СОВЕТ МИНИСТРОВ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 июня 1994 года № 350
О правилах работы предприятий розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети
__________________________________________________________________________________________________________
снято с контроля постановлением Правительства УР от 19.05.97. № 498
Признать утратившим силу в соответствии с постановлением Правительства УР от 05 мая 2004 года № 62 __________________________________________________________________________________________________________
Для регулирования организации торговых процессов и деятельности предприятий торговли всех форм собственности, повышения ответственности руководителей предприятий за качество реализуемых товаров и услуг Совет Министров Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить Правила работы предприятий розничной торговли (прилагается).
2. Утвердить Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети (прилагается).
3. Контроль за выполнением постановления возложить на Министерство торговли Удмуртской Республики.
4. Правила работы предприятий розничной торговли и Основные требования к работе мелкорозничной торговой сети рекомендовать главам администраций городов и районов для руководства и исполнения.
5. Настоящее постановление опубликовать в республиканской газете "Удмуртская правда".
Заместитель Председателя Совета
Министров Удмуртской Республики
В.И.КАТКОВ
1. Настоящие Правила определяют основные требования к порядку работы предприятия розничной торговли ( в дальнейшем предприятие) независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы.
2. Каждое предприятие, являющееся юридическим лицом, должно иметь лицензию на право торговой деятельности. Магазины потребкооперации не являются юридическими лицами, и их нельзя считать торговыми предприятиями. Торговыми предприятиями являются районные потребительские общества и межрайбазы Удмуртпотребсоюза, которые обязаны иметь лицензию на право торговой деятельности.
3. Торговое предприятие в своей деятельности руководствуется Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Правилами торговли отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров, санитарными нормами и правилами, Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей", настоящими Правилами и другими нормативными документами, действующими на территории Удмуртской Республики.
4. Основной задачей предприятия является розничная торговля товарами народного потребления в ассортименте, соответствующими его товарному профилю (типу), а также сопутствующими товарами, обеспечивающими высокую культуру обслуживания покупателей с наименьшими затратами времени на покупку, оказание дополнительных услуг, соблюдение прав и интересов покупателей.
5. Товарный профиль (тип) предприятия торговли определяется Уставом и согласовывается с соответствующими органами местной администрации при регистрации.
6. Предприятие должно иметь вывеску с указанием его наименования, профиля, режима работы, организационно-правовой формы (принадлежности), юридический адрес.
7. Режим работы государственным (муниципальным) предприятиям торговли, а также предприятиям иных форм собственности, торгующим хлебобулочными изделиями и молочными продуктами устанавливается по решению органов местной администрации. Режим работы прочих предприятий торговли определяется собственником.
8. При закрытии предприятия на обеденный перерыв или по окончании рабочего дня кассы прекращают работу в точном соответствии с установленными часами работы предприятия, однако все покупатели, имеющие на руках кассовые и товарные чеки, должны быть обслужены.
В предприятиях самообслуживания при закрытии их на обеденный перерыв или по окончании работы обслуживаются все покупатели, находящиеся в торговом зале (отделе, секции).
За 15 минут до прекращения обслуживания покупатели предупреждаются.
9. При закрытии предприятия для проведения санитарных работ, ремонта, переоборудования, в связи с его ликвидацией руководитель заблаговременно уведомляет об этом муниципальные власти. Покупатели извещаются о закрытии предприятия торговли специальным объявлением за 5 дней до его закрытия. В объявлении также указывается адрес ближайшего предприятия, торгующего аналогичными товарами.
1О. Торговый зал и складские помещения должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим требованиям, установленным для предприятий соответствующего типа. Оборудование предприятия и инвентарь должны содержаться в образцовом санитарном и техническом состоянии. Предприятие поддерживает в надлежащем санитарном состоянии закрепленную за ним территорию.
