Недействующий

                                                                                                 
ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 02 июля 2012 года № 289
г. Ижевск

Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы»

____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 января 2015 года на основании постановления Правительства УР от 22.06.2015 N 310.
____________________________________________________________________

(с изменениями на 15 марта 2013 года)


________________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 11 января 2013 года № 5

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 марта 2013 года № 104

________________________________________________________________

Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1.  Утвердить прилагаемую ведомственную целевую программу «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы».

2.  Определить заказчиком ведомственной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы» Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики.


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 02 июля 2012 года № 289

      

Ведомственная целевая программа

«Развитие потребительской кооперации

Удмуртской Республики на 2013-2015 годы»


I. Паспорт ведомственной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы»

Наименование  Программы

Ведомственная целевая программа «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 23 апреля 2012 года № 316-р «О разработке проекта ведомственной целевой программы «Развитие потребительской кооперации Удмуртской Республики на 2013-2015 годы»

Заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Исполнители  Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, организации потребительской кооперации Удмуртской Республики (далее - организации потребительской кооперации)

Цели Программы

   Целями Программы являются:

   повышение уровня жизни сельского населения путем создания условий для развития потребительской кооперации;

   техническая и технологическая модернизация организаций потребительской кооперации;

   создание экономически эффективных и инвестиционно привлекательных предприятий по переработке закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, обеспечение выпуска высококачественной и конкурентной продукции;

   развитие несельскохозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации - торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг общественного питания, предоставление услуг на рынках;

   обеспечение организациями потребительской кооперации закупа сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья у населения;

   повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации;

   развитие социальных направлений деятельности организаций потребительской кооперации

Задачи Программы        














   Основными  задачами Программы являются:

   приобретение нового оборудования для модернизируемых предприятий потребительской кооперации, обеспечивающего высокое качество продукции, экономию энергоресурсов и выпуск новых видов продукции;

   строительство новых и реконструкция действующих предприятий потребительского рынка (торговых, общественного питания, бытового обслуживания)  на селе;

  обеспечение населения товарами первой необходимости в  отдаленных поселениях;

  увеличение обеспеченности населения, желающего заняться откормом  животных и птицы, молодняком скота и птицы, комбикормами, ветпрепаратами;

   увеличение организациями потребительской кооперации объемов закупок сельхозпродукции и сырья у населения;

   увеличение совокупного объема  деятельности организаций потребительской кооперации

Целевые индикаторы Программы (в ред. постановления Правительства УР от 11 января 2013 года № 5)

1. Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации:

2013 год -  12212 млн. рублей;

2014 год - 12837 млн. рублей;

2015 год - 13616 млн. рублей.

2. Заготовительный оборот организаций потребительской кооперации:

2013 год -  920 млн. рублей;

2014 год -  950 млн. рублей;

2015 год - 1000 млн. рублей.

3. Оплата населению за закупленную сельскохозяйственную продукцию:

2013 год - 780 млн. рублей;

2014 год - 810 млн. рублей;

2015 год - 840 млн. рублей.

4. Объем выручки от реализации продукции пищевых и перерабатывающих производств:

2013 год - 1100 млн. рублей;

2014 год - 1150 млн. рублей;

2015 год - 1200 млн. рублей.

5. Повышение занятости сельского населения и создание новых рабочих мест, всего:

2013 год - 150;

2014 год - 150;

2015 год - 200;

в том числе:

в заготовительной деятельности :

2013 год - 45;

2014 год - 50;

2015 год - 60;

в пищевом и перерабатывающем производстве:

2013 год - 22;

2014 год  - 40;

2015 год - 55.

Сроки реализации Программы

2013 - 2015 годы

Объемы и источники финансирования Программы     (в ред. постановления Правительства УР от 11 января 2013 года № 5)

Общий объем финансирования Программы на 2013-2015 годы составляет 416,2 млн. рублей, в том числе:

за счет средств бюджета Удмуртской Республики -                   73,0 млн. рублей, из них:

2013 год - 22 млн.рублей,

2014 год - 23 млн.рублей,

2015 год - 28 млн.рублей;   

за счет иных источников финансирования (в соответствии с законодательством) - 343,2 млн. рублей, из них:

2013 год - 128,7 млн.рублей,

2014 год - 113,8 млн.рублей,

2015 год - 100,7 млн.рублей.

Предполагаемые объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной  корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на очередной финансовый год и на плановый период.

Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики на указанные цели.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении, начиная с очередного финансового года, бюджетных ассигнований на реализацию  Программы или о досрочном прекращении ее реализации  в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики.     

Ожидаемые результаты реализации Программы

Повышение уровня занятости населения за счет расширения видов деятельности, открытия новых предприятий, оказания дополнительных услуг и создания за период 2013-2015 годов около 500 новых рабочих мест.

