Недействующий


ЗАКОН АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

от 05 июля  2002 года № 112-ОЗ

Об областной целевой программе
 "Улучшение условий охраны труда в Амурской области на 2002-2005 годы"  


Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
27 июня 2002 года

Статья 1


Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Амурской области на 2002 - 2005 годы" (приложение).

Статья 2


Главе Администрации области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий областной целевой программы "Улучшение условий и охраны труда в Амурской области на 2002 - 2005 годы".



Статья 3


Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.


Глава Администрации
Амурской области
Л.В.Коротков


г. Благовещенск
5 июля 2002 года
№ 112-ОЗ

Приложение
к Закону Амурской области
от 5 июля 2002 г. № 112-ОЗ

ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2002 - 2005 ГОДЫ"

Паспорт областной целевой прграммы

Наименование программы


Основание для         
разработки программы  


Государственный       
заказчик программы    

Основные разработчики
программы             

Основные исполнители  
программы             


Цель и основные задачи
программы             













Срок реализации       
программы             

Перечень основных     
мероприятий           











Объемы и источники    
финансирования        

Ожидаемые конечные    
результаты реализации
программы            

Контроль за           
исполнением           
мероприятий программы

Областная целевая программа "Улучшение    условий и охраны труда в Амурской области на 2002 - 2005 годы"                     

Ст. 6 Федерального закона "Об основах     охраны труда в Российской Федерации" и   ст. 8 Закона Амурской области "Об охране  труда в Амурской области"                

Администрация области                    


Управление труда Администрации области   


Управление труда Администрации области;   структурные подразделения Администрации   области; органы надзора и контроля за     охраной труда; предприятия области       

Разработка комплекса взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического,
организационного и учебного характера, направленных на реализацию государственной политики в сфере охраны труда. Разработка и создание нормативно-правовой основы для обеспечения реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Закона Амурской области "Об охране труда в Амурской области". Создание территориальной целевой системы обучения, подготовки и аттестации кадров по охране труда. Обеспечение взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти (в том числе органов надзора и контроля за охраной труда по Амурской области), общественных организаций, работодателей в решении задач улучшения условий и охраны труда напредприятиях области


2002 - 2005 годы                         


Разработка и принятие закона Амурской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области в сфере охраны труда на территории Амурскойобласти". Разработка отраслевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их материально-техническими и финансовыми ресурсами на 2002 - 2005 годы. Подготовкаврачей лечебно-профилактических учреждений по профпатологии и проведению медосмотров на базе факультета усовершенствования врачей АГМА. Внедрениев учебных центрах охраны труда области модульной системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов. Внедрение Российской информационной системы охраны труда (РИСОТ)


Областной бюджет в объеме 813 тыс. рублей


Сокращение числа несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве, общей заболеваемости работников, сокращение на этой основе расходов организаций и сохранение здоровья работников

Контроль в установленном порядке осуществляют Администрация области, органы надзора и контроля за охраной труда


1. Анализ ситуации в сфере охраны труда


Становление рыночных отношений, экономическая и социальная нестабильность резко обострили вопросы соблюдения конституционных прав граждан на безопасные условия труда и социальной защиты в случаях получения травм и профессиональных заболеваний. Следует признать, что обеспечение охраны труда на производстве в настоящее время является достаточно острой социально-экономической проблемой.

В течение последних пяти лет на крупных и средних предприятиях производственных отраслей экономики области, а именно: в промышленности, строительстве, транспорте и связи, удельный вес работников, занятых в производстве с неблагоприятными условиями труда и пользующихся льготами и компенсациями, оставался практически неизменным и на конец 2000 года был равен 43%. В зависимости от отрасли народного хозяйства право на отдельные виды льгот и компенсаций имел каждый четвертый, а в отдельных случаях - каждый второй работник.

В 2000 году наиболее значительный удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, наблюдался в деревообрабатывающей промышленности (43%), машиностроении и металлообработке (31%), электроэнергетике (28%).

Отмечается рост числа лиц, получающих льготные пенсии за работу в неблагоприятных условиях труда. За последние три года рост составляет примерно 5% ежегодно.

