Действующий

О концепции социально-экономического развития Амурской области на 2001-2005 годы



Глава Администрации
Амурской области Л.В. Коротков


Приложение
к Постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 9 октября 2001 г. N 640


Концепция социально-экономического развития
Амурской области на 2001-2005 годы

1. Социальная политика

1.1. Образование

1.2. Здравоохранение

1.3. Культура и искусство

1.4. Физическая культура и спорт

1.5. Социальная поддержка населения

2. Основные направления модернизации экономики

2.1. Макроэкономическая политика

2.2. Структурная политика

2.3. Инвестиционная политика

2.4. Управление собственностью

2.5. Поддержка малого бизнеса

2.6. Жилищно-коммунальная политика

2.7. Внешнеэкономическая политика

3. Политика в сфере социально-экономического развития  Северных районов области

4. Ожидаемые результаты

Концепция социально-экономического развития области на 2001-2005 годы (Концепция) разработана в соответствии с Законом Амурской области от 5.10.1998 г. N 98-ОЗ "О государственном прогнозировании, концепции и программах социально-экономического развития Амурской области" (в ред. Закона Амурской области от 14.06.2000 N 234-ОЗ) и с учетом реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р.

В Концепции формулируются стратегические цели, приоритеты и важнейшие задачи областной социально-экономической политики органов государственной власти области, основные пути и способы их реализации.

Основной стратегической целью социально-экономической политики органов государственной власти области является создание условий для всесторонней самореализации каждого гражданина, проживающего на территории области, путем последовательного повышения уровня жизни населения, обеспечения конституционных гарантий прав и свобод личности, создания гражданского общества. Совместной эффективной деятельностью всех уровней власти, населения, мы должны добиться достойного места нашего региона среди субъектов Дальнего Востока и всей Российской Федерации.

Современное экономическое положение области продолжает находиться под влиянием негативных тенденций, образовавшихся с начала 90-х годов. Несмотря на наметившиеся в последние два года признаки улучшения ситуации, в целом, по основным показателям, характеризующим экономическое развитие, за предыдущий период 1997-2000 гг. область откатилась назад. Уменьшился валовой региональный продукт, резко уменьшились инвестиции в основной капитал, значительно увеличилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, угрожающей величины достигла зависимость областного бюджета от федеральных трансфертов.

Серьезные опасения вызывают значительные темпы выбытия посевных площадей по ведущим сельскохозяйственным культурам, при сохранении высокой доли неубранных площадей. Так за последние три года посевные площади под зерновыми культурами сократились на 99 тысяч гектар или на 29,6 процентов, по сои данные показатели достигли 13,8 тысяч гектар или 6,5 процентов соответственно. Продолжается уменьшение поголовья крупного рогатого скота и свиней при ухудшении показателей их сохранности и крайне нестабильной ситуации по продуктивности. К негативным факторам, не позволяющим обеспечить полноценное и стабильное развитие региона, следует отнести низкую финансовую обеспеченность области собственными ресурсами, за последние три года данный показатель не поднимается выше 78 процентов.

Имеющиеся структурные диспропорции хозяйственного комплекса закрепили за областью роль региона, обеспечивающего преимущественно транзитные потоки товаров и поставщика сырьевых ресурсов потребителям, ведущим их переработку за пределами области. В тоже время региональная транспортная инфраструктура не может в полном объеме обеспечить необходимые условия для развития экономики.

Тем не менее, на фоне имеющихся отрицательных явлений, начиная с 1999 года, отмечается рост производства продукции в ряде ведущих отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, грузовом транспорте и с 2000 года в строительстве. О формировании позитивных тенденций в экономике области свидетельствует увеличение валового регионального продукта. Так, за 2000 год валовой региональный продукт увеличился на 5,4 процента. За первое полугодие текущего года рост производства промышленной продукции, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 13,2 процентов, инвестиции в основной капитал увеличились в 2,9 раза, объем выполненных работ по договорам строительного подряда возрос на 48,8 процентов, на 14 процентов увеличился грузооборот предприятий, на 3 процента объем розничной торговли.

Получены положительные результаты и в социальной сфере. За первое полугодие 2001 года реальная заработная плата возросла на 4 процента, реальные располагаемые денежные доходы населения на 5,5 процентов, на 74,9 тысяч человек сократилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Имеются позитивные сдвиги в формировании благоприятного предпринимательского климата. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле по второму кварталу текущего года достиг 11 процентов, за аналогичный период прошлого года он составлял 3 процента.

Тем не менее, пока еще сохраняется ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной устойчивости положительных изменений в экономике области. Доля убыточных предприятий в области остается значительной и на 01.06.01 г. составляет 54 процента. Несмотря на рост инвестиций, сохраняется их структурный перекос в сторону топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта, что влечет отсталость перерабатывающих секторов экономики области. В структуре экономики преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости. За январь-июнь текущего года на три процента допущено сокращение валовой продукции сельского хозяйства. Значительными остаются масштабы бедности, велика численность безработных, сохраняется задолженность по заработной плате, сокращается численность населения области.

Цели и задачи, определяемые в настоящей Концепции, ориентированы на закрепление экономического роста в ведущих отраслях материального производства и образование базы, необходимой для получения населением области доходов, стабильно превышающих прожиточный минимум с одновременным выравниванием дифференциации его доходов. Только модель экономического роста, ориентированная на качественное повышение благосостояния большинства населения, сможет вывести область из социально-экономического кризиса. Разумеется, решения поставленных задач будет достигаться в тесном взаимодействии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, намеченной Правительством Российской Федерации.