Недействующий


ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 20 декабря 2011 года № 471
г. Ижевск

Об утверждении Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Воткинска Удмуртской Республики (2011-2013 годы)

(с изменениями на 23 октября 2012 года)


____________________________________________________________________

 с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 23 октября 2012 года № 469
____________________________________________________________________

В соответствии с Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года» и для обеспечения государственной поддержки реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Воткинска Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу поддержки развития моногорода Воткинска Удмуртской Республики (2011-2013 годы) (далее - Программа).

2. Определить государственным заказчиком-координатором Программы Министерство экономики Удмуртской Республики.

3. Определить государственными заказчиками Программы Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство экономики Удмуртской Республики, Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики.

4. Государственным заказчикам Программы:

обеспечить реализацию  в пределах своей компетенции;

привести в соответствие мероприятия на 2011 - 2013 годы, включенные (включаемые) в республиканские, ведомственные целевые и иные программы Удмуртской Республики, с мероприятиями .

5. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск»:

обеспечить реализацию мероприятий Программы;

предусматривать ежегодно выделение средств на софинансирование мероприятий Программы при формировании бюджета муниципального образования «Город Воткинск».


Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 20 декабря 2011 года № 471



Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Воткинска Удмуртской Республики (2011-2013 годы)


1. Паспорт Программы

Наименование Программы

-

Республиканская целевая программа
поддержки развития моногорода Воткинска (2011-2013 годы) (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

-

Закон Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года № 40-РЗ «О Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года»

Государственный заказчик-координатор Программы

-

Министерство экономики Удмуртской Республики

Государственные заказчики Программы

-

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики;

Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;

Министерство экономики Удмуртской Республики;

Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 469)

Разработчики Программы

-

Министерство экономики Удмуртской Республики, Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики, Министерство транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики, Министерство финансов Удмуртской Республики, Министерство здравоохранения Удмуртской Республики, Министерство образования и науки Удмуртской Республики, Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики, Главное управление государственной службы занятости населения Удмуртской Республики, Администрация муниципального образования «Город Воткинск» (по согласованию) (в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 469)

Исполнители Программы

-

исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики;
органы местного самоуправления муниципального образования «Город Воткинск» (по согласованию);
организации, привлекаемые на конкурсной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации

Цели Программы

-

повышение темпов экономического развития города Воткинска, модернизация и диверсификация производства на предприятиях города Воткинска, повышение качества жизни населения города Воткинска

Задачи Программы

-

обеспечение условий для создания высокотехнологичных производств и новых рабочих мест, роста промышленного производства на основе формирования территории с развитой инженерной и транспортной инфраструктурой;

снятие инфраструктурных ограничений для развития бизнеса, содействие развитию малого и среднего предпринимательства;

снижение социальной напряженности на рынке труда и содействие занятости населения;

создание комфортных условий проживания населения, в том числе за счет комплексного развития и модернизации коммунальной инфраструктуры города Воткинска в целях жилищного строительства


Целевые индикаторы Программы

-

мониторинг хода реализации мероприятий по отчетным периодам планируется вести с помощью следующих показателей:

прирост объема инвестиций в экономику города Воткинска, млн.руб.;

снижение уровня зарегистрированной безработицы в муниципальном образовании, процентных пунктов;

увеличение налоговых поступлений в бюджет города Воткинска, млн.руб.;

общее количество дополнительно созданных постоянных рабочих мест, ед.;

увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства, процентных пунктов;

увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства организаций, процентных пунктов

   увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования «Город Воткинск»(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 469)

Срок и этапы реализации Программы

-

срок реализации - 2011-2013 годы (включительно), этапы в реализации Программы не предусмотрены

Объемы и источники финанси-
     рования Программы

(в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 469)

-

Общий объем финансирования Программы             составит 9491,04 млн. рублей, из них:

федеральный бюджет - 1975,73 млн. рублей*, в том числе по годам:

2011 год - 122,66 млн. рублей;

2012 год - 126,83 млн. рублей;

2013 год - 1726,24 млн. рублей;

бюджет Удмуртской Республики - 2199,81 млн. рублей*, в том числе по годам:

2011 год - 85,75 млн. рублей;

2012 год - 342,06 млн. рублей;

2013 год - 1772 млн. рублей;

бюджет муниципального образования «Город Воткинск» - 104,9 млн. рублей*, в том числе по годам:

2011 год - 24,5 млн. рублей;

