от 15 марта 2002 года № 90-ОЗ
Об утверждении целевой программы
"Развитие системы образования Амурской области на 2002-2005 годы"
(с изменениями на 23 декабря 2005 года)
_________________________________________________________
Документ с изменениями внесенными:
Законом Амурской области от 15 сентября 2004 года № 351-ОЗ
Законом Амурской области от 23 декабря 2005 года № 134-ОЗ
__________________________________________________________
Принят Амурским областным
Советом народных депутатов
21 февраля 2002 года
Утвердить целевую программу "Развитие системы образования Амурской области на 2002-2005 годы" (прилагается).
Главе Администрации области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год предусматривать выделение средств на реализацию мероприятий, предусмотренных целевой программой "Развитие системы образования Амурской области на 2002-2005 годы".
Рекомендовать органам местного самоуправления области на основании целевой программы "Развитие системы образования Амурской области на 2002-2005 годы" разработать целевые муниципальные программы развития системы образования.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его первого официального опубликования.
ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКОЙ
ОБЛАСТИ НА 2002-2005 ГОДЫ"
(В редакции Закона Амурской области от 23 декабря 2005 года № 134-ОЗ. - См. Предыдущую редакцию)
Наименование программы | Целевая программа |
Региональный заказчик (координатор) программы | Департамент образования Администрации области |
Основные разработчики и исполнители программы | Департамент образования Администрации области (далее - департамент образования). Амурский областной институт повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров. Благовещенский государственный педагогический университет, педагогические колледжи г. Благовещенска, областные учреждения дополнительного образования детей |
Цель программы | Развитие системы образования в интересах формирования гармонично развитой социально активной творческой личности |
Срок реализации программы | 2002-2005 годы |
Объемы и источники финансирования программы | 2002 г. - 8 000 тыс.руб.; 2003 г. - 7 303 тыс.руб.; 2004 г. - 5 798 тыс.руб.; 2005 г.- 4 527,3 тыс.руб.; всего 25 628,3 тыс.руб. Программа финансируется из областного бюджета |
Социально-экономическая эффективность программы | Социально-экономическая эффективность заключается в самом предназначении программы - сохранении и развитии системы образования в области в интересах личности, общества, региона и государства. От качества системы образования в конечном счёте напрямую зависит экономический и социальный прогресс в регионе. Базируясь на представлении образования как процесса социализации, можно позитивно повлиять на процессы усвоения молодым поколением ценностей, норм, установок, образцов поведения и жизнедеятельности, присущих современному социуму, что снизит социальную напряжённость, уровень преступности, безработицы и проявление других негативных социальных явлений в регионе |
Организация текущего контроля | Департамент образования |
Программа в соответствии с Законами Российской Федерации "Об образовании" и "Об утверждении Федеральной программы развития образования" является организационной основой для проведения государственной политики на территории области в сфере образования. Программа определяет стратегию приоритетного развития системы образования и меры ее реализации. Основные цели и задачи программы развиваются районными и городскими программами, которые учитывают социально - экономические, экологические, культурные, демографические и др. особенности конкретной территории и направлены на решение вопросов, отнесенных законодательством Российской Федерации и законами области к ведению органов местного самоуправления.
По основным направлениям развития программы представлены подпрограммы целевых проектов (приведены в разделе III).
Ожидаемые результаты реализации программы - сохранение и развитие региональной системы образования в интересах личности, общества и государства.
Порядок организации выполнения программы, ее ресурсного обеспечения и контроля за ходом её реализации устанавливается Администрацией области.
Механизм реализации программы предусматривает ежегодное формирование рабочих документов:
перечня первоочередных работ, вытекающих из системы мероприятий программы, с определением разграничения деятельности исполнителей, источников и объёма финансирования;
координационного плана совместных действий департамента образования с другими исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Контроль за реализацией программы осуществляется Администрацией области в соответствии с законодательством об образовании.
Программа является основой для разработки целевых муниципальных программ развития системы образования на территории области. При их разработке учитываются особенности каждого района (города), специфика образовательных учреждений, перспективы их развития, существующая материально-техническая база, обеспеченность педагогическими кадрами и т. д., однако цели и задачи муниципальных программ, основные направления развития систем образования на территориях, ожидаемые результаты их реализации должны соответствовать общим тенденциям к сохранению и развитию региональной системы образования.
В 2000/2001 учебном году в области работали (таблица № 1):
359 дошкольных образовательных учреждений с охватом 28044 детей, или 42% от общего числа детей дошкольного возраста; в городской местности этот показатель составляет 76,5%, в сельской - 23,5%;
467 общеобразовательных учреждений, в которых обучались 132094 человека;
27 учреждений начального профессионального образования, в которых обучались 11619 человек;
76 учреждений дополнительного образования и 7 учебно-производственных комбинатов, в которых занимались около 52 тыс. (39,3%) школьников.