Неблагоприятные условия труда, недостатки в обеспечении работающих защитными средствами способствовали развитию профессиональных заболеваний. В 2000 году профессиональные заболевания подтверждены у 1053 работников (в 1999 году - 961). Впервые выявлены профзаболевания у 103 человек (в 1999 году - 75). В 2000 году наибольшее число профбольных диагностировано в угольной промышленности (ОАО "Дальвостуголь").

Уровень производственного травматизма в области в 2000 году в расчете на 1000 работающих составил 6,4 человека, в том числе со смертельным исходом 0,187; в 1999 году - соответственно 4,9 и 0,245. В Российской Федерации число пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих в 2000 году составило 5,1 человека, из них число погибших в расчете на 1000 работающих 0,149.

Значителен уровень тяжести последствий производственного травматизма, что находит отражение в средней продолжительности временной нетрудоспособности пострадавших, составившей в 2000 году 27,1 дня.

В 2000 году наиболее высокий уровень производственного травматизма отмечался на предприятиях лесозаготовительной, деревообрабатывающей, мясной и молочной промышленности (16 человек в расчете на 1000 работающих), мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленности (21), сельского хозяйства (11), строительства (9).

Среди территорий высокий уровень травматизма в 2000 году имел место в г. Зее, Тамбовском, Константиновском, Ромненском и Благовещенском районах, где он превышал средний показатель по области более чем в 2 раза.

На протяжении последних трех лет наибольшее количество травм со смертельным исходом имело место на промышленных предприятиях (38% от общего количества смертельных травм по области), транспорта (10%), жилищно-коммунального хозяйства (10%), сельского хозяйства (16%), строительства (10%).

В 2000 году из 36 человек, погибших на производстве, 14 человек смертельно травмированы на предприятиях промышленности, 1 - на предприятиях ЖКХ, 3 - на транспорте, 10 - в сельском хозяйстве, 5 - в строительстве.

В 2000 году наиболее высокий уровень травматизма со смертельным исходом, превышающий среднеобластной показатель более чем в 2 раза, среди территорий зарегистрирован в Архаринском, Белогорском, Ивановском, Селемджинском, Мазановском, Октябрьском, Магдагачинском, Сковородинском, Тындинском районах, г. Зее.

Многие предприятия сократили ассигнования на мероприятия по охране труда. В 2000 году эти затраты составили 602 рубля на человека.

Принижена значимость разделов по охране труда в коллективных договорах и в соглашениях.

Сложившееся положение с условиями и охраной труда обусловлено прежде всего низким уровнем технической оснащенности многих производств, применением устаревших технологий, изношенностью машин, механизмов, оборудования и других основных производственных фондов. В целом по промышленности амортизационный износ основного оборудования составляет 40%, в том числе на предприятиях энергетики - 35%, угольной промышленности - до 46%, сельского хозяйства - 45%. Недостаточно обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. Если средствами защиты от загрязнений работники обеспечены в среднем на 80%, то средствами зашиты от воздействия опасных производственных факторов - на 35%.

Наряду с техническими причинами, устранение которых требует значительных финансовых средств, решение многих проблем по охране труда сдерживается недостатками законодательной и нормативной базы, незавершенностью формирования государственной системы управления охраной труда, причинами организационного характера, в том числе низкой квалификацией административно-технических руководителей производства, недостаточной профессиональной подготовленностью работников, низкой технологической и трудовой дисциплиной, слабым знанием основ законодательства об охране труда, норм и правил техники безопасности как руководителями и специалистами, так и работниками предприятий.

Не отработан экономический механизм, побуждающий работодателей принимать более эффективные меры по обеспечению здоровых и безопасных условий труда.

Недостаточно занимаются вопросами охраны труда и органы местного самоуправления. В 4 рай (гор) администрациях не созданы межведомственные комиссии по охране труда, в 9 не введены должности специалистов по охране труда.

Следует предусмотреть повышение роли органов местного самоуправления в создании региональной системы безопасности труда и государственного управления охраной труда в области.

Фактическое состояние производственного травматизма и профессиональной заболеваемости на предприятиях области обуславливает необходимость разработки и осуществления региональной программы улучшения условий и охраны труда.

