Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 02 июля 2012 года № 275
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
НА 2012-2015 ГОДЫ
I.Паспорт
Республиканской целевой программы развития образования
Удмуртской Республики на 2012-2015 годы
Наименование Программы | Республиканская целевая программа развития образования Удмуртской Республики на 2012-2015 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 22 августа 2011 года № 678-р «О разработке Республиканской целевой |
Государственный заказчик Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Разработчик проекта Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство образования и науки Удмуртской Республики |
Цели Программы | 1. Повышение доступности и качества образовательных услуг и совершенствование государственной системы управления дошкольного и общего образования. |
Задачи Программы | 1. Создание условий для обеспечения качества и доступ- ности образовательных услуг в сфере дошкольного, общего и дополнительного образования. 2. Развитие региональных систем оценки качества образования и государственно-общественного управления образованием. 3. Формирование инновационной позиции педагоги-ческих работников. 4. Формирование системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. 5. Совершенствование деятельности образовательных учреждений для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. 6. Развитие единой информационной образовательной среды, системы дистанционного обучения. 7. Совершенствование и развитие спортивной базы образовательных учреждений для занятий физической культурой и спортом с учетом индивидуальных особенностей детей. 8. Развитие материально-технического оснащения образовательных учреждений с учетом требований федеральных государственных образовательных стандар- тов общего образования |
Целевые индикаторы Программы | 1. Доля общеобразовательных учреждений, соответствую- щих минимальным требованиям оснащенности в соответствии с требованиями ФГОС (проценты). 2. Доля образовательных учреждений дошкольного образования, перешедших на ФГТ (проценты). 3. Доля учащихся начального общего образования, обучающихся по учебным программам, соответствующим ФГОС НОО (проценты). 4. Доля общеобразовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обучения по общеобразовательным программам в дистанционной форме (проценты). 5. Доля обучающихся, успешно сдавших единый государственный экзамен (проценты). 6. Количество действующих республиканских экспери-ментальных площадок (штуки). 7. Доля обучающихся, ставших призерами и победи-телями всероссийской олимпиады школьников, из общего количества участников (заключительный этап) (проценты). 8. Количество разработанных примерных программ по предметам этнокультурного и регионального содержания в соответствии с ФГОС (штуки). 9. Доля детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устроенных на воспитание в семьи (усыновление или удочерение) (проценты). 10. Соотношение детей, занимающихся в учреждениях дополнительного образования, от общего количества учащихся (проценты) 11. Доля базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования. (в ред. постановления Правительства УР от 7 ноября 2013 года № 494) |
Сроки и этапы реализации Программы | Срок реализации Программы - 2012-2015 годы. |
Объемы и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 1 020 891,06 тыс. рублей, в том числе 256 559,30 тыс. рублей - из федерального бюджета: 2012 год - 207 099,30 тыс. рублей; 2013 год - 43 460,00 тыс. рублей; 2014 год - 3 000,00 тыс. рублей; 2015 год - 3 000,00 тыс. рублей. Ориентировочный объем средств из бюджета Удмуртской Республики для реализации Программы в 2012-2015 годы составит 764 331,76 тыс. рублей: 2012 год - 143 341,28 тыс. рублей; 2013 год - 191 788,50 тыс. рублей; 2014 год -214 166,38 тыс. рублей; РЦП «Развитие информационного общества в Удмурт-ской Республике (2011-2015 годы)» - 203 500,00 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 3400,00 тыс. рублей; 2013 год - 62 600,00 тыс. рублей; 2014 год - 67 200,00 тыс. рублей; 2015 год - 70 300,00 тыс. рублей. Подпрограмма «Ребенок и образование» РЦП «Дети Удмуртии (2009-2012 годы)» - 800,00 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 800,00 тыс. рублей; 2013 год - 0,00 тыс. рублей; 2014 год - 0,00 тыс. рублей; 2015 год - 0,00 тыс. рублей. РЦП развития образования Удмуртской Республики на 2012-2015 годы - 2 910, 00 тыс. рублей, в том числе: 2012 год - 0,00 тыс. рублей; 2013 год - 970,00 тыс. рублей; 2014 год - 970,00 тыс. рублей; 2015 год - 970,00 тыс. рублей. Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию программы могут быть сокращены либо ее реализация может быть досрочно прекращена в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий Программы могут привлекаться иные источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической | 1. Обучение учащихся начального общего образования по учебным программам, соответствующим ФГОС НОО. 2. Создание региональной системы оценки качества образования. 3. Создание в образовательных учреждениях современ-ной образовательной среды. 4. Создание условий для развития одаренных учащихся. 5. Переход всех учреждений дошкольного образования на ФГТ. 6. Внедрение новых форм дошкольного образования. 7. Создание условий для удовлетворения этнокультурных образовательных потребностей учащихся. 8. Создание условий для социальной адаптации детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 9. Обеспечение современного качества, доступного и эффективного дополнительного образования детей. Социальная эффективность Программы: 1. Создание дополнительной правовой, организационной, информационной и материально-технической основы для инвестиций в детей - главного человеческого ресурса, обеспечивающего устойчивое развитие Удмуртской Республики. 2. Повышение уровня доступности общего образования, соответствующего требованиями ФГОС общего образования. 3. Внедрение в образовательные учреждения республики федеральных государственных образовательных стандар-тов и федеральных государственных требований. 4. Повышение качества знаний обучающихся по итогам проведения государственной (итоговой) аттестации на ступени основного и среднего (полного) общего образования с использованием механизмов независимой системы оценки. 