наркотизации населения, свидетельствующими о возникновении реальной угрозы здоровью населения, экономике, правопорядку и безопасности области.
Число больных наркоманией на 100 тыс. населения в среднем по России за период с 1991 по 2003 год увеличилось в 10 и более раз, темпы роста заболеваемости среди подростков - в 16,5 раза.
В течение последних пяти лет в области первичная наркологическая заболеваемость увеличилась в 1,6 раза и составила в 2003 году 258,5 человека на 100 тыс. населения. Показатель заболеваемости наркоманией за аналогичный период увеличился в 1,3 раза и составил 30,0 человека на 100 тыс. населения, превышая в 1,6 раза показатель заболеваемости по Российской Федерации (19,1). Особенностью заболеваемости в области является преобладание гашишной наркомании (73,4%).
Вызывает тревогу заболеваемость наркоманией среди детей и подростков. Уровень заболеваемости наркоманией среди подростков области в 2,7 раза выше, чем по стране.
По экспертным оценкам показатели нерегистрируемого злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами, а также число больных наркоманией превышают статистические показатели как по России, так и по области в 5 и более раз. Распространение наркомании значительно влияет на увеличение заболеваемости ВИЧ-инфекцией и болезнями, передаваемыми половым путем.
Особенностями злоупотребления наркотическими средствами и психотропными веществами являются нежелание и неспособность молодых людей в силу болезни обучаться, трудиться и создавать семьи.
Природно-климатические условия области благоприятны для произрастания дикорастущей конопли. Наличие постоянной сырьевой базы наркосодержащих растений, отсутствие затрат на изготовление наркотиков, сложное социально-экономическое положение сельского населения привели к тому, что в ряде районов области осуществляется культивирование конопли. В среднем за год в области заготавливается до 60 тонн гашиша.
Приграничное положение области способствует расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотиков, что приводит к усилению политического и экономического влияния международной наркомафии. Амурская область - территория, которая все активнее используется наркомафией для расширения рынка сбыта и транзита наркотиков.
За последние годы увеличилось поступление в область "тяжелых" наркотиков (опий, героин).
Число преступлений, связанных с распространением наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, за период с 1999 по 2003 год возросло более чем в 3 раза и составило 1859. Удельный вес преступлений, связанных с наркотиками, составил 10,5% (2002 год - 10,4%) в общей структуре преступности.
Таким образом, злоупотребление наркотическими средствами и психотропными веществами, формирование рынка их сбыта и увеличение сырьевой базы наркосодержащих растений приводят к угрозе национальной безопасности как России, так и Амурской области.
2.2. Описание проблемы
По заключению специалистов, площади, на которых произрастает конопля, в области составляют от 4,7 до 10 тыс. гектаров. Более 3 тыс. гектаров конопля занимает в полях, засеянных соей и другими культурами. Такое наличие сырья для производства наркотиков привлекает наркодельцов из других регионов России и Дальнего Востока, специально прибывающих в область для заготовки, приобретения и перевозки наркотиков. В 2003 году произрастание конопли зафиксировано в 19 районах, возделывание - в 6.
Из незаконного оборота в 2003 году изъято 7147,9 кг наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, что составляет более 700 кг на 100 тыс. населения области. По этому показателю область на протяжении последних пяти лет занимает лидирующие позиции, а по итогам 2003 года находится на втором месте среди субъектов Российской Федерации. Всего из незаконного оборота в прошедшем году изъято 6 тонн 886 кг марихуаны, 178,1 кг гашиша, 63 кг гашишного масла, 199 г опия-сырца, 892 г сильнодействующих веществ, 895 г героина.
Поэтому в ближайшей перспективе возможны усиление влияния преступных сообществ на рынке заготовки и распространения наркотиков, активизация оптовой и розничной торговли наркотиками синтетического происхождения и произведенных из конопли и других наркосодержащих растений, что незамедлительно приведет к расширению масштабов и географии незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ.
Для преступности, связанной с незаконным оборотом наркотиков, характерна высокая латентность. Уголовная статистика фиксирует не реальное положение в сфере наркопреступности, а лишь состояние борьбы с нею правоохранительных органов.
Ситуация обостряется и тем, что за последние годы проблема употребления психоактивных веществ и наркотических средств рассматривается как "молодежная", требующая разработки и осуществления комплексных мероприятий по предотвращению и раннему выявлению употребления веществ, вызывающих зависимость.
Количественная характеристика проблемы и её составляющих приводится в таблице № 1.