Средства измерений в соответствии с установленными требованиями и в установленном порядке должны подвергаться обязательной поверке органами Государственной метрологической службы. Положительные результаты поверки средств измерений удостоверяются соответствующим клеймом или свидетельством о поверке.
11. Для рекламы товаров и услуг используются оконные и внутренние витрины, где выставляются образцы имеющихся товаров, которые также подлежат продаже по требованию покупателя.
Витрины должны отвечать санитарным и эстетическим требованиям.
12. Предприятие торговли обязано своевременно и в полном объеме предоставлять в органы статистики все запрашиваемые сведения.
13. Приемка товаров по количеству и качеству на предприятиях всех форм собственности должна осуществляться в соответствии с действующими нормативными актами и сопроводительными документами поставщика (продавца), а также другими необходимыми документами.
14. Принятые предприятием в установленном порядке товары приходуются в день поступления по их фактическому наличию. В случае невозможности оприходования товара датой его фактического поступления (вызов эксперта, проверка цен, качества, количества) в текстовой части товарного отчета за итогом прихода делается запись о поступлении товара с указанием поставщика (продавца), общей стоимостью товара в розничных ценах, а также причин невозможности оприходования.
15. Не подлежат приемке предприятием товары с истекшими сроками годности, реализации, не соответствующие требованиям к качеству, стандартам.
16. При хранении товаров на складах, размещении и выкладке их в торговых залах, мелкорозничной сети работники предприятия обязаны строго соблюдать принципы товарного соседства, санитарные правила, нормы складирования и требования противопожарной безопасности.
Режим хранения товаров (температура, влажность, освещение, сроки хранения) должен отвечать стандартам и требованиям к качеству, содержащимся в нормативно-технических документах.
17. Товар должен быть соответствующим образом подготовлен к продаже (проверена его комплектность, освобожден от тары, одежда чистая и отутюженная, куски ткани оправлены, велосипеды, мотоциклы, мопеды и другие изделия из металла собраны и очищены от смазки, бутылки и консервные банки протерты, соответствующие товары должны быть зачищены, нарезаны, предварительно расфасованы, проведена предпродажная подготовка сложно-бытовой техники и т.д.).
18. К моменту открытия предприятие должно быть подготовлено к работе: товары снабжены четко оформленными ярлыками цен, обновлена их выкладка, подготовлены соответствующий инвентарь и упаковочные материалы, контрольно-кассовые машины.
19. Продажа товаров в предприятии торговли производится всем гражданам на общих основаниях.
Льготы в торговом обслуживании обслуживании отдельным группам населения предоставляются на основании законодательных актов Российской Федерации, а также на основании решений местных органов исполнительной власти.
Информация о предоставляемых льготах вывешивается в торговом зале на видном месте.
20. На все реализуемые товары предприятие торговли и его филиалы должны иметь сертификаты, выданные или признанные уполномоченным на то органом; нормативно-техническую документацию, удостоверяющую качество товаров, их безопасность для жизни и здоровья людей; и обеспечивать соответствие реализуемых товаров требованиям указанных документов, а также источники их поступления.
В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и Основами гражданского законодательства предприятие торговли несет ответственность за качество реализуемых товаров.
Запрещается продажа товаров с истекшими сроками годности, хранения, реализации, не соответствующих требованиям к качеству, стандартам.
21. Взвешивание и отмеривание товаров производится в соответствии с Правилами пользования мерами и измерительными приборами в предприятиях торговли и общественного питания.
22. Гастрономические, сыпучие, метражные и штучные товары, не имеющие фабричной упаковки, отпускаются в бумаге, пакетах или другой соответствующей свойствам товара упаковке, цена которых не входит в стоимость покупки. Стоимость целлофановой и полиэтиленовой упаковки оплачивается покупателем дополнительно. По просьбе покупателей продавцы должны нарезать отпускаемые гастрономические товары.
Нерасфасованные жидкие и полужидкие товары отпускаются в посуду покупателей по весу или с применением стандартной мерной емкости.
