Недействующий


Правительство Удмуртской Республики

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 мая 2011 года № 170
г. Ижевск

Об утверждении республиканской целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей,
подростков и молодежи в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)»

(с изменениями на 6 октября 2014 года)

_____________________________________________________________

  с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 6 октября 2014 года № 372
 ____________________________________________________________


Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)».

2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)» Министерство образования и науки Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич


Утверждена
постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 30 мая 2011 года № 170



Республиканская целевая программа
«Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодёжи в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)»

    
I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков
и молодёжи в Удмуртской Республике (2011-2015 годы)»

Наименование республиканской программы

Республиканская целевая программа «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в
Удмуртской Республике (2011-2015 годы)»
 (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 20 сентября 2010 года № 819-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи на территории Удмуртской Республики (2011-2015 годы)»

Государственный заказчик Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики

Разработчики Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;
Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;
Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;
Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики

Исполнители Программы

Министерство образования и науки Удмуртской Республики;

Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики;

Министерство здравоохранения Удмуртской Республики;

Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики;

Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики;

Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики;

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Удмуртской Республике (по согласованию);

Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике (по согласованию);

Удмуртский территориальный фонд обязательного медицинского страхования (по согласованию);

балансодержатели лагерей (по согласованию);

органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию)

Цель Программы

Сохранение и укрепление здоровья детей, подростков и молодёжи, улучшение качества организации отдыха, оздоровления и  занятости детей, подростков и молодёжи, создание экономических, правовых, организационных условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы детского и молодёжного оздоровления и отдыха, выработка правовых мер, механизмов её регулирования и государственной поддержки

Задачи Программы

1. Обеспечение нормативно-правового регулирования организации оздоровления, отдыха, занятости детей, подростков и молодёжи.

2. Сохранение и развитие стационарной системы отдыха и оздоровления детей путём укрепления материально-технической и финансовой базы детского и молодёжного отдыха и оздоровления.

3. Привлечение организаций различных организационно-правовых форм собственности для организации детского отдыха и оздоровления.

4. Повышение эффективности координации деятельности субъектов организации оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи.

5. Создание механизмов кадрового обеспечения субъектов детского, подросткового и молодёжного отдыха и оздоровления.

6. Поддержка инновационных проектов и новых форм в области оздоровления, отдыха и занятости и формирование навыков здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи

Целевые индикаторы Программы

Удельный вес детей, подростков и молодежи, охваченных всеми формами отдыха, оздоровления и занятости (к общему числу детей от 6 до 17 лет).

Удельный вес детей, подростков и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления и занятости (к общему числу детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).

Эффективность оздоровления детей и подростков в оздоровительных учреждениях.

Количество мест в загородных детских оздоровительных лагерях.

Количество временных детских разновозрастных коллективов в городах и районах республики.

Количество студенческих трудовых отрядов

Сроки и этапы реализации

Программа реализуется с 1 января 2011 года по 31 декабря 2015 года. Этапом реализации Программы определяется один календарный год

Объёмы и источники финансирования Программы

Финансирование Программы предусматривается за счёт средств бюджета Удмуртской Республики, выделяемых на организацию отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

Для выполнения мероприятий Программы возможно привлечение средств федерального бюджета, а также иных источников финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ориентировочный объём средств из бюджета Удмуртской Республики в 2011-2015 годы составит 1 591 500,0 тыс. рублей.


Годы
Бюджет Удмуртской Республики
Иные источники в соответствии  с действующим законодательством РФ
Итоги по годам

В тыс. руб. в ценах текущих лет


2011
282 000,0
100 000,0
382 000,0


2012
301 176,0
100 000,0
401 176,0


2013
319 850,0
100 000,0
419 850,0


2014
335 840,0
110 000,0
445 840,0


2015
352 634,0
117 500,0
470 134,0


Итого:
1 591 500,0
527 500,0
2 119 000,0


Объёмы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

Финансирование мероприятий Программы в 2011 году будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных Законом Удмуртской Республики «О бюджете Удмуртской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» Министерству образования и науки Удмуртской Республики.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в порядке, установленном Правительством Удмуртской Республики. При неудовлетворительной эффективности реализации Программы может быть принято решение о досрочном прекращении реализации Программы в порядке, установленном Правительством  Удмуртской Республики