Увеличение совокупного объема деятельности организаций потребительской кооперации к 2016 году до 13,6 млрд. руб. (в 1,2 раза).

Техническая и технологическая модернизация существующих и строительство новых заготовительных, перерабатывающих и торговых предприятий, обеспечение роста закупок сельхозпродукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, рост переработки сельскохозяйственной продукции, качественное улучшение  торгового, бытового обслуживания населения организациями потребительской кооперации.

   Существенное повышение доходности организаций потребительской кооперации, увеличение налоговых отчислений


II. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами

Деятельность организаций потребительской кооперации  регламентируется Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации». В соответствии со статьей 116 Гражданского кодекса Российской Федерации потребительские общества и их союзы  являются некоммерческими организациями, которые созданы и осуществляют свою деятельность для удовлетворения материальных и иных потребностей их участников.

Более 120 лет тому назад первые потребительские кооперативы начали осуществлять свою деятельность на территории республики. В настоящее время  организации потребительской кооперации республики представлены, в основном, потребительскими обществами, которые  осуществляют свою деятельность на территории всех районов республики. Союз потребительских обществ Удмуртской Республики объединяет 29 потребительских обществ, куда входят 1151 предприятие торговли, 198  предприятий общественного питания, 18 хлебозаводов, 3 пищекомбината, консервный завод и более 100 цехов по производству продукции, 41 объект заготовок, 2 зверохозяйства, учебное заведение.

В потребительской кооперации работает более 9 тысяч человек (2% сельского населения), 150,8 тысяч жителей Удмуртской Республики являются пайщиками.

Потребительская кооперация республики многие годы сохраняет единство и целостность структуры, традиционно является социально ответственной системой и существенной частью социально-экономической инфраструктуры сельских территорий, вносит весомый вклад в экономику и продовольственное обеспечение  Удмуртской Республики.

Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации за 2011 год составил 10,8 млрд. руб., налоговые отчисления в бюджеты всех уровней - более 810 млн. руб.  

Являясь многоотраслевой структурой,  потребительская кооперация республики осуществляет закупки и переработку сельскохозяйственной продукции, обеспечивает торговое и бытовое обслуживание 500 тыс. человек, или 30% населения республики, проживающего более чем в 1,7 тыс. населенных пунктах.

Наибольшее социальное значение для восстановления села, развития сельской инфраструктуры и обеспечения занятости сельского населения имеет заготовительная отрасль потребкооперации. Объем заготовительного оборота достиг в 2011 году 855 млн. руб., выплачено  населению  за сданную  сельхозпродукцию 710  млн. руб. Развивая заготовительную деятельность, организации потребительской кооперации обеспечивают рост производства сельскохозяйственной продукции и занятости сельского населения.  Создавая условия для альтернативной занятости сельского населения через закупку, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья, можно сказать, что потребительская кооперация предоставляет работу прямо на подворьях и является источником доходов (в размере не менее чем среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельском хозяйстве) для более чем 10 тысяч человек трудоспособного населения.

Закупки молока от населения ведутся в 468 приемных пунктах, его доставляют на перерабатывающие предприятия 25 специализированных молоковозов. В 20 районных потребительских обществах работают убойные пункты, в которых забито в 2011 году более 6 тыс. голов скота.

В 2011 году продано  населению молодняка поросят, телят 11,6 тыс. голов, птицы 99,1 тыс. штук.  

На территории Удмуртской Республики существует 146 тыс. личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств, производящих сельскохозяйственную продукцию на 15 млрд. руб.,  многие из них испытывают трудности при реализации продукции собственного производства, особенно картофеля и овощей. В настоящее время закупочной деятельностью потребкооперации охвачена только половина личных подсобных хозяйств региона, процент освоения  товарных ресурсов молока  и  мяса составил 33%, картофеля и овощей - до 15%.  Дальнейшая работа с подворьями будет способствовать развитию закупок.    

Более 70% закупленной сельскохозяйственной и дикорастущей продукции перерабатывается на собственных предприятиях и реализуется в системе потребительской кооперации.

Кооперативная  промышленность  - это годовой объем выработки около 22 тысяч тонн хлеба и хлебобулочных  изделий,  3 млн. условных банок овощных и фруктовых  консервов, 1,8 тыс. тонн колбасных изделий и мясных полуфабрикатов, 2,9 тыс. тонн кондитерских изделий, около 650 тыс. декалитров безалкогольных напитков и минеральной воды, 450 тонн рыбной продукции, 1,6 тыс. тонн переработанного молока.  Ежегодно осваивается производство новых видов продукции. Предприятиями промышленности и общественного питания увеличен в 1,2 раза выпуск полуфабрикатов - их выработано  на 230 млн. руб., в том числе  мясных полуфабрикатов из закупленного у сельхозтоваропроизводителей мяса - более 1,4 тыс. тонн.

