ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 02 мая 2012 года № 188
г. Ижевск
О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 277 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы»
Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Ведомственную целевую программу «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Удмуртской Республики от 28 сентября 2009 года № 277 «Об утверждении ведомственной целевой программы «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010-2012 годы», изложить в новой редакции согласно приложению.
Исполняющий обязанности Председателя
Правительства Удмуртской Республики -
И.И.Бикбулатов
Приложение
к постановлению Правительства
Удмуртской Республики
от 02 мая 2012 года № 188
Наименование | Ведомственная целевая программа «Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы» (далее - Программа) |
Основания для разработки Программы | Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы»; |
Заказчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Разработчик Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики |
Цели Программы | Целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих: |
Задачи Программы | 1. Реализация проектов по созданию и комплектации семейных животноводческих помещений в крестьянских (фермерских) хозяйствах. |
Целевые индикаторы и показатели Программы | 1. Рост объемов реализации продукции, произведенной гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, к предыдущему году в сопоставимых ценах: 2011 год - 5 процентов; 2. Валовое производство сельскохозяйственной продукции гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, в расчете на 100 га посевных площадей: |
Сроки реализации Программы | 2010 - 2012 годы |
Перечень основных мероприятий | 1. Предоставление субсидий на строительство, реконструкцию, модернизацию, капитальный ремонт животноводческих помещений. |
Объемы и источники финансирования | Общий объем финансирования Программы составляет |
Программы | из бюджета Удмуртской Республики - 43,280 млн. рублей, |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально - экономической эффективности | Последовательная реализация программных мероприятий Программы позволит к 2012 году обеспечить: |
Сельскохозяйственные реформы, проводимые в России в условиях перехода к рыночным отношениям, привели к новому этапу в истории развития малых форм хозяйствования. Малые формы хозяйствования представляют совокупность различных форм хозяйствования (сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, граждане, ведущие личное подсобное хозяйство) в сфере производства и обращения материальных благ и услуг, играющих значительную роль в рыночной экономике в связи со свойственными им определенными преимуществами.
Развитие личных подсобных хозяйств и появление первых крестьянских (фермерских) хозяйств стало самым заметным явлением в аграрной экономике России в девяностые годы XX века.
Сравнительный анализ работы фермерских хозяйств показал, что наиболее устойчивое экономическое положение имеют те из них, которые были созданы в 1990 - 1991 годах на достаточно крупных земельных участках с использованием льготного кредитования.
По итогам Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 января 2007 года в Удмуртской Республике насчитывалось 2446 крестьянских (фермерских) хозяйств (далее - КФХ), 286 индивидуальных предпринимателей (далее - ИП) и 215923 граждан, ведущих личное подсобное хозяйство (далее - ЛПХ). За ними закреплено 112,8 тыс. га пашни или 9 процентов общей площади пашни в Удмуртской Республике.
В 2009 году имело место сокращение роста объемов реализованной продукции в КФХ, ИП, ЛПХ к предыдущему году на 6 процентов в сопоставимых ценах и в стоимостном выражении составило 2 млрд. 634 млн. рублей. Объем всей сельхозпродукции, производимой субъектами малых форм хозяйствования агропромышленного комплекса, за 2009 год составил 43 процента.
Экономическая эффективность деятельности субъектов малых форм хозяйствования колеблется по годам. За последние пять лет из-за сокращения численности сельского населения, а также в результате стабилизации экономической обстановки, роста доходов населения страны и ряда других факторов наметилась тенденция сокращения производства отдельных видов сельскохозяйственной продукции, поголовья скота.