2012 год - 41,8 млн. рублей;

2013 год - 38,6 млн. рублей;

внебюджетные источники - 5210,6 млн. рублей*, в том числе по годам:

2011 год - 816,8 млн. рублей;

2012 год - 815,7 млн. рублей;

2013 год - 3578,1 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики на сумму 583,06 млн. рублей осуществляются в рамках республиканских и ведомственных целевых программ, в том числе:

республиканской  целевой  программы «Развитие автомобильных дорог в Удмуртской Республике (2010-2015 годы)» - 136,7 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 10,0 млн. рублей;

2012 год - 80,0 млн. рублей;

2013 год - 46,7 млн. рублей;

республиканской целевой программы  «Энергосбережение  и повышение энергетической эффективности в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы и целевые установки до 2020 года» - 33,4 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 1,7 млн. рублей;

2012 год - 25,7 млн. рублей;

2013 год -6,0 млн. рублей;

Региональной адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов в Удмуртской Республике - 16,6 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 3,9 млн. рублей;

2012 год - 5,7 млн. рублей;

2013 год - 7,0 млн. рублей;

Региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в Удмуртской Республике - 28,3 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 8,4 млн. рублей;

2012 год - 9,9 млн. рублей;

2013 год - 10,0 млн. рублей;

республиканской целевой программы «Газификация Удмуртской Республики на 2010-2014 годы» - 42,9 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 2,6 млн. рублей;

2012 год - 7,0 млн. рублей;

2013 год - 33,3 млн. рублей;

республиканской целевой программы «Формирование здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы» - 316,06 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год -  10,33 млн. рублей;

2012 год -  31,13 млн. рублей;

2013 год - 274,60 млн. рублей;

Республиканской целевой программы развития малого и среднего предпринимательства в Удмуртской Республике  на 2009-2013 годы - 3,3 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 0,9 млн. рублей;

2012 год - 1,0 млн. рублей;

2013 год - 1,4 млн. рублей;

Ведомственной  целевой программы  дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда Удмуртской Республики, на 2011 год - 1,4 млн. рублей;

Программы содействия занятости  населения Удмуртской Республики на 2012 год - 1,5 млн. рублей;

ведомственной целевой программы «Развитие машиностроения и металлообработки в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы» - 2,9 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 1,7 млн. рублей;

2012 год - 1,0 млн. рублей;

2013 год - 0,2 млн. рублей.

Объемы финансирования носят ориентировочный характер и подлежат уточнению при утверждении бюджетов соответствующих уровней на очередной финансовый год и плановый период в порядке, установленном законодательством.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и критериям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с порядком, предусмотренным Правительством Удмуртской Республики

* - Предполагаемое привлечение средств.;

Ожидаемые

конечные

результаты

реализации

Программы (в ред. постановления Правительства УР от 23 октября 2012 года № 469)

-

В результате реализации Программы к 2014 году будут достигнуты следующие целевые индикаторы:

прирост инвестиций в экономику муниципального образования «Город Воткинск» (накопительным итогом с 2011 года) в сумме 6,1 млрд. рублей;

снижение уровня зарегистрированной безработицы до уровня 1,15%;

увеличение налоговых поступлений в бюджет муниципального образования «Город Воткинск» (накопительным итогом с 2011 года)   в сумме 60 млн. рублей;

создание дополнительно 1194 постоянных рабочих мест от реализации инвестиционных проектов;

увеличение доли альтернативных производств в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг собственного производства до 41% (на 5 процентных пунктов);

увеличение доли малых предприятий в общегородском объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства до 10,2% (на 2,9 процентных пункта);


2. Характеристика проблемы, на решение которой направлена  Программа, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения программно-целевыми методами

Город Воткинск является одним из 3-х монопрофильных городских округов Удмуртской Республики (наряду с городами Глазов, Сарапул).

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года город Воткинск является одним из полюсов роста территориально-планировочной системы «Ижевская агломерация».

Реализация комплекса мер государственной поддержки моногорода Воткинска полностью соответствует одному из основных направлений Стратегии - «Диверсификация экономики: поддержка приоритетных (высокотехнологичных) и модернизация традиционных секторов специализации».

Экономика моногорода привносит существенный вклад в экономику региона. Удельный вес объема отгруженной продукции в общем объеме Удмуртской Республики - 6,6%, удельный вес занятых в промышленном производстве - 6,4 %, удельный вес инвестиций  - 2,7%.

