Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-2015 годы» (с изменениями на 14 июня 2011 года) (с изменениями на 30 июля 2012 года)


Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 22 ноября 2010 года № 356
(в ред. постановления Правительства УР
от 30 июля 2012 года № 325)

Республиканская целевая программа
«Чистая вода на 2011-2015 годы»


I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Чистая вода на 2011-2015 годы»

Наименование Программы

Республиканская целевая программа «Чистая вода на 2011-2015 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 19 апреля 2010 года № 313-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Чистая вода на 2011-2015 годы»

Государственные заказчики (государственный заказчик- координатор) Программы

Государственный заказчик - координатор Программы:

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики.

Государственные заказчики Программы:

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Разработчик проекта Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики;

Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Удмуртской Республики;

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Цели Программы

Основными целями Программы являются: обеспечение населения Удмуртской Республики питьевой водой гарантированного качества и в необходимых объемах, а также обеспечение устойчивой подачи воды и решение вопросов водоотведения; обеспечение населения эпидемиологически безопасной водой в нужном количестве для удовлетворения хозяйственно-бытовых потребностей; улучшение качества и продолжительности жизни населения республики

Задачи Программы

Строительство новых и модернизация существующих канализационных очистных сооружений в целях прекращения загрязнения сточными водами источников водоснабжения, в том числе строительство коммунальных и индивидуальных систем канализации в малых населенных пунктах с числом жителей до 5 тыс. человек;

строительство и реконструкция объектов водо-снабжения;

предотвращение загрязнения водоисточников на территории Удмуртской Республики, в том числе неочищенными или недостаточно очищенными сточными водами;

сокращение сбросов загрязненных вод и сточных вод, отводимых в водные объекты;

поиск дополнительных источников питьевого водоснабжения;

снижение непроизводительных потерь воды при ее транспортировке и использовании;

обеспечение очистки воды, забираемой из поверхностных источников воды, для целей питьевого водоснабжения;

применение новых технологий в водоочистке и водоподготовке, внедрение доочистки воды до необходимых требований санитарного законодательства;

поиск, разведка запасов подземных вод;

обеспечение безопасности и мониторинга водоисточников, используемых для водоснабжения населения;

реализация мероприятий Программы на принципах государственного частного партнерства, создание системы эффективного управления в секторе водоснабжения населения;

обустройство и обеспечение соблюдения режима зон санитарной охраны водных объектов - источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения;

внедрение в не менее 50 % случаев инновационных технологий очистки природных и сточных вод (комплектно-блочных, автоматизированных установок и устройств, неметаллических разводящих сетей), а также  энергосберегающих, энергоэффективных и экологически безопасных технологий, качественно улучшающих технические характеристики объекта коммунальной инфраструктуры;

использование в не менее 50 % случаев  передовых технологий с применением материалов, оборудования и изделий российского производства, соответствующих нормам противопожарной, экологической и санитарной безопасности

Целевые индикаторы Программы

1.      Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям (%).

2. Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим  показателям (%).

3. Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене (%).

4. Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене (%).

5. Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, количество в год на 1000 км сетей.

6. Объем сточных вод, проходящих через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод (%).

7. Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения (%).

8. Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения (%).

9. Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения (%)

Сроки и этапы реализации Программы

Реализация Программы планируется в один этап с 2011 по 2015 годы

Объемы и источники финанси-
     рования Программы

Общий объем финансирования составляет 9 065,2 млн. рублей, в том числе:
за счет средств бюджета Удмуртской Республики -         1560,3 млн. рублей, из них:
2011 год - 115,5 млн. рублей;
2012 год - 144,6 млн. рублей;
2013 год - 379,8 млн. рублей;
2014 год - 403,7 млн. рублей;
2015 год - 516,7 млн. рублей;

за счет средств федерального бюджета - 116,8 млн. рублей, из них:
2011 год - 23,8 млн. рублей;
2012 год - 45,0 млн. рублей;
2013 год - 48,0 млн. рублей;
2014 год - 0,0 млн. рублей;
2015 год - 0,0 млн. рублей;

