ГЛАВА АДМИНИСТРАЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 9 октября 2001 г. N 640

О концепции социально-экономического развития Амурской области на
2001-2005 годы

  

   В целях определения стратегических целей, приоритетов и важнейших задач органов государственной власти, основных путей и способов реализации социально-экономической политики Амурской области на 2001-2005 годы, постановляю:

1. Принять предложенную к рассмотрению Концепцию социально-экономического развития Амурской области на 2001-2005 годы.

2. Направить Концепцию социально-экономического развития Амурской области на 2001-2005 годы в Амурский областной Совет народных депутатов на рассмотрение и утверждение (прилагается).

3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации области Крупецкого С.Л.



Глава Администрации
Амурской области Л.В. Коротков


Приложение
к Постановлению
Главы Администрации
Амурской области
от 9 октября 2001 г. N 640


Концепция социально-экономического развития
Амурской области на 2001-2005 годы

1. Социальная политика

1.1. Образование

1.2. Здравоохранение

1.3. Культура и искусство

1.4. Физическая культура и спорт

1.5. Социальная поддержка населения

2. Основные направления модернизации экономики

2.1. Макроэкономическая политика

2.2. Структурная политика

2.3. Инвестиционная политика

2.4. Управление собственностью

2.5. Поддержка малого бизнеса

2.6. Жилищно-коммунальная политика

2.7. Внешнеэкономическая политика

3. Политика в сфере социально-экономического развития  Северных районов области

4. Ожидаемые результаты

Концепция социально-экономического развития области на 2001-2005 годы (Концепция) разработана в соответствии с Законом Амурской области от 5.10.1998 г. N 98-ОЗ "О государственном прогнозировании, концепции и программах социально-экономического развития Амурской области" (в ред. Закона Амурской области от 14.06.2000 N 234-ОЗ) и с учетом реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы), утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. N 910-р.

В Концепции формулируются стратегические цели, приоритеты и важнейшие задачи областной социально-экономической политики органов государственной власти области, основные пути и способы их реализации.

Основной стратегической целью социально-экономической политики органов государственной власти области является создание условий для всесторонней самореализации каждого гражданина, проживающего на территории области, путем последовательного повышения уровня жизни населения, обеспечения конституционных гарантий прав и свобод личности, создания гражданского общества. Совместной эффективной деятельностью всех уровней власти, населения, мы должны добиться достойного места нашего региона среди субъектов Дальнего Востока и всей Российской Федерации.

Современное экономическое положение области продолжает находиться под влиянием негативных тенденций, образовавшихся с начала 90-х годов. Несмотря на наметившиеся в последние два года признаки улучшения ситуации, в целом, по основным показателям, характеризующим экономическое развитие, за предыдущий период 1997-2000 гг. область откатилась назад. Уменьшился валовой региональный продукт, резко уменьшились инвестиции в основной капитал, значительно увеличилась доля населения с доходами ниже прожиточного минимума, угрожающей величины достигла зависимость областного бюджета от федеральных трансфертов.

Серьезные опасения вызывают значительные темпы выбытия посевных площадей по ведущим сельскохозяйственным культурам, при сохранении высокой доли неубранных площадей. Так за последние три года посевные площади под зерновыми культурами сократились на 99 тысяч гектар или на 29,6 процентов, по сои данные показатели достигли 13,8 тысяч гектар или 6,5 процентов соответственно. Продолжается уменьшение поголовья крупного рогатого скота и свиней при ухудшении показателей их сохранности и крайне нестабильной ситуации по продуктивности. К негативным факторам, не позволяющим обеспечить полноценное и стабильное развитие региона, следует отнести низкую финансовую обеспеченность области собственными ресурсами, за последние три года данный показатель не поднимается выше 78 процентов.

Имеющиеся структурные диспропорции хозяйственного комплекса закрепили за областью роль региона, обеспечивающего преимущественно транзитные потоки товаров и поставщика сырьевых ресурсов потребителям, ведущим их переработку за пределами области. В тоже время региональная транспортная инфраструктура не может в полном объеме обеспечить необходимые условия для развития экономики.

Тем не менее, на фоне имеющихся отрицательных явлений, начиная с 1999 года, отмечается рост производства продукции в ряде ведущих отраслей промышленности, агропромышленного комплекса, грузовом транспорте и с 2000 года в строительстве. О формировании позитивных тенденций в экономике области свидетельствует увеличение валового регионального продукта. Так, за 2000 год валовой региональный продукт увеличился на 5,4 процента. За первое полугодие текущего года рост производства промышленной продукции, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составил 13,2 процентов, инвестиции в основной капитал увеличились в 2,9 раза, объем выполненных работ по договорам строительного подряда возрос на 48,8 процентов, на 14 процентов увеличился грузооборот предприятий, на 3 процента объем розничной торговли.

Получены положительные результаты и в социальной сфере. За первое полугодие 2001 года реальная заработная плата возросла на 4 процента, реальные располагаемые денежные доходы населения на 5,5 процентов, на 74,9 тысяч человек сократилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Имеются позитивные сдвиги в формировании благоприятного предпринимательского климата. Индекс предпринимательской уверенности в розничной торговле по второму кварталу текущего года достиг 11 процентов, за аналогичный период прошлого года он составлял 3 процента.

Тем не менее, пока еще сохраняется ряд проблем, свидетельствующих о недостаточной устойчивости положительных изменений в экономике области. Доля убыточных предприятий в области остается значительной и на 01.06.01 г. составляет 54 процента. Несмотря на рост инвестиций, сохраняется их структурный перекос в сторону топливно-энергетического комплекса и железнодорожного транспорта, что влечет отсталость перерабатывающих секторов экономики области. В структуре экономики преобладает производство товаров с низкой долей добавленной стоимости. За январь-июнь текущего года на три процента допущено сокращение валовой продукции сельского хозяйства. Значительными остаются масштабы бедности, велика численность безработных, сохраняется задолженность по заработной плате, сокращается численность населения области.