Структура экономики города исторически сложилась монопрофильной и узкоспециализированной, что несет в себе значительные риски зависимости от деятельности одной отрасли или одного градообразующего предприятия. Основой экономики города Воткинска является промышленность, которая специализируется на машиностроении и металлообработке. Структура промышленного производства: машиностроение и металлообработка - 85%, пищевая промышленность - 9,8%, производство строительных материалов - 0,8%, прочие отрасли 4,4%.

Ведущую роль, как в машиностроении, так и в целом в промышленном производстве города Воткинска, определяет градообразующее предприятие ОАО «Воткинский завод» - одно из старейших предприятий отрасли. Доля продукции предприятия составляет около 70 процентов всего промышленного производства города. Завод обеспечивает около 30 процентов всех поступлений в бюджет города. Половина населения города - это работники ОАО «Воткинский завод» и члены их семей.

Спектр хозяйственной деятельности города Воткинска дополняет ряд предприятий машиностроения, пищевой промышленности и стройиндустрии.

Доля объема промышленной продукции крупных и средних предприятий составляет более 90%, остальная продукция производится на предприятиях малого бизнеса.

К промышленным предприятиям города Воткинска также относятся ООО «Завод нефтегазового оборудования «Техновек», ОАО «Завод РТО»,  ОАО «Воткинский хлебокомбинат», ОАО «Пищекомбинат «Воткинский», ОАО «Воткинскмолоко», ОАО «Воткинская Промышленная Компания».

Основная проблема моногорода - зависимость доходной части местного бюджета, экономической безопасности и социальной стабильности от  устойчивой работы градообразующего предприятия.

Для того чтобы преодолеть моноструктурность экономики города, уменьшить зависимость наполняемости муниципального бюджета от результатов деятельности градообразующего предприятия, необходимо развитие новых высокотехнологических производств.

Серьезной проблемой, сдерживающей создание и развитие новых промышленных производств, являются инфраструктурные ограничения.

В городе Воткинске высокий износ сетей водоснабжения  и водоотведения, теплоснабжения, электросетей. Существующие очистные сооружения эксплуатируются с превышением производительности на 10%.

Недостаточно развита дорожная инфраструктура: нехватка транспортных сетей в центральной и заречной части города, редкая магистральная сеть в районах усадебной застройки, низкое качество дорожного покрытия.

В городе всегда ощущался дефицит качественной питьевой воды. До 1976 года водоснабжение города осуществлялось из артезианских скважин и открытых локальных водозаборов промышленных предприятий. В 1975 году были введены в эксплуатацию (по проекту 1963 года) очистные сооружения водопровода производительностью 32 тыс.м(3)/сутки, которые действуют на сегодняшний день, имея большой моральный и физический износ.

С целью увеличения общей подачи воды в город до 50 тыс.м(3)/сутки и вывода старых очистных сооружений в 1991-1995 годах построены здания и сооружения 2 очереди водопроводных очистных сооружений без оборудования. Ввиду общего ухудшения экономического положения в стране строительство было прекращено в 1996 году.

Для обеспечения бесперебойным водоснабжением населения города, существующих и вновь создаваемых производств  необходимо в кратчайшие сроки закончить строительство второй очереди очистных сооружений водопровода производительностью 45-50 тыс.м(3)/сутки .

В то же время состояние сетей водопровода и канализации подошло к критическому рубежу. Износ водопроводных сетей составляет 86%, канализационных - 73%. Во избежание чрезвычайных ситуаций необходима реконструкция магистральных водопроводов диаметром от 500 мм до 1000 мм протяженностью 46,5 км, износ которых составляет 100%. Для нормального функционирования следует ежегодно менять до 20 километров  водопроводных сетей.

Кроме того, поскольку пруд является единственным источником водоснабжения города Воткинска и Воткинского завода, масштабный характер приобретает проблема очистки Воткинского пруда. Появление значительного количества фитопланктона снижает качество питьевой воды.

Очистка ложа Воткинского пруда позволит улучшить  водообмен, но не решит проблему питьевой воды в полном объеме. В данном случае необходимо проработать вопрос об альтернативных источниках питьевой воды за счет увеличения количества артезианских скважин на территории города Воткинска.