5. Создание современной информационной образова-тельной среды, способствующей повышению компетент-ности населения республики в использовании информа-ционных технологий, что позволит повысить их качество жизни. 6. Увеличение количества обучающихся из разных социальных групп, охваченных различными формами обучения и воспитания. Экономическая эффективность: 1. Снижение потребности в затратах на решение ряда социальных вопросов. 2. Расширение форм дошкольного образования. Бюджетная эффективность: 1. Увеличение относительной доли детей, оставшихся без попечения родителей, направляемых на воспитание в семьи граждан. 2. Привлечение дополнительных средств для реализации способностей, таланта, одаренности детей на мероприя-тиях международного, всероссийского или окружного уровня. 3.Уменьшение количества подростков, направляемых в социально-реабилитационные или исправительные учреждения |
II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами
Государственная политика в области образования направлена на сохранение и развитие системы образовательных учреждений, их общедоступности для населения, стимулирование развития новых форм образования и воспитания в соответствии с потребностями населения, общества и государства. В условиях отсутствия программно-целевых действий будет усиливаться неравенство доступа к качественному образованию, что станет одним из факторов, осложняющих складывающееся социальное неравенство.
В особенности это касается дошкольного образования, которым в 2010 году в республике охвачено 77,1% детей дошкольного возраста. С учетом социально-демографических тенденций развития Удмуртской Республики и для удовлетворения образовательных запросов родителей ежегодно принимаются меры по увеличению дошкольных мест. На начало 2011 года в очереди в детские сады в республике стоит более 30 тысяч человек (в том числе в возрасте 3-7 лет около 2000 человек), наиболее сложная ситуация сложилась в городах Воткинске, Ижевске, Можге, в Балезинском, Завьяловском, Игринском, Кезском, Кизнерском районах.
Наибольшее количество нуждающихся в местах детей дошкольного возраста проживает в центрах сельских муниципальных образований. При этом отдалённые образовательные учреждения, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, заполнены наполовину. В дошкольных учреждениях республики норматив предельной численности воспитанников превышен в среднем на 6%, в 61% образова-тельных учреждений предельная численность контингента воспитанников превышена на 11,8%. Такая дифференциация уже с дошкольного уровня является риском усиления социального расслоения при получении качественного образования.
Без проведения комплексных программно-целевых мероприятий по оценке эффективности муниципальных систем дошкольного образования и организации целевого мониторинга обеспеченности детей дошкольным образованием с созданием банка данных неорганизованных детей в населённых пунктах, не имеющих дошкольных образовательных учреждений, запросы населения на дошкольную образовательную услугу значительно превысят возможности инфраструктуры дошкольного образования.
Для обеспечения равных стартовых возможностей готовности граждан к получению начального общего образования прорабатываются законодательные инициативы, обеспечивающие обязательность образования детей старшего дошкольного возраста.
Реализация инициативы «Наша новая школа» закладывает основы обеспечения прав граждан на выбор образовательного учреждения, дающего современное качественное общее образование. Результаты государственной итоговой аттестации обучающихся республики, участие их в международных сравнительных исследованиях свидетельствуют о наличии определенных проблем качества общего образования. В частности, школьники республики демонстрируют достаточно высокий уровень владения предметными знаниями, но значительно хуже умеют применять эти знания на практике, использовать в различных продуктивных видах деятельности.
Законом Российской Федерации «Об образовании» введены изменения в понятие и структуру государственного образовательного стандарта. Воспитание и развитие личности оценивается как конечный результат освоения образовательных программ. Таким образом, система воспитания требует поиска современных подходов, методов, форм воспитательной работы, смены приоритетов в соответствии с современной ситуацией и потребностями общества. Воспитание представителей подрастающего поколения как граждан правового, демократического государства, способных к созидательному решению личных и общественных проблем в условиях гражданского общества и быстроизменяющегося мира приобретает особое звучание в реализации инициативы «Наша новая школа».
Развитая система дополнительного образования и активизация работы классных руководителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» способствовали снижению числа учащихся, состоящих на учете в образовательных учреждениях и органах внутренних дел, в среднем на 25%. В течение 5 лет в республике значительно снизилось число учащихся, состоящих на учете в наркологическом диспансере, снижается количество преступлений, совершенных несовершеннолетними.
Наряду с положительными тенденциями и успехами в системе дополнительного образования необходимо решить следующие проблемы: слабо учитываются интересы подростков, стремящихся освоить новые формы деятельности, популярные в детской и молодежной среде, лишь 46,3% детей активного возраста (от 10 до 14 лет) на начало 2011 года заняты дополнительным образованием, значительно снижается численность обучающихся, занимающихся в объединениях и научных обществах технической направленности. За пять лет произошло снижение численности детей, занятых в объединениях и научных обществах технического направления на 3,6% (2005 г. - 11,8%; 2010 г. - 8,2%). Низкие материально-технические возможности работы в системе дополнительного образования и недостаточный уровень информатизации не позволяют создать единое образовательное пространство для исследовательской и самостоятельной работы учащихся, а также привлечь молодые кадры, способные заниматься с детьми наиболее популярными и востребованными среди них видами деятельности.