Цели и задачи, определяемые в настоящей Концепции, ориентированы на закрепление экономического роста в ведущих отраслях материального производства и образование базы, необходимой для получения населением области доходов, стабильно превышающих прожиточный минимум с одновременным выравниванием дифференциации его доходов. Только модель экономического роста, ориентированная на качественное повышение благосостояния большинства населения, сможет вывести область из социально-экономического кризиса. Разумеется, решения поставленных задач будет достигаться в тесном взаимодействии с Программой социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу, намеченной Правительством Российской Федерации.

1. Социальная политика

Преобразования в социальной сфере будут направлены на достижение следующих основных целей:

- обеспечение максимально эффективной защиты социально уязвимых слоев населения;

- обеспечение всеобщей доступности и общественно приемлемого качества базовых социальных услуг, к числу которых относятся, прежде всего, медицинское обслуживание и общее образование;

- создание для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления;

- формирование в социально-культурной сфере институтов для максимально полной мобилизации негосударственных ресурсов, их эффективного использования, и на этой основе - обеспечение возможностей широкого выбора населением предоставляемых социальных благ и услуг.

Задачи формирования базовых социальных благ рассмотрим по отраслям.

1.1. Образование

Главная стратегическая цель системы образования области исходит из приоритетности развития отрасли и заключается в создании социальных правовых и педагогических условий для оптимальной социализации личности средствами образования и превращения ее в один из важных факторов социально-экономической стабилизации и развития региона.

Реализация поставленной цели направлена на решение следующих приоритетных задач:

- обеспечение условий для реализации равных прав граждан на образование всех уровней;

- создание региональной нормативной правовой базы в области образования, обеспечивающей функционирование и развитие системы образования в интересах личности, общества, региона и государства;

- развитие материально-технической базы системы образования области, энергосберегающих технологий.

- формирование и реализация экономических механизмов развития системы образования в области;

- развитие научно-исследовательской и научно-технической деятельности учреждений системы образования области, интеграция науки и образования;

- развитие системы подготовки и переподготовки работников образовательных учреждений и научно-педагогических работников;

Основные направления реализации социальной политики в сфере образования на 2001-2005 годы:

1) Осуществление на территории области государственной политики в сфере образования, обеспечение единого образовательного пространства и необходимых условий для реализации конституционных прав граждан на получение образования.

2) Совершенствование организационно-экономического механизма функционирования и развития сферы образования, разработка и реализация региональных программ развития образования и молодежной политики области с учетом национальных, социально-экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей региона.

3) Сохранение и развитие сети учреждений образования, (в 2001-2005 гг. ввести в эксплуатацию 38 объектов образования).

4) Реализация комплекса мер по созданию и развитию региональной инфраструктуры информатизации образования, созданию информационных центров, обеспечение максимального доступа системы образования к информационным ресурсам через сеть Интернет.

5) Повышение общественного статуса педагогического труда, формирование региональной политики по социальной поддержке работников образовательной сферы.

6) Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических и руководящих кадров учреждений образования, специалистов органов управления образованием, их аттестация.

7) Создание условий для удовлетворения потребности сельских образовательных учреждений в педагогических кадрах.

8) Переход на вариативность и многопрофильность общего и профессионального образования.

9) Подготовка конкурентоспособных трудовых ресурсов для различных отраслей экономики с учетом запросов рынка труда и социально-экономических особенностей области.

1.2. Здравоохранение

Стратегическая цель политики Администрации области в сфере здравоохранения - улучшение состояния здоровья населения. Главным компонентом этой цели является повышение реальной доступности медицинской помощи для широких слоев населения, создание условий для предоставления медицинских услуг, виды, качество и объемы которых соответствуют уровню заболеваемости и запросам населения, современному уровню медицинской науки и технологии, а также ресурсам, располагаемым государством и гражданами.

При этом необходимо определить социальные и другие приоритеты, к которым должны быть отнесены:

- развитие службы охраны материнства и детства;

- обеспечение гарантированного уровня медицинской помощи при социально-значимых заболеваниях;

- оказание экстренной медицинской помощи;

- обеспечение потребности в медицинской помощи социально незащищенных групп населения.

- обеспечение максимально широкой профилактики заболеваний.

Достижение этих задач предполагает:

1) Обеспечение сбалансированности объемов государственных гарантий предоставления населению бесплатной медицинской помощи с финансовыми возможностями области и муниципальных образований;

2) Развитие механизмов координации деятельности всех звеньев системы управления здравоохранением на основе введения комплексного территориального планирования в здравоохранении;

3) Реформирование системы финансирования здравоохранения, включающее обеспечение устойчивости и прозрачности многоканальной системы финансирования сферы здравоохранения;

4) Внедрение механизмов финансового планирования и оплаты медицинской помощи, стимулирующих рост эффективности использования ресурсов в здравоохранении;

5) Усиление государственного регулирования платной медицинской помощи, оказываемой в государственных и муниципальных медицинских учреждениях; постепенную легализацию соучастия населения в оплате медицинской помощи;

6) Развитие системы лекарственного обеспечения (внедрение системы стандартизации лекарственного обеспечения).

1.3. Культура и искусство

Основные направления деятельности Администрации области в области культуры и искусства на 2001-2005 годы:

- поддержка и развитие профессионального искусства;

- развитие музейного дела;

- сохранение недвижимых памятников истории и культуры;

- библиотеки и библиотечное обслуживание;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»