Ожидаемые конечные результаты реализации республиканской программы и показатели социально- экономической эффективности: бюджетной, социальной, экономической

В результате реализации Программы к 2015 году предполагается:

сформировать социальную политику поддержки и укрепления системы, обеспечивающую каждому ребёнку необходимые и достаточные условия полноценного оздоровления, отдыха и занятости;

обеспечить постоянное повышение качества отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи;

сформировать рынок услуг в сфере системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи;

обеспечить удовлетворение потребности большей части населения республики в услугах по отдыху, оздоровлению и занятости детей, подростков и молодёжи;

обеспечить снижение общей заболеваемости среди детей, подростков и молодёжи;

сократить долю преступлений, совершаемых несовершенно-летними и при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений в каникулярный период и сформировать навыки  здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи;

укрепить материально-техническую базу организаций отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи, расположенных на территории Удмуртской Республики.

II.Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа, включая анализ причин её возникновения,
 целесообразность и необходимость её решения программно-целевым методом


Совершенствование системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи напрямую связано с сохранением здоровья населения Российской Федерации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В настоящее время в России сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением детей, подростков и молодёжи организованными формами отдыха, оздоровления и занятости. Несмотря на необходимость взаимодействия всех структур в решении проблем организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи, в настоящее время наблюдается разрозненность действий по решению этой задачи. В итоге усилия, которые предпринимают органы государственной власти, не приводят к ожидаемым результатам. Реальная ситуация в организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей характеризуется низким уровнем развития инфраструктуры.

Период реформирования в нашей стране качественно отразился на характере развития детей, подростков и молодёжи: претерпел изменения образовательный, культурный и нравственный уровень их развития. В немалой степени утрачена заинтересованность детей, подростков и молодёжи в труде. Детская, подростковая и молодёжная среда нередко стала являться опасным криминогенным участком. Угрожающим фактом стало всеобщее ухудшение состояния физического и психологического здоровья современного ребёнка; увеличилось количество социально незащищенных категорий детей. Социально-экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать оздоровление, отдых и занятость детей, подростков и молодёжи.

Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы детей, подростков и молодёжи, ухудшение их положения вызывают необходимость принятия серьёзных мер по усилению социально-правовой защиты детей, подростков и молодёжи.

Данная Программа ориентирована на сохранение и стабилизацию системы детского, подросткового и молодёжного отдыха, оздоровления и занятости в современных условиях; расширение сети организаций детского, подросткового и молодёжного отдыха и оздоровления на основе различных форм собственности; увеличение числа детей, подростков и молодёжи, охваченных организованными формами круглогодичного отдыха; разработку научно-методических и правовых основ организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в современных условиях; организационное, санитарно-медицинское и кадровое обеспечение организаций отдыха и оздоровления детей, подростков и молодёжи; повышение эффективности отдыха, оздоровления и занятости и формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодёжи.

Система финансирования отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи строится на привлечении средств из следующих источников: федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, местных бюджетов, средств организаций, родителей.

Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи в нашем регионе осуществляется круглогодично. Основным периодом в этой работе является летняя оздоровительная кампания, в которой функционируют следующие организации:

11 загородных оздоровительных летних лагерей;

10 загородных лагерей круглогодичного действия;

11 санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия, из них 9 на базе санаториев и санаториев-профилакториев;

10 детских санаториев;

более 700 лагерей с дневным пребыванием детей и подростков, организуемых на базе учреждений социального обслуживания, лечебно-профилактических, образовательных, спортивных и иных учреждений.

Существующая стационарная база детского отдыха и оздоровления позволяет в течение года организовать отдых и оздоровление 50 700 детей в возрасте от 4 до 15 лет.