Доля товарооборота организаций потребительской кооперации  в объеме продаж районов республики составляет от 30 до 60 процентов.

Увеличивается количество магазинов по торговле непродовольственными   товарами, открываются специализированные магазины («Подворье», «Товары для дома», «Стройматериалы», «Товары для детей»), организован отпуск товаров в кредит.

Создан а и успешно развивается сетевая структура, насчитывающая на  сегодняшний день 25 супермаркетов «Радамир».

Обеспечение сельского населения необходимым комплексом товаров и услуг осуществляют 1151 предприятие торговли, из них в сельских поселениях (без административных центров районов) - около 850 магазинов, из которых половина убыточны. Тем не менее, в целях недопущения ухудшения качества жизни населения организации потребительской кооперации продолжают их содержать. Во многих случаях потребительская кооперация является единственным поставщиком товаров первой необходимости для жителей малонаселенных и отдаленных пунктов, которые не интересны как экономически невыгодные для других представителей торгового бизнеса. Обслуживание населенных пунктов, не имеющих стационарной торговой сети, осуществляют 30 «Автомагазинов».

Основными причинами низкого уровня рентабельности в торговле (менее 1%) являются  высокие затраты по оказанию услуг и доставке товаров в отдаленные и труднодоступные населенные пункты.  

На сельских территориях Удмуртской Республики потребительская кооперация активно  осуществляет  другие виды деятельности, способствующие максимальному удовлетворению потребностей населения. К их числу относится деятельность аптек, ветеринарных киосков, парикмахерских, фотоателье, мастерских по ремонту обуви, бытовой техники и домашнего инвентаря, ремонту и пошиву одежды, реализация ритуальных товаров и др.

Подготовку специалистов со средним специальным и высшим образованием по 13 специальностям осуществляют Ижевский кооперативный техникум экономики, управления и права и Ижевский филиал Российского университета кооперации.

Ежегодно на содержание и развитие материально-технической базы потребительской кооперации расходуется более 150 млн. руб.

Необходимость развития организаций  потребительской кооперации, повышения эффективности их участия в реализации программ социально-экономического развития республики продиктована тем, что организации и предприятия имеют существенный потенциал для расширения закупок, переработки и реализации сельскохозяйственной продукции, повышения занятости населения, развития несельскохозяйственной деятельности (закуп дикорастущего и лекарственно-технического сырья, торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг на рынках), реализации проектов развития социальной инфраструктуры села.

В то же время ряд проблем, влияющих на развитие организаций, не позволяет потребительской кооперации республики наиболее полно использовать свой потенциал для увеличения занятости и доходов сельского населения, повышения качества жизни на селе.

Важными проблемами являются:

неблагоприятная демографическая ситуация на селе (миграционный отток и снижение доли трудоспособного населения), снижение уровня занятости населения, низкая покупательская способность (среднемесячная заработная плата населения, занятого в сельском хозяйстве, почти в два раза ниже уровня средней заработной платы по республике);

сезонность сельскохозяйственного производства, отвлечение на длительный период финансовых ресурсов под закупки, переработку и реализацию  продукции и сырья;

недостаточно развитая производственная инфраструктура по первичной  переработке и хранению сельскохозяйственной продукции и сырья, недостаточное техническое и технологическое оснащение  предприятий перерабатывающей промышленности, низкий уровень модернизации и обновления основных фондов;

отсутствие достаточного уровня  развития инженерной инфраструктуры - газоснабжения, водоснабжения, водоотведения;

отсутствие аккумулированных источников финансирования развития перспективных и конкурентоспособных организаций, крупномасштабных проектов, что тормозит формирование конкурентных преимуществ;

значительная удаленность и труднодоступность основной массы предприятий торгового и бытового обслуживания, в связи с чем деятельность предприятий, расположенных в глубинке, носит исключительно социальный характер;

дефицит  квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

Создание условий для ускоренных темпов роста всех отраслей деятельности, повышение конкурентности и финансовой устойчивости организаций становятся приоритетными направлениями кооперативной политики.

При соответствующей государственной поддержке, нормативной правовой базе и расширении доступа к источникам финансирования имеющиеся ресурсы  организаций будут задействованы полностью. Поэтому реализация данной Программы позволит и дальше формировать самодостаточную и интегрированную в потребительский рынок систему потребительской кооперации республики, способную влиять на социально-экономическое развитие села Удмуртской Республики.

На территориях сельских поселений республики, имеющих организации потребительской кооперации, развитие социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 30 мая 2011 года № 179 «Об утверждении схемы территориального планирования Удмуртской Республики».(в ред. постановления Правительства УР от 15 марта 2013 года № 104)    

III. Цели и задачи Программы с указанием сроков и этапов ее реализации

Программа разработана исходя из тесной взаимосвязи целей организаций потребительской кооперации и региональной социально-экономической политики, что вызывает необходимость совершенствования механизмов государственной поддержки потребительской кооперации, гарантированной действующим законодательством (Законом Российской Федерации от 19 июня 1992 года № 3085-1 «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»).