Производство основных видов сельскохозяйственной продукции
в КФХ, ИП, ЛПХ за период 2005 - 2009 годов
Тыс. тонн
Категории хозяйств | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2009, |
Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели | ||||||
Зерно | 41,9 | 40,8 | 45,7 | 50,9 | 55,5 | 109 |
Картофель | 30,1 | 48,6 | 45,1 | 64,6 | 77,7 | 120 |
Овощи | 5,4 | 8,4 | 8,9 | 11,9 | 7,8 | 65 |
Молоко | 12,8 | 14,1 | 16,4 | 17,3 | 19,5 | 113 |
Мясо (скота и птицы на убой в живом весе) | 1,2 | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 1,7 | 81 |
Граждане, ведущие личные подсобные хозяйства | ||||||
Зерно | 0,7 | 0,9 | 0,6 | 0,8 | 0,7 | 87 |
Картофель | 426,6 | 546,0 | 392,7 | 383,6 | 383,3 | 99 |
Овощи | 175,6 | 175,0 | 155,7 | 144,6 | 144,1 | 99 |
Молоко, тонн | 182,4 | 179,9 | 171,5 | 163,9 | 152,9 | 93 |
Мясо (скота и птицы на убой в живом весе), тонн | 53,8 | 52,4 | 52,3 | 53,6 | 51,3 | 96 |
Специфика процессов формирования и развития малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве зависит от региональных особенностей. Основными факторами, препятствующими развитию малых форм хозяйствования в республике, являются ограниченные объемы производства и сбыта продукции, недостаток производственных и финансовых ресурсов для осуществления деятельности, слабое развитие элементов рыночной инфраструктуры в сельской местности, недостаточная государственная поддержка малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве.
Начинающие крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, занимающиеся сельхозпроизводством, сталкиваются с целым рядом проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала.
Формирование новых крестьянских (фермерских) хозяйств требует значительных затрат на проектирование хозяйственных построек, их подключение к инженерным сетям, выплату первоначального взноса по лизинговым платежам.
В целях улучшения ситуации в аграрном секторе экономики в 2006 году был разработан приоритетный национальный проект «Развитие агропромышленного комплекса» (далее - Нацпроект). Одной из главных мер, призванных улучшить положение деревни и помочь малым формам хозяйствования в рамках Нацпроекта, являлось субсидирование процентных ставок по кредитам и займам, выданным на развитие производственной базы малых форм хозяйствования. Данные меры позволили привлечь в 2006 - 2007 годах в рамках Нацпроекта 8455 кредитов и займов гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, фермерам и сельскохозяйственным потребительским кооперативам в сумме 764,7 млн. рублей.
С 2008 года реализуется Государственная развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года № 446 (далее - Госпрограмма), и развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы, утвержденная распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 24 марта 2008 года № 207-р, одним из приоритетных направлений которых является повышение финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе. Целями осуществления мероприятий по повышению финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе является рост производства и объема реализации сельскохозяйственной продукции, производимой КФХ, ИП, ЛПХ, и повышение доходов сельского населения.
Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитных организациях, и займам в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах. С 2006 по 2009 годы субъектами малых форм хозяйствования привлечено 14113 кредитов и займов на сумму 1 млрд. 439 млн. рублей, из них:
ЛПХ - 13988 кредитов и займов на сумму 1232,94 млн. рублей;
КФХ - 98 кредитов и займов на сумму 67,37 млн. рублей;
сельскохозяйственные потребительские кооперативы (далее - СПоК) - 27 кредитов на сумму 138,48 млн. рублей.
Полученные кредитные средства используются на развитие производства, приобретение тракторов, малогабаритной техники, семян, кормов, скота, строительство и реконструкцию животноводческих помещений, газификацию хозяйств.
За период реализации Нацпроекта и Госпрограммы в Удмуртской Республике на субсидирование процентных ставок по кредитным ресурсам, привлеченным малыми формами хозяйствования, выделено 137,4 млн. рублей, в том числе: из средств федерального бюджета - 129,6 млн. рублей, из бюджета Удмуртской Республики - 7,6 млн. рублей.
Кроме этого, наряду с организациями агропромышленного комплекса крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы получают государственную поддержку в виде предоставления субсидий: на развитие животноводства, элитного семеноводства, приобретение минеральных удобрений и средств защиты, приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, ремонт сельскохозяйственной техники, страхование объектов агропромышленного производства.
Одним из основных направлений повышения экономической эффективности малых форм хозяйствования выступает развитие и углубление кооперации в сфере производства, переработки, хранения и реализации сельскохозяйственной продукции. На первый план выдвигается создание СПоК по приобретению и использованию техники для совместного использования сельскохозяйственной техники в организациях малых форм хозяйствования.
Объединение в различные формы кооперации КФХ, ЛПХ и СПоК является важным рычагом возрождения села, поскольку дает возможность доступа к рынку сельскохозяйственной продукции и продовольствия, противостоять монополизму крупных заготовительных, обслуживающих и торговых организаций.