Организация оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи в нашем регионе должна стать неотъемлемой частью социальной политики, политики развития человеческого потенциала, главный ориентир которой - вклад в повышение общего качества жизни детей, подростков и молодёжи.

Существует ряд проблем, связанных с отсутствием системного подхода и скоординированности действий всех субъектов - организаторов отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи:

отсутствует целостная система кадрового обеспечения оздоровительной кампании;

сокращается количество ведомственных оздоровительных организаций и перепрофилизация данных организаций собственниками;

стремительно стареет материально-техническая база организаций оздоровления и отдыха.

С учётом актуальности задач содействия демографическому росту в стране и регионе органы государственной власти, органы местного самоуправления видят свою задачу в том, чтобы повысить эффективность системы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодёжи.

Инфраструктура организаций отдыха, оздоровления и занятости в республике нуждается в систематизации и целевом программном обеспечении, основными принципами которого должны стать:

обеспечение государственных гарантий в соблюдении и защите прав ребенка на оздоровление, отдых и занятость;

удовлетворение интересов детей и семей в оздоровлении, отдыхе, занятости, сохранение права выбора;

доступность для детей, подростков и молодёжи всех слоев и групп населения различных форм эффективного оздоровления, отдыха, развития и занятости;

обеспечение приоритетности оздоровления, непрерывного развития и воспитания детей, подростков и молодёжи в период оздоровительной кампании;

обеспечение безопасности жизнедеятельности детей, подростков и молодёжи в процессе круглогодичного оздоровления, отдыха, занятости;

сочетание механизмов рыночного регулирования и предоставление государственных гарантий на оздоровление, отдых, занятость детей, подростков и молодёжи;

координация деятельности и повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих организаций в решении проблем оздоровления, развития, отдыха и занятости детей.

Важным является принятие мер по недопущению перепрофилирования действующих организаций оздоровления и отдыха детей и подростков всех организационно-правовых форм собственности.

Применение программно-целевого метода позволит комплексно и системно решать проблемы по вопросам отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи, а также осуществлять координацию действий субъектов управления в этой сфере.

Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счёт реализации целевого, научно обоснованного, системного и скоординированного воздействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики на объекты управления с целью повышения эффективности организации оздоровительной кампании.


III. Социально-экономическая значимость проблемы
для населения Удмуртской Республики


В Удмуртской Республике сложилась определённая система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи. Cформирована межведомственная комиссия при Правительстве Удмуртской Республики по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, общественных объединений, расположенных на территории Удмуртской Республики в соответствии с планом работы комиссии и другими правовыми актами.

В Удмуртии действуют республиканские целевые программы «Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)», «Молодёжь Удмуртии на 2010-2013 годы», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы», основными целями которых являются создание условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку детей и молодёжи, их самореализацию в интересах общества и государства.

Система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодёжи в Удмуртской Республике отличается многообразием форм:

организация отдыха детей на базе загородных детских оздоровительных лагерей;

организация оздоровления детей на базе детских санаториев, санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия и санаториев-профилакториев;

организация оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе учреждений социального обслуживания, лечебно-профилактических, образовательных, спортивных и иных учреждений;

организация оздоровления детей на базе участковых больниц и врачебных амбулаторий муниципальных учреждений здравоохранения в Удмуртской Республике, детских отделений и дневных стационаров муниципальных учреждений здравоохранения в Удмуртской Республике;

организация профильных лагерей для различных категорий детей;

организация лагерей труда и отдыха;

реализация программ по трудоустройству и созданию дополнительных временных рабочих мест для подростков и молодёжи, в том числе организация деятельности студенческих трудовых отрядов;

организация досуга детей, подростков и молодёжи по месту жительства, в том числе организация деятельности временных детских разновозрастных коллективов;

организация смен по образовательному и социальному туризму;

организация семейного отдыха;

организация и проведение спортивных мероприятий;

участие детей, подростков и молодёжи в международных, российских и межрегиональных мероприятиях.

При организации различных форм отдыха и занятости используется конкурсный подход и программные методы.