2. Цель программы


Цель программы - разработать комплекс взаимосвязанных мер правового, социально-экономического, медико-биологического, технического, организационного и учебного характера, направленных на реализацию государственной политики в сфере охраны труда.

3. Задачи программы


Задачами программы являются:

разработка и создание нормативно-правовой основы для обеспечения реализации Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" и Закона Амурской области "Об охране труда в Амурской области";

создание организационно-технических условий, включая разработку системы государственного управления охраной труда;

содействие проведению санитарно-гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий по предупреждению и ограничению воздействия на работников вредных производственных факторов;

создание территориальной целевой системы обучения, подготовки и аттестации кадров по охране труда;

создание информационно-аналитического и научного обеспечения для широкой информированности работников и общественности о состоянии условий и охраны труда;

обеспечение взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти (в том числе органов надзора и контроля за охраной труда по Амурской области), общественных организаций, работодателей в решении задач улучшения условий и охраны труда на предприятиях области.

4. Срок реализации программы


Срок реализации - 2002 - 2005 годы.

По основным мероприятиям:

1. Разработка и принятие закона Амурской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области в сфере охраны труда на территории Амурской области" - 2002 год.

2. Разработка отраслевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их материально-техническими и финансовыми ресурсами на 2002 - 2005 годы - 2002 год.

3. Подготовка врачей лечебно-профилактических учреждений по профпатологии и по проведению медосмотров на базе факультета усовершенствования врачей АГМА - 2002 год.

4. Внедрение в учебных центрах охраны труда области модульной системы обучения и проверки знаний по охране труда руководителей и специалистов - 2002 - 2005 годы.

5. Внедрение Российской информационной системы охраны труда (РИСОТ) - 2002 - 2005 годы.

5. Перечень программных мероприятитй с указанием приоритетных


РАЗДЕЛ 1. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМАТИВНОЙ ПРАВОВОЙ БАЗЫ
УЛУЧШЕНИЯ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА


Важнейшим направлением региональной политики по обеспечению безопасных условий труда является создание развитой нормативной правовой базы.

Данный раздел программы направлен на дальнейшее развитие системы нормативного правового обеспечения условий и охраны труда в организациях области.

Работу по нормативному правовому обеспечению охраны труда предусматривается проводить по двум направлениям.

Первое - разработка предложений по совершенствованию нормативной правовой базы с целью усиления государственных гарантий по охране труда на федеральном уровне.

Второе - разработка региональных нормативных правовых актов, регламентирующих условия и охрану труда в организациях области и утверждаемых на уровне Администрации области или областного Совета народных депутатов.

Приоритетными программными мероприятиями раздела являются:

разработка предложений по совершенствованию Федерального закона "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний";

разработка и принятие закона Амурской области "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области в сфере охраны труда на территории Амурской области";

разработка и утверждение постановлением Главы Администрации области положения о системе управления охраной труда на территории области.


РАЗДЕЛ 2. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Для организационного обеспечения охраны труда в программе предусмотрены следующие приоритетные мероприятия:

разработка отраслевых и территориальных программ улучшения условий и охраны труда, обеспечение их материально-техническими и финансовыми ресурсами на 2002 - 2005 годы;

формирование и эффективная работа межведомственных комиссий по охране труда при органах местного самоуправления городов и районов области;

комплексные проверки соблюдения законодательства об охране труда организациями, расположенными в муниципальных образованиях области, особенно соблюдение законов об охране труда женщин и лиц моложе 18 лет.


РАЗДЕЛ 3. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Приоритетные мероприятия раздела:

организация государственного надзора за состоянием системы стандартов безопасности труда (ССБТ) на ОАО "Судостроительный завод им. Октябрьской революции", ОАО "Бурея-кран", ОАО "Амурдормаш" и ряде других предприятий;

организация работы (по отдельному графику) по доведению разрабатываемых машин и механизмов для предприятий агропромышленного комплекса до требований стандартов безопасности.


РАЗДЕЛ 4. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ И
ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА


Приоритетные мероприятия раздела:

проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;

оценка качества предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих на производстве с вредными или опасными условиями труда.


РАЗДЕЛ 5. ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»