23. В торговых залах продовольственных магазинов должны быть установлены на доступном для покупателей месте контрольные весы.
24. По решению органов местной администрации в предприятиях торговли товары, на которые установлены предельные нормы отпуска, продаются с соблюдением этих норм.
25. Продажа товаров, облагаемых акцизами, перечень которых утверждается Правительством, производится только при наличии лицензии на право торговли такими товарами, выдаваемой лицензионными службами в установленном порядке. Продажа винно-водочных изделий и пива производится только при наличии лицензии, выданной администрацией городов и районов в установленном порядке.
26. Продажа продовольственных и непродовольственных товаров, для которых установлены особые правила торговли (спиртные напитки, ружья, средства самообороны и патроны к ним, комиссионная, посылочная торговля, скупка, торговля в кредит, торговля по предварительным заказам) осуществляется с соблюдением также и этих правил.
27. Продажа товаров повседневного спроса детям производится только в том случае, если они способны самостоятельно совершать покупку и рассчитываться за купленный товар. Запрещается продажа несовершеннолетним лицам алкогольных напитков, пива, табачных изделий, игральных карт, зажигалок, ядохимикатов и горючих жидкостей.
28. При продаже товаров наборами, скомплектованными в торговом предприятии, покупатель вправе потребовать, а продавец не вправе отказать в продаже отдельных товаров из набора (кроме наборов фабричного изготовления).
29. Предприятие обязано выдавать вместе с покупкой отпечатанный контрольно-кассовой машиной чек за покупку, подтверждающий исполнение обязательств по договору купли-продажи между покупателем и данным предприятием.
При продаже технически сложных и других непродовольственных товаров, которые в случае выхода из строя в период гарантийного срока могут быть возвращены в магазин, покупателю выписывается товарный чек с указанием в нем названия (номера) магазина, наименования и сорта (артикула) изделия, цены, даты продажи и фамилии продавца. Товарный чек выписывается в двух экземплярах, один из которых передается покупателю, дополнительная стоимость за товарный чек не взимается. В техническом паспорте на изделие также проставляется дата и год продажи, штамп магазина, фамилия продавца.
Обмен купленных в розничной торговой сети непродовольственных товаров надлежащего качества или возврат денег покупателям производится в соответствии со ст.23 Закона Российской Федерации "О защите прав покупателей". В случае приобретения товара с недостатками обмен их осуществляется согласно ст.ст. 17-21 этого Закона.
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов (кислотность, жирность, бактериологическое обсеменение, наличие посторонних примесей, солей тяжелых металлов, пустоты на разрезе и др.), несоответствия наименованию или сорту, по которым они были проданы.
30. Неоплаченный товар может храниться на контроле не более одного часа. В отдельных случаях этот срок может быть продлен администрацией предприятия до двух часов, о чем должна быть сделана отметка администрацией.
31. Покупателям должна быть предоставлена возможность оставить на хранение оплаченные крупногабаритные и тяжеловесные товары на срок не более суток, а строительные материалы по соглашению с администрацией - до трех суток. Эти товары с табличкой "продано" хранятся по сохранной квитанции отдельно от непроданных товаров без взимания платы за их хранение.
32. Предприятие обязано предоставить необходимую информацию о товаре в соответствием со ст.8 Закона Российской Федерации "О защите прав покупателей".
33. Товары, поступившие в нерасфасованном виде, предварительно расфасовываются в зависимости от свойств товаров и упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную и оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару, коробки и т.д.
На упаковке указываются наименование и сорт товара, вес нетто, цена (с упаковкой), дата фасовки. На товарах, фасуемых на электронных весах, цена товара и упаковки указываются раздельно.
34. При необходимости некоторые товары могут продаваться в зале самообслуживания через прилавок. При этом продавец указывает на упаковке стоимость покупки для последующей оплаты в едином узле расчета.