за счет иных источников (в соответствии с законодательством) - 7388,1 млн. рублей, на финансирование и реализацию проектов в отрасли водопроводно-канализационного хозяйства Удмуртской Республики (строительство, реконструкция, модернизация, создание центров подготовки кадров), направленных на решение задач по развитию государственно-частного партнерства.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год и плановый период.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. При неудовлетворительной эффективности реализации Программы может быть принято решение о досрочном прекращении реализации Программы в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. Для выполнения мероприятий, предусмотренных Программой, могут привлекаться средства федерального бюджета и иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-
     экономической эффективности

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, снизится с 24,2 процента до 22,7 процента.

Удельный вес проб воды, отбор которых произведен из водопроводной сети и которые не отвечают гигиеническим нормативам по микробиологическим  показателям, снизится с 4,7 процента до 4,2 процента.

Доля уличной водопроводной сети, нуждающейся в замене, снизится с 44,8 процента до 37,8 процента.

Доля уличной канализационной сети, нуждающейся в замене, снизится с 59,0 процентов до 41,7 процента

Число аварий в системах водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод снизится с 249,4 до 199,4 в год на 1000 км сетей.

Объем сточных вод, проходящих через очистные сооружения, в общем объеме сточных вод увеличится с 92,2 процента до 96,2 процента.

Доля сточных вод, очищенных до нормативных значений, в общем объеме сточных вод, пропущенных через очистные сооружения, увеличится с 86,3 процента до 91,3 процента.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоснабжения увеличится с 82,7 процента до 86,1 процента.

Обеспеченность населения централизованными услугами водоотведения увеличится с 57,5 процента до 57,9 процента.

Заболеваемость сальмонеллезными инфекциями снизится с 0,9 до 0,8 тысячи человек на население республики в год.

Заболеваемость острыми кишечными инфекциями снизится с 12,0 до 11,7 тысячи человек на население республики в год.

Уровень заболеваемости острым вирусным гепатитом А сохранится на прежнем уровне.

Случаи заболеваемости брюшным тифом и паратифами A, B, C отсутствуют.

Реализация Программы будет способствовать бесперебойному снабжению населения питьевой водой, соответствующей санитарно-гигиеническим нормативам, а также обеспечит:

снижение заболеваемости населения;

сокращение удельного водопотребления в зданиях, оборудованных водопроводом и канализацией;

снижение непроизводительных расходов питьевой воды;

снижение сбросов неочищенных сточных вод в водные объекты;

повышение технологической и санитарной надежности централизованных систем водоснабжения населенных мест;

сохранность водных объектов - источников хозяйственно-питьевого водоснабжения;

положительный социально-экономической эффект на качество жизни населения


II. Характеристика проблемы, на решение
которой направлена Программа

Проблема обеспечения населения Удмуртской Республики питьевой водой нормативного качества и в достаточном количестве стала одной из главных и определяющих во многих районах и городах республики, без решения которой невозможно сохранение здоровья населения, улучшение условий деятельности, решение многих социальных проблем, связанных с повышением уровня жизни людей.

Значимость решения указанной проблемы связана с конституционным правом граждан на благоприятную окружающую среду, включая удовлетворение потребности в доброкачественной питьевой воде. Основные требования к обеспечению населения питьевой водой регламентируются государственными стандартами, санитарными нормами и правилами, Водным кодексом Российской Федерации, Федеральными законами «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О защите прав потребителей» и другими нормативными правовыми актами.

Основные принципы, лежащие в основе формирования Программы в части качественного водообеспечения:

1) здоровье человека и безопасность питьевой воды;

2) питьевая вода в достаточном количестве по экономически приемлемым ценам;

3) восстановление, охрана и рациональное использование источников питьевого водоснабжения;

4) реализация мероприятий по развитию и модернизации сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения, позволяющих улучшить качество, сократить стоимость водоподготовки, снизить потери воды, уменьшить объемы отходов.