Серьёзной проблемой республиканского образования является несформированность системы целенаправленной работы с одаренными детьми и талантливой молодежью. При этом недостаточно используются возможности высших учебных заведений, научных учреждений, учреждений дополнительного образования детей.
Не обеспечено выполнение положения инициативы «Наша новая школа» по созданию в каждом общеобразовательном учреждении условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Вопросы развития инклюзивного образования в образовательных учреждениях республики находятся в стадии становления.
Возможности общеобразовательных учреждений в реализации профилактических программ по здоровому образу жизни, проведении занятий физической культурой и спортом с учетом индивидуальных особенностей детей, реализации программ с использованием здоровьесберегающих технологий весьма ограничены с учетом низкого уровня развития их спортивной базы.
Федеральными государственными образовательными стандартами определены требования к условиям реализации образовательных программ общего образования. Материально-техническое оснащение (учебное, спортивное и техническое оборудование) должно соответствовать современным требованиям для осуществления образовательного процесса, активной деятельности, отдыха, питания и медицинского обслуживания обучающихся. Освещенность и воздушно-тепловой режим рабочих и учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности участников образовательного процесса.
На уровне отдельных образовательных учреждений сегодня отсутствуют четко сформулированные среднесрочные и долгосрочные перспективы развития образовательных программ. В части управления имущественным комплексом не определена политика материально-технического оснащения учреждений. Отсутствие программно-целевого подхода в решении данных вопросов приводит к нерациональному использованию ресурсов, невыполнению технологических условий (требований) к эксплуатации зданий, сооружений, инженерных сетей, оборудования и др. и увеличению неэффективных затрат на обеспечение функционирования образовательного учреждения.
В республике осуществлено подключение всех общеобразовательных школ к сети Интернет, но при этом процесс эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в сфере образования и электронных образовательных ресурсов носит в сегодняшней образовательной и управленческой практике большей частью эпизодический характер. Единая информационная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана на всех уровнях образования. Решением этой проблемы являются мероприятия Программы по созданию технических и технологических условий, позволяющих обучающимся и учителям получать эффективный доступ к источникам достоверной информации по всем отраслям науки и техники, широко использовать новые электронные образовательные ресурсы и пособия в процессе обучения, в том числе дистанционного.
В условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты общего образования, с развитием вариативного и профильного обучения на первый план выходит проблема обеспечения общеобразовательных учреждений учебниками и учебными изданиями с учетом особенностей этнических и национально-культурных потребностей обучающихся. В 2010 году обеспеченность учебниками школ республики составила только 43%. Наличие вариативных учебных планов, а также программ, методических пособий и учебников по удмуртскому языку, истории и культуре Удмуртской Республики создает возможности для реализации компонента образовательного учреждения и способствует формированию установок толерантного поведения учащихся в полиэтнической среде, формированию отношений конструктивного диалога и сотрудничества.
В целях обеспечения нового качества и эффективности образования особую актуальность приобретают вопросы совершенствования профессионализма педагогических кадров, использования ими современных образовательных и информационных технологий. Остается острой проблема «старения» педагогических кадров - в отрасли работает 3478 педагогических работников пенсионного возраста (9,9%). В связи с увольнением педагогов, в основном по причине выхода их на пенсию, почти в 2 раза увеличилось по сравнению с прошлым годом количество вакансий: по состоянию на начало 2011 года в образовательных учреждениях республики 532 вакансии по педагогическим должностям. Прогноз на следующий учебный год еще более тревожный - 992 вакансии. Наиболее сложная ситуация с укомплектован-ностью педагогическими кадрами дошкольных образовательных учреждений г. Ижевска - 305 вакансий. Одним из решений проблемы должно стать привлечение в образование молодых педагогов.
Все это затрудняет формирование инновационной позиции учителя, системы его взглядов и установок в соответствии с задачами, стоящими перед современной школой. Большинство из них вследствие традиционного уровня образования передают учащимся и студентам предметное содержание прежнего мировоззрения, что является одной из причин подготовки выпускников, не защищенных на рынке труда. Для решения вопросов совершенствования кадрового состава отрасли «образование» необходима система программных мероприятий и комплексный подход в решении вопросов внедрения системы моральных и материальных стимулов поддержки учителей республики.
Для осуществления мониторинга функционирования и развития сферы образования, создания надежной информационной базы и обеспечения адекватной самооценки результатов, необходимо определить единые концептуальные подходы к формированию региональной системы оценки качества образования, определению тенденций развития республиканской системы образования. Введение в практику работы комплексной системы показателей развития системы образования позволит скоординировать работу различных структур и будет способствовать повышению ответственности их руководителей за экономическое состояние учреждений и уровня их конкурентоспособности.