Целями Программы являются:

техническая и технологическая модернизация организаций потребительской кооперации;

создание экономически эффективных и инвестиционно привлекательных предприятий по переработке закупленной сельскохозяйственной продукции и дикорастущего сырья, обеспечение выпуска высококачественной и конкурентной продукции;

развитие несельскохозяйственной деятельности организаций потребительской кооперации  - торговое и бытовое обслуживание, оказание услуг общественного питания, предоставление услуг на рынках;

обеспечение организациями потребительской кооперации закупа сельскохозяйственной продукции, дикорастущего и лекарственно-технического сырья у населения;

повышение финансовой устойчивости организаций потребительской кооперации;

развитие социальных направлений деятельности организаций потребительской кооперации.  

Основными задачами Программы являются:

приобретение нового оборудования для модернизируемых предприятий потребительской кооперации, обеспечивающего высокое качество продукции, экономию энергоресурсов и выпуск новых видов продукции;

строительство новых и реконструкция действующих предприятий потребительского рынка (торговых, общественного питания, бытового обслуживания)  на селе;

обеспечение населения товарами первой необходимости в  отдаленных поселениях;

увеличение обеспеченности населения, желающего заняться откормом  животных и птицы, молодняком скота и птицы, комбикормами, ветпрепаратами;

увеличение организациями потребительской кооперации объемов закупок сельхозпродукции и сырья у населения;

увеличение совокупного объема  деятельности организаций потребительской кооперации.

В настоящее время организации потребительской кооперации поставлены в неравные экономические условия с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, поскольку те имеют доступ к субсидируемым кредитным ресурсам для  инвестиций, а организации потребкооперации нет.

Выполнению  Программы будет способствовать оказание государственной финансовой поддержки мероприятий по развитию материально-технической базы, модернизации оборудования и возмещение части транспортных расходов по доставке продовольствия в сельские магазины.

Поскольку мероприятия Программы являются переходящими на очередной год в течение всего срока ее реализации, то реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2013 - 2015 годы).

IV. «Целевые индикаторы и показатели эффективности, характеризующие результаты реализации Программы
(в ред. постановления Правительства УР от 11 января 2013 года № 5)


п/п

Наименование целевого
индикатора и показателя
эффективности

Единица измере-
ния

Прогноз

2012 год

2013 год

Плановый период

2014 год

2015 год

Целевые индикаторы

1.

Совокупный объем деятельности организаций потребительской кооперации

11592

12212

12837

13616

2.

Заготовительный оборот организаций потребительской кооперации, в том числе закупка:

млн.руб-лей

900

920

950

1000

                         мяса

тонн

5800

5800

5800

5800

                         молока

тонн

17700

17800

17900

18000

                         картофеля

тонн

8000

8000

8000

8000

                         овощей

тонн

3500

3500

3550

3600

3.

Оплата населению за закупленную сельскохояйственную продукцию,

млн.руб-лей

765

780

810

840

в том числе на одного человека

рублей

2250

2300

2400

2500

4.

Объем выручки от реализации продукции пищевых и перераба-тывающих производств

млн.руб-лей

1050

1100

1150

1200

5.

Повышение занятости сельского населения и создание новых рабочих мест, в том числе:

в заготовительной деятельности,

в пищевых и перерабатывающих производствах   

раб.мест

150



35

13

150



45

22

150



50

40

200



60

55

Показатели эффективности Программы

Социальные

1.

Прирост численности занятых:

в заготовительной деятельности

в пищевом и перераба-тывающем  производстве

(в процентах к уровню предыдущего года)



Сохранение уровня предыдущего года или рост в текущем году

Экономические

2.

Сальдированный финан-совый результат (чистая прибыль)

млн.руб-лей

155

160

160

170

3.

Прирост совокупного объема деятельности

млн.руб-лей

753

620

625

779

4.

Прирост выручки от реализации продукции пищевых и перераба-тывающих производств (в ценах предыдущего года)


%


   4


  4


   4


   4

5.

Розничный товарооборот торговой сети и общественного питания,

млн.руб-лей

7730

8000

8400

8800

в т.ч. продажа на одного человека

рублей

19200

19800

20800

21800

6.

Оказание платных услуг населению,

млн.руб-лей

110

112

115

118

в т.ч. бытовых услуг

млн.руб-лей

31

31

32

32

Бюджетные

7.

Объем платежей в бюджетную систему и внебюджетные фонды Российской Федерации

млн.руб-лей

835

860

885

920

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»