В связи с ежегодным недофинансированием работ на приведение в нормативное состояние проезжей части улично-дорожной сети г. Воткинска автодороги находятся в неудовлетворительном состоянии. Общая протяженность дорог в городе - 237,9 км, из них асфальтированных дорог -    99,6 км. Проводится в основном ямочный ремонт, и в общей протяженности улично-дорожной сети ежегодный ремонт не превышает 1 %.

Одна из двух имеющихся автодорог, связывающих Юго-Западную и Северо-Восточную части города, улица Локомотивная после проведенного в 2011 году текущего ремонта открыта для движения автотранспорта. В дальнейшем необходимо выполнить полную реконструкцию дороги улицы Локомотивная и ее продолжения - моста через реку Вотка, в результате снизится эксплуатационная нагрузка на автомагистраль Воткинской плотины до допустимых параметров.

Также необходимо строительство магистрали, обеспечивающей предприятия города, расположенные в Юго-Западной промышленной зоне (более 10 предприятий, в том числе создаваемое предприятие), выездом на объездную дорогу, протяженностью 653 метра. Это позволит обеспечить вывоз с организуемых производств крупногабаритной и тяжелой продукции, минуя жилую зону города, и будет способствовать открытию новых и расширению действующих производств. Кроме того, при отправке грузов  в южном направлении (по Ижевскому тракту) дорога (ул. Пригородная), соединяющая Ижевский и Чайковский тракты, требует срочного ремонта.

В целях создания единой транспортной цепи в направлении с запада на восток республики в обход города Воткинска и вывода транзитного транспорта в направлении границы Пермского края Уральского региона необходимы строительство автомобильной дороги «Обход города Воткинска» и реконструкция автомобильной дороги Воткинск-Кельчино - граница Пермского края.

Тепловая электрическая станция (ТЭС) ОАО «Воткинский завод» является единственным источником тепловой энергии для 80% предприятий и жилищно-коммунального хозяйства города.

Существующая ТЭС расположена на территории основной площадки предприятия. Основным оборудованием этого комплекса являются паровые котлы, нормативный срок службы которых  20 лет. В связи с длительным сроком эксплуатации паровых котлов (более 60 лет) существенно снижены прочностные характеристики металла котлов, параметры вырабатываемого ими пара ниже требуемых показателей, паровые котлы ТЭС требуют замены, о чем свидетельствуют документы надзорных органов. В аварийном состоянии находится и ремонту не подлежит котельное помещение здания ТЭС.

В целях обеспечения надежного и бесперебойного энергоснабжения потребителей необходимо провести реконструкцию тепловой электростанции (ТЭС) со строительством нового быстромонтируемого модульного здания облегченной конструкции для установки двух паровых котлов Е75-3,9-440 ГМ производительностью 75 т/ч давлением пара 39 кгс/см(2),  температурой 440(0)С и монтажом турбогенератора мощностью 12 мВт, с последующим выводом из эксплуатации устаревших котлов в котельной ТЭС.

Обеспечение тепловой энергией жилищно-коммунального хозяйства и других объектов большей части города осуществляется по магистральным тепловым сетям I контура ОАО «Воткинский завод».

Общая протяжённость тепловых сетей I контура 17 км в двухтрубном исчислении, введены в эксплуатацию в 1973-1976 годах, и лишь отдельные участки были смонтированы позднее. Необходимо провести замену отработавших нормативный срок трубопроводов тепловых сетей на современные теплопроводы в пенополиуретановой изоляции и внедрить телемеханическое управление секционной арматурой.

Город Воткинск принимает участие в реализации программ капитального ремонта с участием средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Средства Фонда учитываются в составе средств федерального бюджета. С 2008 года отремонтировано 118 домов на сумму 143,8 млн.рублей, в том числе за счет средств Фонда - 109,9 млн.рублей. При этом проблема проведения капитального ремонта остается актуальной. Необходимо также продолжить работу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.

Развитие промышленной сферы, строительство жилья и коммунальной инфраструктуры невозможно без развития социальной сферы. В последние годы в городе Воткинске очень остро стоит проблема обеспечения местами в детских садах, медленными темпами развивается и укрепляется материально-техническая база учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта.

В настоящее время собственные доходы бюджета Воткинска не позволяют эффективно и в необходимом объеме решать текущие проблемы, а также вкладывать собственные средства в проекты перспективного развития.

