ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 20 сентября 2010 года N 819-р

О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

В целях обеспечения своевременной и качественной организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Удмуртской Республике:

1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи на территории Удмуртской Республики (2011 - 2015 годы)".

2. Определить Министерство образования и науки Удмуртской Республики заказчиком проекта республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи на территории Удмуртской Республики (2011 - 2015 годы)".

3. Министерству образования и науки Удмуртской Республики, Министерству социальной защиты населения Удмуртской Республики, Министерству здравоохранения Удмуртской Республики разработать проект республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи на территории Удмуртской Республики (2011 - 2015 годы)".

4. Министерству образования и науки Удмуртской Республики представить на рассмотрение в Правительство Удмуртской Республики проект республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи на территории Удмуртской Республики (2011 - 2015 годы)" в срок до 1 октября 2010 года.

5. Внести в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 октября 2009 года N 856-р "О прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы" изменение, дополнив таблицу "Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2010 - 2012 годах" пунктом 36 в редакции согласно приложению.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ

     




Утверждена
распоряжением
Правительства
Удмуртской Республики
от 20 сентября 2010 года N 819-р

КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ОРГАНИЗАЦИЯ ОТДЫХА, ОЗДОРОВЛЕНИЯ И ЗАНЯТОСТИ ДЕТЕЙ, ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ НА ТЕРРИТОРИИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (2011 - 2015 ГОДЫ)"

Концепция республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи на территории Удмуртской Республики (2011 - 2015 годы)" (далее - Концепция) определяет комплекс целей, задач и приоритетов государственной политики на период до 2015 года по совершенствованию организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, обеспечению высокого качества и безопасности отдыха и оздоровления, повышению профессионального кадрового состава работников учреждений отдыха и оздоровления.

Концепция является основой для разработки республиканской целевой программы "Организация отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи на территории Удмуртской Республики (2011 - 2015 годы)" (далее - Программа) и последующих нормативных правовых актов, направленных на решение задач совершенствования организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, посредством взаимодействия всех уровней власти, межведомственного сотрудничества, оптимизации и консолидации всех имеющихся государственных и общественных ресурсов.

1. Обоснование соответствия решения проблемы целям и приоритетным задачам социально-экономического развития Удмуртской Республики


Совершенствование системы организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи напрямую связано с сохранением здоровья нации и задачами улучшения демографической ситуации в стране.

В настоящее время в России сложилась достаточно сложная ситуация с обеспечением школьников организованными формами отдыха, оздоровления и занятости. Несмотря на необходимость взаимодействия всех структур в решении проблем организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, в настоящее время наблюдается разрозненность действий по решению этой задачи. В итоге усилия, которые предпринимают органы законодательной и исполнительной власти, не приводят к ожидаемым результатам. Реальная ситуация в организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей характеризуется низким уровнем развития инфраструктуры.

Период реформирования в нашей стране качественно отразился на характере развития детей и молодежи: претерпел изменения образовательный, культурный и нравственный уровень их развития. В немалой степени утрачена заинтересованность детей и подростков в труде. Детская и молодежная среда нередко стала являться опасным криминогенным участком. Угрожающим фактом стало всеобщее ухудшение состояния физического и психологического здоровья современного ребенка; увеличилось количество социально незащищенных категорий детей. Социально-экономическое положение большинства семей не позволяет самостоятельно организовывать оздоровление, отдых и занятость детей.

Обострение социальных проблем, затрагивающих права и интересы детей и молодежи, ухудшение их положения вызывают необходимость принятия серьезных мер по усилению социально-правовой защиты детей и молодежи.