35. В торговом зале товары размещаются на горках, вешалках, кронштейнах, консолях, поддонах, в таре-оборудовании, корзинах, холодильном оборудовании, кассетах и другом оборудовании, обеспечивающем показ всего имеющегося ассортимента товаров и удобства покупателям для ознакомления и выбора их.
36. Предприятия должны быть обеспечены необходимым инвентарем для отбора покупателями товаров.
37. Работники предприятия самообслуживания не должны требовать от покупателей при входе в торговый зал предприятия предъявления приобретенных в других предприятиях товаров, а при выходе не должны проверять правильность оплаты покупки и осматривать личные вещи. Покупатель должен предупредить работников предприятия о наличии идентичного товара, приобретенного в другом предприятии.
38. Денежные расчеты с населением за товары осуществляются с обязательным применением контрольно-кассовых машин, за исключением случаев, предусмотренных "Перечнем отдельных категорий предприятий (в том числе физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в случае осуществления ими торговых операций или оказания услуг), организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин", утвержденным постановлением Совета Министров Удмуртской Республики от 18 октября 1993 года N 436 и внесенных дополнений и изменений к данному постановлению от 8 апреля 1994 года N 186.
Контрольно-кассовые машины должны быть зарегистрированы в налоговых органах по месту нахождения предприятий торговли в установленном порядке.
39. Деньги за товары получают кассиры контрольно-кассовых машин, продавцы-кассиры, в предприятиях самообслуживания контролеры-кассиры.
40. Расчеты с покупателем производятся в следующем порядке:
- кассир, контролер-кассир четко называет сумму полученных денег и кладет их отдельно на виду у покупателя;
- печатает чек на контрольно-кассовой машине;
- объявляет покупателю общую стоимость покупок;
- называет сумму причитающейся покупателю сдачи и выдает ее вместе с чеком;
- после окончательного расчета кладет полученные от покупателя деньги в кассовый ящик.
41. Запрещается предлагать покупателю вместо сдачи денег какие-либо товары или требовать от него самому разменивать деньги.
42. Расчет за все товары, приобретенные в продовольственных предприятиях самообслуживания, производится только в едином узле расчета.
В зале самообслуживания рекомендуется устанавливать специальные кассы для расчета за покупки, состоящие из одного-двух предметов. В непродовольственных предприятиях самообслуживания расчеты производятся в едином узле расчета или кассах, установленных в местах выхода покупателей.
43. При поступлении от покупателя претензии по расчетам кассир, контролер-кассир обязан сообщить об этом администрации предприятия.
Возврат из кассы денег покупателям производится в установленном порядке по разрешению администрации.
44. Покупатель имеет право:
- на помощь в выборе товаров, консультацию о его свойствах, назначении, способах ухода, порядке эксплуатации и демонстрацию отдельных товаров в действии;
- проверять цену товара (по сопроводительным документам), правильность веса и меры отпущенных товаров, их качество самостоятельно или по его просьбе с помощью работника магазина, а также правильность показания весоизмерительных приборов;
- требовать соблюдения положений Правил и других нормативных актов, регулирующих работу в части, затрагивающей интересы покупателей;
- требовать организации процесса продажи товаров, направленного на ликвидацию очередей;
- оставить на хранение отобранные или оплаченные товары на срок, указанный в п.28, 29 настоящих Правил;
- в предприятиях, реализующих товары в стеклотаре, требовать приемки стеклянной тары из-под купленных товаров, на которую установлены залоговые цены, и возврата этой суммы;
- вносить в книгу отзывов и предложений замечания и предложения по качеству и порядку обслуживания покупателей.
45. В соответствии с гражданским законодательством, нормативными актами при выборе и покупке товара покупатель обязан:
- соблюдать санитарные, противопожарные и другие требования. Не входить в магазин в пачкающей одежде, с животными, громоздкими предметами, не курить в торговом зале;
- производить отбор продовольственных товаров без упаковки только с помощью соответствующего инвентаря;