На организацию лагерей с дневным пребыванием детей в 2010 году из бюджета Удмуртской Республики в муниципальные образования республики направлено 69,8 млн. рублей. Было собрано 65 356 заявок в лагеря с дневным пребыванием. В течение июня-августа 2010 года муниципальными образованиями Удмуртской Республики организована работа 813 лагерей с дневным пребыванием на базе учреждений образования (556 - в июне, 186 - в июле, 71 - в августе) с охватом 58 300 детей, что составило 89 % от заявок или 42 % от числа детей школьного возраста, в том числе 20824 ребенка из категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Кроме этого израсходовано 19,2 млн. руб. из муниципальных бюджетов и 14,3 млн. руб. средств родителей. Наибольшее число лагерей с дневным пребыванием, организованных в 3 смены, и охватом более 50% детей организовано в следующих муниципальных районах и городских округах: Балезинский, Вавожский, Дебесский районы, г. Ижевск, г. Сарапул, г. Глазов, г. Можга.

Следующим важным направлением организации летней оздоровительной кампании является организация отдыха и оздоровления в загородных детских оздоровительных лагерях. В реестре - 21 загородный лагерь с количеством мест в смену   6 135. На подготовку лагерей в 2010 году из бюджета Удмуртской Республики выделено 2,3 млн. рублей. В основном лагерями приобреталось медицинское и кухонное оборудование, мягкий и досуговый инвентарь. В соответствии с планом в 12 лагерях было организовано по 4 смены, в 8 лагерях по 3 смены. Таким образом в течение лета отдохнули 18 614 детей, в том числе 13 444 ребенка из категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для организации отдыха детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Министерству образования и науки Удмуртской Республики из бюджета Удмуртской Республики выделено более 10,1 млн. руб., что позволило организовать отдых 1684 детей данной категории (2009 год - 6,8 млн. руб. - 800 детей). Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики из федерального бюджета выделено более 5,9 млн. руб., организован отдых 995 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В течение летнего каникулярного периода в лагерях с дневным пребыванием детей, в загородных стационарных детских оздоровительных лагерях были организованы мероприятия, направленные на развитие духовно-нравственного, гражданско-патриотического, трудового воспитания детей и подростков, формирования у них толерантности, уважительного отношения к культуре других народов, в рамках реализации республиканских целевых программ:

«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010-2014 годы»;

«Дети Удмуртии» (2009-2012 годы)»;

«Повышение безопасности дорожного движения на 2008-2010 годы»;

Республиканская целевая программа по усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике на 2006-2010 годы;

«Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту в Удмуртской Республике на 2010-2014 годы»;

«Развитие начального и среднего профессионального образования в Удмуртской Республике на 2010 - 2014 годы - «Рабочая смена»;

«Молодежь Удмуртии на 2010-2013 годы».

Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики из федерального бюджета выделено в 2010 году 58,6 млн. руб., охвачено отдыхом и оздоровлено на данные средства 10309 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Реализовано 6700 путевок в загородные оздоровительные и санаторно-оздоровительные лагеря республики. На базе учреждений социального обслуживания, лечебно-профилактических, образовательных, спортивных и иных учреждений организовано 126 смен для 3609 детей данной категории, задействовано 31 учреждение социального обслуживания, 35 школ, 2 больницы, 1 молодежный центр, 1 аэроклуб.

Второй год Министерство по делам молодёжи Удмуртской Республики курирует и выстраивает систему работы временных детских разновозрастных коллективов в городах и районах республики. Эта форма организации досуга детей привлекательна своей малозатратностью и мобильностью. В летний период 2010 года на территории Удмуртской Республики действовали 952 временных детских разновозрастных коллектива, общий охват участников составил 21 243 человека.

Одним из основных направлений деятельности Министерства по делам молодёжи Удмуртской Республики в летний период является организация трудоустройства и занятости подростков и молодёжи. В  2010 году за счёт средств бюджета Удмуртской Республики была реализована 151 программа по созданию дополнительных (временных) рабочих мест для подростков и молодёжи,  в соответствии с которыми трудоустроены 1502 подростка.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»