По состоянию на 1 января 2010 года зарегистрировано 63 СПоК, в том числе: снабженческо-сбытовых - 40, перерабатывающих - 3, кредитных - 11, обслуживающих - 9. По итогам деятельности за 2008 год удельный вес работающих кооперативов составил 47,3 процента из 68 запланированных Госпрограммой.
Поэтому важным условием повышения конкурентоспособности и динамичности функционирования субъектов малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе является принятие настоящей ведомственной целевой программы поддержки и развития малых форм хозяйствования.
Программа должна стать инструментом реализации государственной стратегии устойчивого развития КФХ, ИП, ЛПХ, СПоК в Удмуртской Республике.
Необходимость разработки программы развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы возникла в связи с тем, что:
1) сокращается производство отдельных видов сельскохозяйственной продукции в КФХ, ИП, ЛПХ;
2) удельный вес работающих СПоК к общему числу зарегистрированных на территории Удмуртской Республики составляет менее 50 процентов;
3) отмечается кадровый дефицит и отток специалистов на селе.
Программа позволит обеспечить условия для сохранения действующих и создания новых КФХ, ИП, СПоК, что даст возможность увеличить объем производства сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования, создать не менее 600 новых рабочих мест в малых формах хозяйствования.
Поддержка развития КФХ, ИП во многом будет способствовать освоению неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, частичному уменьшению безработицы, снятию социального напряжения в обществе, улучшению демографического положения и повышения качества жизни на селе.
Целью Программы является создание экономических и социальных условий, способствующих:
росту производства и объемов реализации сельскохозяйственной продукции в малых формах хозяйствования;
увеличению числа семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств;
стимулированию создания гражданами, в том числе гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, крестьянских (фермерских) хозяйств;
повышению эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения;
развитию малых форм хозяйствования, формированию и устойчивому развитию сельской потребительской кооперации.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Реализация проектов по созданию и комплектации животноводческих помещений в КФХ.
2. Оказание поддержки начинающим КФХ.
3. Создание эффективной системы сбыта сельскохозяйственной продукции, произведенной малыми формами хозяйствования.
4. Содействие в организации оформления земельных участков, используемых КФХ, включая ИП, подлежащих оформлению их в собственность.
5. Содействие созданию и развитию сети СПоК по снабжению, сбыту, переработке, обслуживанию и кредитованию.
Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 3 лет (2010 - 2012 годы).
№ | Наименование целевого индикатора и показателя эффективности | Ед. изм. | Факт 2009 г. | Прогноз | ||
2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | ||||
| ||||||
1. | Рост объемов реализации продукции, произведенной ЛПХ, КФХ, к предыдущему году в сопоставимых ценах | % | 3 | 5 | 5 | 5 |
2. | Валовое производство сельскохозяйственной продукции ЛПХ, КФХ, в расчете на 100 га посевных площадей | тыс. руб. | 11,0 | 11,3 | 11,5 | 11,8 |
3. | Удельный вес работающих СПоК (в % к общему числу зарегистрированных кооперативов) всех видов (кредитных, перерабатывающих, снабженческо-сбытовых), всего, в том числе: удельный вес работающих СПоК (в % к общему числу зарегистрированных кредитных кооперативов), | % | 47,3 40 25 51,4 | 68 80 100 63 | 73 80 80 71 | 90 80 100 92 |
Показатели эффективности: экономической, социальной и бюджетной | ||||||
1. | Ежегодный прирост реализации продукции сельского хозяйства ЛПХ, КФХ, ИП к предыдущему году в сопоставимых ценах | млн. руб. | -168,00 | 380,00 | 420,00 | 800,00 |
2. | Увеличение численности КФХ к уровню 2010 года | % | - | 3 | 5 | 7 |
3. | Эффективность использования бюджетных средств, направленных на развитие КФХ, ИП (из расчета 1 рубля господдержки на произведенную сельскохозяйственную продукцию) | руб. | 14,3 | 20,5 | 22,0 | 40,0 |
4. | Повышение занятости сельского населения и создание не менее 600 рабочих мест | раб. мест. | - | 150 | 200 | 250 |