от 15 марта 2002 года № 88-ОЗ
Об областной целевой программе
"Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 годы
(с изменениями на 19 января 2005 года)
________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 16 декабря 2002 года № 161-ОЗ
Законом Амурской области от 08 декабря 2003 года № 275-ОЗ
Законом Амурской области от 04 июня 2004 года № 327-ОЗ
Законом Амурской области от 19 января 2005 года № 412-ОЗ
________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
21 февраля 2002 года
Утвердить областную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг. (приложение).
Главе Администрации области при формировании областного бюджета на 2002-2005 гг. предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных областной целевой программой "Развитие и сохранение культуры и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона считать утратившим силу подпункт 16 статьи 1 Закона Амурской области от 26 декабря 2000 года № 280-ОЗ "О программах социально-экономического развития Амурской области".
Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков
г. Благовещенск
15 марта 2002 года
№ 88-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА
АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2002-2005 ГГ.
ПАСПОРТ
ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ"
НА 2002-2005 ГГ.
Наименование Областная целевая программа "Развитие и сохранение культуры
и искусства Амурской области" на 2002-2005 гг.
Основание для Постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 14 декабря 2000 года № 955
"О федеральной целевой программе
"Культура России (2001-2005 гг.)"
Государственный Комитет по культуре Администрации области
заказчик
Основной Комитет по культуре Администрации области
разработчик
Цели и задачи Обеспечение разработки и реализации правовых, организационных и иных мер,
позволяющих сохранять и развивать культуру и искусство в области;
дальнейшее развитие музейной сети области;
государственный контроль за соблюдением норм и правил ведения всех видов работ на
памятниках истории и культуры;
признание библиотечного дела социально значимой отраслью, влияющей на уровень
воспитания, образования, развитие экономики, науки, социальное
благополучие населения области;
стимулирование народного творчества и развитие культурно-досуговой деятельности;
сохранение и развитие национальных культур народов, проживающих в области
Объемы и Общий объем финансирования на 2002-2005 гг.
источник - 37289 тысяч рублей, в том числе на 2002 г.
финансирования - 6 млн. рублей за счет средств областного бюджета.
Срок реализации программы - 2002-2005 гг.
Ожидаемый Дальнейшее поэтапное развитие и сохранение
конечный культуры и искусства области
результат
В области в настоящее время действуют областной театр драмы, областной театр кукол, муниципальный театр г. Тынды, филармония, в которой имеются 8 различных творческих коллективов. Творческие союзы и другие профессиональные общественные объединения охватывают более 115 художников, писателей, артистов и т.д. Достижения и общее состояние нашего искусства по-прежнему остаются значительным явлением культурной и социальной жизни области.
Пересмотр стереотипов в организации художественной жизни хотя и заметно смягчил вхождение творческих коллективов в новую социально-экономическую реальность, но не позволил полностью адаптироваться к ней.
Поставленные в сложные экономические условия театры области были вынуждены резко сократить гастрольную деятельность и искать новые формы работы для выживания.
Сложный период переживает Амурская областная филармония. В настоящее время в полном объеме не развивается профессиональное искусство, малочисленны творческие коллективы. Это связано с финансово-экономическим состоянием данного учреждения культуры (дотация составляет 30% от потребности). Переориентировав свою работу и определив первоочередную задачу - создание собственных концертных коллективов, творческой базы и проката концертных программ по территории Дальнего Востока, области и за рубежом, филармония смогла в основном сохранить структуру и творческий потенциал, на собственные средства открыть детскую филармонию. Это направление в работе требует особого внимания и поддержки из областного и, возможно, федерального бюджетов.
Уход государства с ведущих позиций в концертном деле позволил увеличить разнообразие концертных программ, в том числе и за счет программ весьма невысокого качества. На рынке концертных услуг появился "товар" не просто низкого качества, а искажающий представление о возможностях и потенциале искусства области и художественного воспитания в целом. В этом направлении необходимо усилить действие постановления Главы Администрации области "Об усилении контроля за концертно-гастрольной деятельностью в Амурской области", запрещающего шарлатанство в искусстве. Сегодня концертное дело не только нашей области, но и страны в целом стоит на перепутье. Необходим комплекс оперативных решений по кругу уже назревших вопросов.