Программно-целевой метод позволит сконцентрировать финансовые ресурсы на приоритетных направлениях и организовать работу по привлечению средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики и внебюджетных источников.


Водные ресурсы

Общий отбор подземных и поверхностных вод в 2009 году по республике составил 733 тыс.м(3)/сут. Ежесуточный отбор подземных вод по республике составил 150 тыс.м(3), из них используется на хозяйственно - питьевое водоснабжение 107 тыс.м(3), производственно-техническое водоснабжение - 43 тыс.м(3).

Централизованное питьевое водоснабжение сельских поселений в основном осуществляется из подземных источников. В Удмуртской Республике насчитывается около 1200 недропользователей, добывающих подземные воды.

Потребность районов в водах хозяйственно-питьевого назначения обеспечена прогнозными эксплуатационными ресурсами подземных вод, но степень их использования довольно низка и составляет от 1 % (Красногорский, Кизнерский районы) до 17 % (Воткинский район), в среднем 6% по республике.

При численности населения 1526 тыс. человек на 01 января 2010 года обеспеченность ресурсами подземных вод на 1 человека составляет 1,6 м(3)/сут.

Водоснабжение крупных городов осуществляется из поверхностных источников рек Кама, Чепца, Иж, Вотка. Объемы потребления поверхностных вод в хозяйственно-питьевом водоснабжении крупных городов составляют от 60 до 100 %.

В городе Можга, поселках Игра, Факел, Кама, Кез, Кизнер, Ува, Яр, Пудем, Новый хозяйственно - питьевое водоснабжение осуществляется только за счет подземных вод.

Из сельских районов наименее обеспечены подземными водами Балезинский, Глазовский, Кезский районы, что объясняется сложными гидрогеологическими условиями на их территории.


Загрязнение вод

Продолжающееся антропогенное загрязнение, нарушение санитарных норм и правил по организации зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения, недостаточная степень водоподготовки на очистных сооружениях поверхностных источников водоснабжения, отсутствие водоподготовки на водопроводах из подземных источников, неудовлетворительное состояние водопроводных сетей, низкое качество обслуживания и отсутствие в сельских населенных пунктах специализированных организаций по обслуживанию сетей и водопроводных сооружений представляет угрозу здоровью населения республики. Из 2454 источников централизованного питьевого водоснабжения не отвечают санитарным нормам и правилам 712        (29 %). Из 330 источников нецентрализованного питьевого водоснабжения санитарным нормам и правилам не отвечают 132 (40 %). По водозаборам из скважин только 2069 (54 %) соответствуют нормативным требованиям.

Поверхностные водоисточники в городах подвержены загрязнению неочищенными сточными водами, что ухудшает санитарно-химические и микробиологические показатели качества воды.

Например, Ижевское водохранилище используется для сброса сточных вод и на основании разрешительных документов объемы разрешенного сброса составляют более 6 800 тыс.м(3) в год.

В Удмуртской Республике наблюдается возрастающее загрязнение подземных источников водоснабжения азотистыми веществами, нефтепродуктами, солями тяжелых металлов, хлоридами. Отмечается также повышенное природное содержание в воде ряда подземных источников химических веществ в количествах, многократно превышающих предельно допустимые концентрации.

Всего на территории Удмуртии на 1 января 2010 года зарегистрировано 55 очагов загрязнения подземных вод. Из имеющихся очагов 18 очагов обнаружены на групповых и одиночных водозаборах в семи районах и в городе Ижевске, 37 участков загрязнения подземных вод выявлены по наблюдательным скважинам и родникам, расположенным на территории техногенных объектов.

На состояние подземных вод негативно влияют бесхозные скважины и скважины, пробуренные в процессе геологоразведочных работ и не ликвидированные за ненадобностью.