Данная Концепция ориентирована на сохранение и стабилизацию системы детского отдыха и оздоровления в современных условиях; расширение сети учреждений детского отдыха и оздоровления на основе различных форм собственности; увеличение числа детей и подростков, охваченных организованными формами отдыха; разработку научно-методических и правовых основ организации отдыха детей в современных условиях; организационное, санитарно-медицинское и кадровое обеспечение учреждений отдыха и оздоровления детей, повышение эффективности отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

На сегодняшний день одним из главных приоритетов развития республики является вложение инвестиций в человека. Предлагаемая Концепция соответствует приоритетным задачам социально-экономического развития нашего региона и является продолжением комплексных мероприятий Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, направленных на создание экономических, правовых организационных условий, обеспечивающих эффективное функционирование системы детского и молодежного отдыха, оздоровления и занятости, выработку единых правовых мер и механизмов регулирования. Целостный подход к организации системы круглогодичного отдыха, оздоровления и занятости детей на основе ее структурирования и модернизации влечет за собой активизацию и взаимодействие многих социально значимых направлений государственной (республиканской) политики. Так, данный документ напрямую касается государственной политики в области социальной защиты населения, демографии и семьи, здравоохранения, образования, молодежной политики, а также физической культуры и спорта.

Организация оздоровления, отдыха и занятости детей и в нашем регионе должна стать неотъемлемой частью социальной политики, политики развития человеческого потенциала, главный ориентир которой - вклад в повышение общего качества жизни детей, подростков и молодежи.


2. Обоснование целесообразности и необходимости решения проблемы программно-целевым методом

В Удмуртской Республике сложилась определенная система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи. Сформирована межведомственная комиссия при Правительстве Удмуртской Республики по организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в каникулярное время, которая является координационным органом, обеспечивающим взаимодействие органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, общественных объединений, расположенных на территории Удмуртской Республики, в соответствии с планом работы комиссии и другими нормативными, правовыми документами.

В Удмуртии действуют республиканские целевые программы "Дети Удмуртии" (2009 - 2012 годы)", "Молодежь Удмуртии на 2010 - 2013 годы", "По усилению борьбы с преступностью и профилактике правонарушений в Удмуртской Республике на 2006 - 2010 годы", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Удмуртской Республики, на 2010 - 2014 годы", основными целями которых являются создание условий и гарантий, направленных на развитие и поддержку детей и молодежи, их самореализацию в интересах общества и государства.

В республике сохранена инфраструктура учреждений отдыха, оздоровления и занятости. В республиканском реестре 42 учреждения, на базе которых организуется отдых и оздоровление детей, в том числе 12 загородных (стационарных) оздоровительных лагерей сезонного (летнего) типа, 10 загородных (стационарных) лагерей круглогодичного действия, 11 санаторных лагерей, из них 9 на базе санаториев и санаториев-профилакториев, 9 детских санаториев. Существующая стационарная база детского отдыха и оздоровления позволяет в течение года организовать отдых и оздоровление 50700 детей в возрасте от 4 до 15 лет.

Система организации отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи в Удмуртской Республике отличается многообразием форм:

организация отдыха детей на базе загородных (стационарных) детских оздоровительных лагерей;

организация оздоровления детей на базе детских санаториев и санаторно-оздоровительных лагерей круглогодичного действия;

организация оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей на базе учреждений социальной сферы;

организация оздоровления детей на базе участковых больниц и врачебных амбулаторий муниципальных учреждений здравоохранения в Удмуртской Республике, детских отделений и дневных стационаров муниципальных учреждений здравоохранения в Удмуртской Республике;

организация профильных лагерей для различных категорий детей;

организация лагерей труда и отдыха;

реализация программ по трудоустройству и созданию дополнительных временных рабочих мест для подростков;

организация досуга детей по месту жительства;

организация смен по образовательному и социальному туризму;

организация семейного отдыха;

организация и проведение спортивных мероприятий;

участие детей в международных, российских и межрегиональных мероприятиях.

При организации различных форм отдыха и занятости используется конкурсный подход и программные методы.

Существует ряд проблем, связанных с отсутствием системного подхода и скоординированности действий всех субъектов - организаторов отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи:

отсутствует целостная система кадрового обеспечения оздоровительной кампании;

сокращается количество ведомственных оздоровительных учреждений и перепрофилизация данных учреждений собственниками;

стремительно стареет материально-техническая база организаций оздоровления и отдыха.

С учетом актуальности задач содействия демографическому росту в стране и регионе органы государственной власти, органы местного самоуправления видят свою задачу в том, чтобы повысить эффективность системы оздоровления, отдыха и занятости детей, подростков и молодежи.