В 2009 году в городе Воткинске собрано 3,5 млрд. рублей налогов - на 19% больше, чем в 2008 году. В городской бюджет из этой суммы поступило всего 398 млн. рублей, или 11%. Для сравнения: в 2008 году в городе Воткинске оставалось 13%, а в 2006 году - 16%. Таким образом, доля налогов, остающихся в городе Воткинске, с каждым годом снижается. До 60% общей суммы расходов бюджета города Воткинска направляются на оплату труда работников бюджетной сферы.

С обозначенными проблемами моногород не сможет справиться собственными силами. Это признано на региональном и федеральном уровне. Рабочей группой по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции город Воткинск рекомендован для включения в перечень моногородов России, мероприятия комплексных планов которых в 2011 году предполагается реализовать с предоставлением господдержки за счет средств федерального бюджета (протокол от 24 марта 2011 года № 9).

В соответствии с указаниями Министерства регионального развития РФ, Рабочей группы по модернизации моногородов при Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции Администрацией города Воткинска совместно с органами государственной власти Удмуртской Республики разработан Комплексный инвестиционный план  (далее - КИП) модернизации моногорода Воткинска до 2020 года, основной целью которого  является создание условий для обеспечения экономической безопасности и социальной стабильности города Воткинска на принципах устойчивого развития посредством комплексной и последовательной трансформации всех сфер жизнедеятельности города, а также решение социальных проблем, возникших в городе Воткинске.

Угроз для экономики города невозможно избежать без решения отмеченных проблем и реализации инвестиционных мер по диверсификации экономики города (инвестиционных бизнес-проектов за счет внебюджетных источников), а также мер государственной поддержки (инфраструктурных проектов и мер поддержки инвестиционной деятельности за счет средств федерального и регионального бюджетов).

В качестве инструмента для реализации мер государственной поддержки предлагается Республиканская целевая программа поддержки развития моногорода Воткинска (2011-2013 годы) (далее - Программа), которая направлена в целом на реализацию Комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Воткинска до 2020 года.

Использование программно-целевого метода управления позволит обеспечить комплексное планирование и реализацию мероприятий по модернизации экономики города Воткинска, сконцентрировать ресурсы разных ведомств на одних целях и задачах, привлечь средства федерального бюджета на софинансирование строительства объектов инфраструктуры, необходимой для якорных инвестиционных проектов диверсификации моногорода.

Необходимость разработки республиканской целевой программы также обусловлена соответствующими требованиями Министерства финансов Российской Федерации. Наличие такой программы является обязательным условием для предоставления средств федерального бюджета в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетных кредитов, направляемых на финансирование проектов и мероприятий комплексных планов модернизации монопрофильных муниципальных образований.

3. Социально-экономическая значимость проблемы для населения
Удмуртской Республики

Цели и задачи Программы непосредственно взаимоувязаны с Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, в частности, направлены на реализацию одного из ключевых направлений «Переход на инновационное динамичное развитие. Диверсификация экономики: поддержка приоритетных и модернизация традиционных секторов специализации. Создание условий для перспективного развития конкурентоспособной промышленности».

Исходя из задач социально-экономического развития Удмуртской Республики и города Воткинска на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления существующей моноструктурности промышленности города необходимо проведение упреждающих мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Республиканской целевой программы поддержки развития моногорода Воткинска обусловлена:

социально-политической остротой проблемы, ее общереспубликанским значением;

необходимостью государственной поддержки развития в городе промышленности, социальной сферы и инженерной инфраструктуры, развития малого предпринимательства, расширения рынка труда с целью активизации человеческого потенциала;

межотраслевым, межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на республиканском уровне, органов местного самоуправления.

Без государственной поддержки в современных условиях монозависимые муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в проведении экономических и социальных реформ, удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Проблемы города Воткинска связаны с историей возникновения и особенностями развития города. Город Воткинск строился вокруг крупного промышленного объекта, который, предъявляя спрос на рабочую силу, определил масштабы населения города, обеспечивал функционирование городской инфраструктуры и значительной части социальной сферы, сформировал облик городской среды. В условиях плановой экономики стабильность экономической базы города Воткинска обеспечивала устойчивые перспективы развития. Все эти факторы самым непосредственным образом отражались на муниципальном развитии.

Новая модель развития должна позволить городу Воткинску найти свою нишу в рыночном экономическом пространстве региона.

Проблем, стоящих перед городом Воткинском, чрезвычайно много, как обусловленных общей ситуацией в стране, так и специфических. Данные проблемы непосредственно значимы для населения, связаны с комфортностью проживания.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»