Наряду с сохранением имеющейся системы отношений в жизни профессиональных творческих коллективов основными направлениями должны стать:
поддержка талантов, забота об их востребованности;
расширение аудитории учреждений и организаций профессионального искусства;
вовлечение широкой публики в художественную жизнь области.
Мероприятия данного раздела предусматривают решение следующих задач:
создания условий для развития профессионального искусства;
поддержки и обеспечения полноценной жизнедеятельности театров, концертных коллективов, творческих союзов и других профессиональных общественных объединений;
предотвращения коммерциализации, создания серьезного репертуара, полноценного художественного воплощения творческих замыслов через целевое финансирование;
организации фестивалей и смотров;
стимулирования меценатства и спонсорства в сфере культуры и искусства;
поиска молодежи для обновления составов творческих коллективов;
разработки и обеспечения ряда социальных гарантий для уходящих от активной деятельности творческих работников.
2.1. Развитие музейного дела
Современная музейная сеть области состоит из 16 государственных и около 80 общественных и ведомственных музеев, включая школьные.
По статистическим данным, на начало 2000 года в музеях области хранятся более 240 тысяч предметов, представляющих материальную и духовную культуру народов России, Дальнего Востока, аборигенов Приамурья и Севера, а также уникальные произведения декоративно-прикладного и изобразительного искусства русских и зарубежных мастеров.
Анализ показателей работы музеев области за последние 2-3 года дает относительно ровные данные посещаемости.
В последние годы активизация создания экспозиций и выставочной деятельности, научно-исследовательская работа, проведение археологических, этнографических экспедиций по территории области позволили музеям решить вопросы комплектования новых коллекций, пополнения музейных фондов, поднять научный потенциал.
Вместе с тем следует отметить, что из-за ограничения бюджетного финансирования в музеях области за последние годы резко снизилось приобретение антиквариата, редких ценных предметов, живописи и других произведений искусства.
Проблемными остаются и вопросы создания особых условий хранения и охраны экспонатов, т.к. большая часть музейных фондов находится в неприспособленных помещениях, не хватает площадей для создания новых музеев, техническая оснащенность зданий отстает от современного уровня.
Мероприятия данного раздела, учитывая существующие в настоящее время проблемы в области музейного дела, предлагают решение следующих задач:
дальнейшего развития музейной сети области (предполагается открыть 5 новых музеев, в частности, художественный музей в г. Благовещенске);
подготовки нормативных актов в отношении ведомственных музеев области;
совершенствования и развития выставочной деятельности, в том числе международной;
компьютеризации и создания компьютерного банка данных музейного фонда;
создания условий для широкого доступа граждан к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях страны;
поддержки и обеспечения полноценной жизнедеятельности музейных учреждений областного значения;
включения историко-культурного потенциала области в систему туристских потоков;
реставрации музейных коллекций;
активизации всех форм просветительской работы с подрастающим поколением;
создания полнопрофильных музейных экспозиций;
совершенствования научной деятельности музеев.
2.2. Недвижимые памятники истории и культуры
На территории области находятся 523 недвижимых памятника истории и культуры, 6 из них федерального значения. В списке вновь выявленных зарегистрировано более 300. Основными населенными пунктами, где сосредоточены памятники архитектуры и градостроительства, являются г. Благовещенск, Благовещенский, Свободненский, Сковородинский, Зейский, Архаринский районы.
Сохранение недвижимых памятников истории и культуры, их учет, изучение, контроль за проведением ремонтно-реставрационных работ являются одним из важнейших направлений деятельности комитета по культуре Администрации области. Функции органа охраны выполняет научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры.
Мероприятия по сохранению недвижимых памятников предусматривают решение следующих задач:
государственного контроля за соблюдением норм и правил ведения всех видов работ на памятниках истории и культуры;
изучения, обследования и научного документирования недвижимых памятников, оказания методической и консультативной помощи в деле охраны и реставрации памятников;
археологических исследований;
организации охранной деятельности на территории области.
Недостаточность средств на консервацию, реставрацию и введение в культурный оборот памятников истории и культуры, а также отсутствие поддержки из бюджета привели многие памятники в аварийное состояние, а некоторые довели до разрушения. Мало привлекаются к проведению реставрационных работ средства арендаторов и инвесторов.
Основными направлениями деятельности органов охраны памятников истории и культуры на планируемый период должны стать:
создание нормативно-методической базы для осуществления консервации и учета памятников;