Инфраструктура учреждений отдыха, оздоровления и занятости в республике нуждается в систематизации и целевом программном обеспечении, основными принципами которого должны стать:

обеспечение гарантий государства в соблюдении и защите прав ребенка на оздоровление, развитие, отдых и занятость;

удовлетворение интересов детей и семей в оздоровлении, отдыхе, занятости, сохранение права выбора;

содействие доступности для детей всех слоев и групп населения различных форм эффективного оздоровления, отдыха, развития и занятости;

обеспечение приоритетности оздоровления, непрерывного развития и воспитания детей в период оздоровительной кампании;

обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка в процессе круглогодичного оздоровления, отдыха, занятости;

сочетание механизмов рыночного регулирования и предоставление государственных гарантий на оздоровление, отдых, занятость детей;

координация деятельности и повышение ответственности органов государственной власти и местного самоуправления, институтов гражданского общества, коммерческих организаций в решении проблем оздоровления, развития, отдыха и занятости детей.

Важным является перевод имеющихся государственных и муниципальных организаций оздоровления и отдыха в другие организационно-правовые формы - прежде всего в формы автономных учреждений.

Применение программно-целевого метода позволит комплексно и системно решать проблемы по вопросам отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи, а также осуществлять координацию действий субъектов управления в этой сфере.

Осуществление этих мероприятий позволит достичь положительного эффекта за счет реализации целевого, научно обоснованного, системного и скоординированного воздействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики на объекты управления с целью повышения эффективности организации оздоровительной кампании.

3. Характеристика и прогноз развития проблемы без использования программно-целевого метода ее решения


Программно-целевой подход рассматривает организацию отдыха, оздоровления и занятости детей как системную и целенаправленную деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий по формированию целенаправленной социальной политики поддержки и укрепления системы, обеспечивающей каждому ребенку необходимые и достаточные условия полноценного оздоровления, отдыха и занятости.

Отсутствие достаточно четко разработанной программы означает не только невозможность координации деятельности субъектов управления в сфере круглогодичного отдыха детей, но и влечет ухудшение состояния здоровья детей и подростков, повышение уровня преступности. Нарушается развитие целого направления общественной социализации детей.

Без применения программно-целевого метода могут возникнуть следующие проблемы:

невозможность дальнейшего развития инфраструктуры детского отдыха и оздоровления;

невозможность в условиях современной ведомственной разобщенности выстраивания единой, научно обоснованной стратегии и тактики деятельности, планирования действий и существующих ресурсов;

невозможность определения единых индикаторов результативности работы в данной сфере;

организационная разобщенность и автономное управление государственных органов власти всех уровней, органов местного самоуправления и общественных объединений процессом организации отдыха;

отсутствие эффективных механизмов координации и контроля мероприятий, а также последовательности их реализации.

4. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы


Программно-целевой метод направлен на использование средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, муниципальных образований, предприятий и иных инвесторов в соответствии с приоритетами социально-экономического развития республики и применением эффективных механизмов и методов для динамичного развития системы отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи.

В ходе реализации Программы могут возникнуть следующие риски:

финансово-экономические риски - в случаях меньшего по сравнению с планируемыми объемами финансирования Программы за счет средств федерального бюджета, бюджета Удмуртской Республики, муниципальных образований, предприятий и иных инвесторов. В итоге будут реализованы отдельные мероприятия, которые не позволят выйти на запланированные показатели;

организационно-управленческие риски - возможность возникновения непредвиденных ситуаций вследствие ошибок менеджмента, неготовности управленческих кадров к деятельности в новых условиях, реализации управленческих решений, препятствующих исполнению мероприятий Программы;

социально-психологические риски - вероятность развития ситуации без учета человеческого фактора (социальная напряженность при осуществлении реструктуризации сети учреждений отдыха и оздоровления, противодействие населения мерам по реструктуризации, неготовность руководителей и педагогического состава к реализации изменений, снижение социальной защищенности детей из малообеспеченных семей, рост преступности подростков в летнее (каникулярное) время в связи с уменьшением доступности отдыха и оздоровления).

Решение проблем организации и обеспечения отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи программно-целевым методом будет идти по следующим направлениям:

1) обеспечение доступности отдыха, оздоровления и занятости детей, подростков и молодежи;

2) обеспечение соответствия качества системы отдыха и оздоровления требованиям реального сектора экономики региона:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»