Недействующий

Об утверждении Республиканской комплексной программы развития профессионального образования в Удмуртской Республике на 2011-2015 годы (с изменениями на 29 октября 2012 года) (с изменениями на 9 сентября 2013 года)

1. Формирование эффективной территориально-отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности рынка труда

Цель направления: создание эффективного механизма взаимодействия региональных рынков труда и профессионального образования и оптимизация образовательных ресурсов системы профессионального образования в соответствии с приоритетами социально-экономического развития Удмуртской Республики.

Наблюдается значительный дисбаланс между количеством обучающихся по профессиям и специальностям, реализуемым в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования, и запросами региональной экономики относительно объемов и профилей подготовки. Структура вакансий на рынке труда республики на 80% состоит из рабочих профессий. В то же время структура подготовки в системе профессионального образования на 80% состоит из выпускников учреждений СПО и ВПО и только на 20% из выпускников учреждений НПО.

В период экономического кризиса сформировались условия для появления значительных объемов избыточной рабочей силы и формирования у работодателей отношения к трудовым ресурсам как неисчерпаемому и беззатратному резерву производства, который не требует особого внимания и, тем более, планирования и вложения средств в его развитие.

По этой же причине произошел разрыв существовавших ранее связей между предприятиями как потребителями рабочей силы и учебными заведениями профессионального образования, обеспечивавшими ее восполнение.

Государство, сохранив почти полную монополию на рынке образовательных услуг и взяв на себя бремя финансирования системы, в условиях практически полного отказа от активной роли в регулировании экономики (а значит, и рынка труда) не смогло сохранить существовавшую ранее систему планирования объемов и структуры подготовки профессиональных кадров. Учебные заведения стали и субъектом, и объектом процесса формирования планов приема.

Предприятия и органы местного самоуправления территорий, на которых располагаются учебные заведения, практически исключены из системы принятия решений о структуре и объемах подготовки профессиональных кадров, пополняющих их рынок труда. Органы службы занятости оказались буфером, смягчающим социально-экономические последствия разбалансированности между спросом экономики на профессиональные кадры и системой профессионального образования.

Региональные рынки труда и профессионального образования не имеют институционально оформленных способов предъявления требований друг к другу. Население республики реализует свои личные и семейные профессиональные планы независимо от стратегических региональных проектов развития.

Региональная система профессионального образования малопривлекательна для работодателей, о чем свидетельствует отсутствие крупных инвестиций со стороны работодателей в профессиональное образование, низкий платежеспособный спрос на образовательные программы НПО/СПО, слабое участие работодателей в организации образовательного процесса  по  программам профессионального образования.

Моральный и физический износ учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования большинства учреждений начального и среднего профессионального образования, особенно для подготовки по ресурсоемким профессиям, делает невозможным подготовку квалифицированных рабочих кадров по современным технологиям. Средний износ основных фондов превышает 80%. В данной ситуации работодатели вместо инвестиций в образование все активнее осуществляют развитие альтернативных форм подготовки кадров, таких как системы внутрифирменной подготовки, учебные центры на предприятиях. Определенным импульсом развития начального и среднего профессионального образования стало создание в республике ресурсных центров, своеобразных региональных «точек роста качества» подготовки на базе ведущих профессиональных лицеев и колледжей. Однако из-за  финансового кризиса только 3 ресурсных центра из 8, созданных в республике, оснащены современным оборудованием.

Присущая рыночным отношениям динамика развития производства требует органической интеграции профессионального образования в экономику, ориентации его на постоянные изменения между спросом и предложением кадров. Именно в таком контексте система профессионального образования может рассматриваться в качестве важнейшего рычага развития экономики республики. Отсутствие эффективной системы социального партнерства учреждений профессионального образования с работодателями и механизма ее реализации делает работу системы профессионального образования малоэффективной.

Механизм взаимодействия регионального рынка труда и системы профессионального образования - это:

§ способы согласования спроса и предложения рабочих и специалистов всех уровней;

§ способы учета требований работодателей к их квалификации;

§ форматы, нормы и регламенты участия работодателей в деятельности по достижению динамического баланса спроса и предложения.

Совокупность видов деятельности и функций, которые должны реализоваться с определенной периодичностью, чтобы механизм «работал», включает в себя:

1.      Организацию системных мониторингов регионального рынка труда по показателям занятости населения, высвобождения работников в связи с технологическим перевооружением отраслей и структурными преобразованиями в экономике, актуальным требованиям к квалификации работников в разрезе отраслей, территорий и рабочих мест предприятий и организаций.

2. Организацию системных мониторингов республиканской системы профессионального образования с целью сбора характеристик предложения вновь подготавливаемых кадров по количественным и качественным их параметрам.

3. Организацию мониторинга демографической ситуации в региональном масштабе и территориальном разрезе для разработки среднесрочных планов-прогнозов предложения рабочей силы, подготовленной в системе профессионального образования региона.

4.  Анализ и перспективное прогнозирование потенциала республиканской системы профобразования по предоставлению образовательных услуг, востребованных республиканской экономикой.

5. Анализ и перспективное планирование на основе среднесрочных прогнозов требуемого качества профессиональной подготовки, изменений в квалификациях выпускников учреждений профессионального образования.

6. Анализ и прогнозирование объемов и качества переподготовки и повышения квалификации действующего персонала предприятий/организаций реального сектора экономики региона (территорий).

7. Разработку среднесрочных прогнозов кадровых потребностей социально-экономического развития Удмуртской Республики.

8. Организацию многоуровневого информационного обмена между всеми участниками взаимодействия региональных рынков профессионального образования и труда и населением региона по вопросам спроса и предложения в сфере кадрового потенциала региона.

9. Формирование регионального заказа на подготовку кадров.

В настоящее время формирование регионального заказа на подготовку кадров осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования задания  на подготовку кадров по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях профессионального образования Удмуртской Республики, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20 декабря 2010 г. № 392 «О порядке формирования задания  на подготовку кадров по профессиям начального и специальностям среднего профессионального образования в государственных образовательных учреждениях профессионального образования Удмуртской Республики».

Работа по формированию задания в настоящее время проводится на основе предложений образовательных учреждений с учетом:

§  среднесрочного прогноза потребностей в рабочих кадрах регионального и муниципального рынка труда;

§ заявок предприятий Удмуртской Республики;

§ демографической ситуации;