В целях устойчивого развития Удмуртской Республики и решения транспортных проблем необходимо создание развитой транспортной инфраструктуры с выносом транзитных потоков за границы населенных пунктов и обеспечение высокого уровня сервисного обслуживания автомобилистов.
При разработке схем территориального планирования, генеральных планов городов и поселений следует предусматривать единую систему транспорта и улично-дорожной сети в увязке с планировочной структурой городов, поселения и прилегающей к нему территории, обеспечивающую удобные быстрые и безопасные связи со всеми функциональными зонами, другими поселениями. При этом необходимо учитывать особенности территорий как объектов проектирования.
36. Внешний транспорт:
1) Автомобильный транспорт:
а) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (земляное полотно, дорожная одежда и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог;
автомобильные дороги в зависимости от расчетной интенсивности движения и их хозяйственного и административного значения подразделяются на Iа, Iб, Iв, II, III, IV-а, IV-а IV-в и V категории. Категория автомобильной дороги, а также ее параметры назначаются в соответствии с ГОСТ Р 52398-2005 "Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования" и СНиП 2.05.02-85* "Автомобильные дороги", в соответствии с РСН-88 "Проектирование и строительство автомобильных дорог в Нечерноземной РСФСР" в части, не противоречащей ГОСТ Р 52398-2005;
б) прокладку трасс автомобильных дорог следует выполнять с учетом минимального воздействия на окружающую среду. Не допускается прокладка трасс по зонам особо охраняемых природных территорий. Вдоль рек, озер и других водных объектов трассы следует прокладывать за пределами установленных для них защитных зон. В районах размещения санаториев, домов отдыха, пансионатов, загородных детских учреждений и т.п. трассы следует прокладывать за пределами установленных вокруг них санитарных зон. По лесным массивам трассы следует прокладывать по возможности с использованием просек и противопожарных разрывов;
в) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения I, II, III категорий следует проектировать в обход населенных пунктов. При обходе населенных пунктов дороги по возможности следует прокладывать с подветренной стороны;
г) автомобильные дороги I - III категорий следует, как правило, прокладывать в обход населенных пунктов с устройством подъездов к ним. В целях обеспечения в дальнейшем возможной реконструкции дорог расстояние от бровки земляного полотна до линии застройки населенных пунктов следует принимать в соответствии с их генеральными планами, но не менее 200 м;
д) ширина полос отвода и размеры участков земель, отводимых для автомобильных дорог и транспортных развязок, определяются в зависимости от категории дорог, количества полос движения и других условий в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от второго сентября 2009 года N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса";
е) для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов, устанавливаются придорожные полосы. В зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере:
семидесяти пяти метров - для автомобильных дорог первой и второй категорий;
пятидесяти метров - для автомобильных дорог третьей и четвертой категорий;
двадцати пяти метров - для автомобильных дорог пятой категории;
ста метров - для участков автомобильных дорог общего пользования, построенных для объездов городов с численностью населения до двухсот пятидесяти тысяч человек;
ста пятидесяти метров - для участков автомобильных дорог, построенных для объездов городов с численностью населения свыше двухсот пятидесяти тысяч человек;
ж) объекты дорожного сервиса являются важной составной частью благоустройства дороги. Он представляет собой совокупность предприятий и сооружений, обеспечивающих полное обслуживание автомобильного движения по дороге, создающих удобства проезжающим, способствующих повышению безопасности движения и эффективности работы автомобильного транспорта;
з) объекты дорожного сервиса включают в себя здания, строения, сооружения, иные объекты, предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути следования (автозаправочные станции, автостанции, автовокзалы, гостиницы, кемпинги, мотели, пункты общественного питания, станции технического обслуживания, подобные объекты, а также необходимые для их функционирования места отдыха и стоянки транспортных средств);
и) объекты дорожного сервиса следует размещать в составе единого комплекса. Расстояние между ними и состав следует принимать на основе экономических и статических изысканий, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от двадцать девятого октября 2009 года N 860 "О требованиях к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода";
к) размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода и придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов;
л) остановочные и посадочные площадки и павильоны для пассажиров следует предусматривать в местах автобусных остановок.
Ширину остановочных площадок следует принимать равной ширине основных полос проезжей части, а длину - в зависимости от числа одновременно останавливающихся автобусов, но не менее 13 м.
Автобусные остановки на дорогах I-а категории следует располагать вне пределов земляного полотна и в целях безопасности их следует отделять от проезжей части.
Автобусные остановки на дорогах I категории следует располагать одну против другой, а на дорогах II - V категорий их следует смещать по ходу движения на расстояние не менее 30 м между ближайшими стенками павильонов.
На дорогах I - III категорий автобусные остановки следует назначать не чаще чем через 3 км, а в курортных районах и густонаселенной местности - 1,5 км;
м) площадки отдыха следует предусматривать через 15 - 20 км на дорогах I и II категорий, 25 - 35 км на дорогах III категории и 45 - 55 км на дорогах IV категории.
На территории площадок отдыха могут быть предусмотрены сооружения для технического осмотра автомобилей и пункты торговли.
Вместимость площадок отдыха следует рассчитывать на одновременную остановку не менее 20 - 50 автомобилей на дорогах I категории при интенсивности движения до 30000 физ. ед./сут., 10 - 15 - на дорогах II и III категорий, 10 - на дорогах IV категории. При двустороннем размещении площадок отдыха на дорогах I категории их вместимость уменьшается вдвое по сравнению с указанной выше;