№ | Наименование | Количественные характеристики проблемы | Краткое описание | |||||
п/п | проблемы | значение в области | в среднем по | в среднем по России | ||||
1 | Расширение масштабов и географии незаконного оборота наркотиков | На территории области за последние 5 лет число преступлений, связанных с распространением наркотиков, увеличилось более чем в 3 раза, преступления, связанные с употреблением или распространением наркотиков, зарегистрированы во всех 20 территориях области | В Дальневосточном федеральном округе количество преступлений, связанных с употреблением и распространением наркотиков, увеличилось в 3,5-4 раза. Значительно возрос удельный вес тяжелых наркотиков героин), которые распространяются га территории Дальнего Востока | В настоящее время удельный вес наркотиков в Российской Федерации практически сравнялся с аналогичными показателями в Америке. За последнее десятилетие количество ежегодно регистрируемых наркопреступлений увеличилось в 15 раз, а выявленных фактов наркоторговли -в 80 | На территории России действуют международные организованные преступные группы, что влияет на преступную ситуацию в области. Характерные особенности области: приграничное положение с Китаем и природно-климатические условия, благоприятные для произрастания дикорастущей конопли, способствуют расширению масштабов наркомании, усилению влияния преступных сообществ на рынке заготовки и распространению наркотиков | |||
2 | Увеличение неконтролируемого количества очагов дикорастущей конопли, культивирование наркосодержащих растений (мак, конопля) | Площади произрастания конопли увеличились в среднем с 4,7 тыс. га до 10,0 тыс. га. В 2003 году произрастание конопли зафиксировано в 19 районах области, возделывание - в 6 районах. Это привело к тому, что в среднем за год в области заготавливается до 60 тонн гашиша | По Дальневосточному федеральному округу также отмечается значительное расширение площадей, пораженных дикорастущей коноплей. Острее других проблема стоит в Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, в которых площади увеличились за последние годы в 2-3 раза | В Российской Федерации плантации дикорастущей конопли также увеличиваются. По данным официальных источников стран мирового сообщества, на территории Российской Федерации произрастает 52-56% конопли от мировых запасов | Засоренность площадей дикорастущей коноплей происходят естественным путем распространение семян), а также путем посева лицами, которые используют коноплю для приготовления наркотиков. Ориентация рынка наркотиков в Россия на наркотики, приготовленные из конопли обусловлена отсутствием затрат на ее выращивание, дешевизной и существенными запасами сырья | |||
3 | Увеличение числа больных, замеченных в немедицинском употреблении наркотиков | За период с 1999 по 2003 год наркологическая заболеваемость увеличилась в 1 ,6 раза и составила 258,5 человека на 100 тыс. населения. Заболеваемость наркоманией за аналогичный период увеличилась в 1 ,3 раза и превышает показатель по Российской Федерации в 1,6 раза (область -30,0 человека на 100 тыс. населения, Российская Федерация- 19,1) | В Дальневоcточном федеральном округе увеличение больных отмечается в Приморском и Хабаровском краях, Еврейской автономной области, Республике Саха (Якутия) | В Российской Федерации наркологическая заболеваемость за 10 лет увеличилась в 10 и более раз. Показатель заболеваемости в 2003 году составил 316,5 человека на 00 тыс. населения. В ряде субъектов Российской Федерации показатели заболеваемости превышают среднероссийский показатель в 2 и более раз | Положение с ростом заболевания связано с увеличивающимся рынком сбыта, доступностью получения наркотиков (конопля), популяризацией психоактивных веществ в молодежной среде, формированием химической зависимости, диагностируемой на поздних стадиях, терапия которой на сегодняшний день малоэффективна |
2.3. Оценка действующих мер социально-экономической политики
В области действовала областная целевая комплексная программа по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту на 2001-2002 годы.
В рамках программы осуществлялись мероприятия по пресечению незаконного оборота наркотиков. Проведены целевые операции "Мак", "Допинг", "Здоровье". Организована работа по профилактике наркомании среди несовершеннолетних.
В целях создания условий поэтапного сокращения распространения наркомании и связанного с ней незаконного оборота наркотиков постановлением главы Администрации области от 19.12.2002 № 716 утвержден план мероприятий по пресечению злоупотребления наркотическими средствами и их незаконного оборота на 2003 год.
Несмотря на проведенную работу, наркоситуация в области принимает угрожающий характер, а деятельность органов государственной власти и муниципальных образований в вопросах профилактики и противодействия распространению наркомании и незаконному обороту наркотиков не всегда эффективна. Слабо проводится антинаркотическая пропаганда среди молодежи, недостаточно уничтожается сырьевая база наркосодержащих растений, остаются проблемы в организации медико-социальной реабилитации больных наркоманией и в деятельности силовых структур ввиду слабой материально-технической базы.
В целях осуществления государственной политики в сфере противодействия распространению наркомании необходим комплекс мер, решаемых в рамках областной целевой программы и направленных на профилактику наркомании, снижение уровня наркопреступности, предупреждение распространения наркомании в молодежной среде, уничтожение сырьевой базы и закрытие границ от проникновения наркотиков из других государств.