В 24 учреждениях интернатного типа численность воспитанников составила 3750 человек.
В обеспечении социальной защиты, адаптации и реабилитации детей и молодёжи велика роль вечерних (сменных) общеобразовательных школ. 3966 человек обучаются в 14 вечерних (сменных) школах и 70 учебно-консультационных пунктах.
№ п/п | Уровень образования | Количество образовательных учреждений | Численность обучающихся | |||
1 | Дошкольное | 359 | 28044 | |||
2 | Общее в том числе: | 467 | 132094 | |||
| начальные школы | 83 | 2815 | |||
| основные школы | 46 | 3768 | |||
| средние (полные) школы | 330 | 124108 | |||
| учреждения интернатного типа | 8 | 1403 | |||
3 | Вечернее (сменное) | 84 | 3966 | |||
| школы | 14 | 3061 | |||
| учебно-консультационные пункты | 70 | 905 | |||
4 | Начальное профессиональное | 27 | 11619 | |||
5 | Среднее профессиональное | 23 | 15268 | |||
6 | Высшее профессиональное | 5 | 18099 | |||
7 | Дополнительное | 83 | 52782 | |||
учреждения дополнительного образования | 76 | 51797 | ||||
| учебно-производственные комбинаты | 7 | 985 |
В области происходит диверсификация образовательных учреждений по уровням и типам. Устойчиво функционируют 6 гимназий, 4 лицея, 3 колледжа и 1 частная школа, в которых получают общее образование 6% учащихся.
Уникальной образовательной сферой, охватывающей 81,5% общеобразовательных учреждений области, являются образовательные учреждения сельской местности, в них обучаются 50,1% всех учащихся.
Учреждения дополнительного образования продолжают способствовать обогащению культуры и традиций воспитания детей.
Для начального профессионального образования введены новый значительно сокращённый перечень профессий и новые государственные стандарты. Учреждения начального профессионального образования работают по новому базисному учебному плану.
Сегодня в системе образования области трудятся около 18000 педагогов.
Система среднего и высшего педагогического образования представлена тремя колледжами и педагогическим университетом. Педагогические колледжи реализуют программы подготовки базового и повышенного уровня, осуществляют подготовку педагогов по 8 специальностям, педагогический университет - по 19.
По сравнению с 1991 годом количество учащихся в педагогических колледжах сократилось на 150 человек, что вызвано уменьшением бюджетного финансирования этих учреждений.
Система среднего специального педагогического образования сумела адаптироваться к новым условиям, проявила жизнеспособность и определённую социальную стабильность.
Относительная краткость сроков обучения в колледжах, внедрение новых педагогических технологий, практико-ориентированный характер обучения, открывающиеся возможности продолжения образования обеспечивают устойчивость и конкурентоспособность этих средних учебных заведений на рынке образовательных услуг области.
В системе высшего профессионального образования чётко обозначилась тенденция к интеграции науки и педагогического процесса, развивается нормативная правовая база в системе среднего и высшего педагогического образования.
Послевузовское педагогическое профессиональное образование области осуществляется Амурским областным институтом повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров (далее - ИППК).
За последние 5 лет система повышения квалификации педагогических кадров претерпела достаточно глубокие изменения: укрепился научно-педагогический потенциал ИППК, ведётся исследовательская работа на экспериментальных площадках по современным проблемам обучения и воспитания. Ежегодно в ИППК проходят курсовую подготовку в различных формах очного и очно-заочного обучения более 3 тысяч работников образования, из них планово повышают свою квалификацию около 2,5 тыс. человек и получают дополнительное образование по специальностям педагога-психолога, педагога-валеолога, дефектолога и др. С 1999 года начата подготовка менеджеров образования по специальности "менеджмент в социальной сфере".
Развитие образования области происходит в сложной ситуации. На деятельность образовательных учреждений области дестабилизирующее воздействие оказывают факторы, среди которых основными являются:
социальная и экономическая нестабильность общества;
острый дефицит финансовых средств для поддержки образовательной инфраструктуры региона;
неполнота нормативной правовой базы;
неисполнение норм законодательства в сфере образования;
нарушение законодательства в обеспечении защиты образовательных учреждений области от штрафов и пеней, начисляемых независимо от отсутствия или несвоевременности финансирования из бюджетов;
несовершенство системы взаимодействия областных и муниципальных органов управления образованием;
снижение уровня образования всего населения области;