ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 10 мая 2011 года № 138
г. Ижевск
Об утверждении республиканской целевой программы «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)»
(с изменениями на 16 декабря 2013 года)
_________________________________________________________________________________
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 20 августа 2012 года № 365
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 3 декабря 2012 года № 528
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 17 декабря 2012 года № 561
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 28 декабря 2012 года № 616
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 15 июля 2013 года № 308
с изменениями, внесёнными постановлением Правительства УР от 16 декабря 2013 года № 567
_________________________________________________________________________________
В целях дальнейшей модернизации системы управления региональными и муниципальными финансами Удмуртской Республики, направленной на обеспечение долгосрочной сбалансированности и укрепление устойчивости бюджетной системы Удмуртской Республики, в соответствии с Законом Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года № 33-РЗ «О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики» и Указом Президента Удмуртской Республики от 27 июля 2010 года № 128 «Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Удмуртской Республики на 2011-2013 годы» Правительство Удмуртской Республики ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемую республиканскую целевую программу «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)».
2. Определить государственным заказчиком республиканской целевой программы «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)» Министерство финансов Удмуртской Республики.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики -
Ю.С.Питкевич
Утверждена
постановлением Правительства Удмуртской Республики
от 10 мая 2011 года № 138
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской
Республики (2011-2013 годы)»
Раздел I. Паспорт республиканской целевой программы «Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы)»
Наименование Программы | Повышение эффективности расходов бюджета Удмуртской Республики (2011-2013 годы) (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р; |
Государственный заказчик Программы | Министерство финансов Удмуртской Республики |
Разработчики проекта Программы | Министерство финансов Удмуртской Республики; Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики; Министерство экономики Удмуртской Республики; Министерство труда Удмуртской Республики; Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики; Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики; Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики; иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики |
Исполнители Программы | Министерство финансов Удмуртской Республики; Администрация Президента и Правительства Удмуртской Республики; Министерство экономики Удмуртской Республики; Министерство труда Удмуртской Республики; Министерство имущественных отношений Удмуртской Республики; Министерство образования и науки Удмуртской Республики; Министерство здравоохранения Удмуртской Республики; Министерство социальной защиты населения Удмуртской Республики; Министерство культуры, печати и информации Удмуртской Республики; Министерство по физической культуре, спорту и туризму Удмуртской Республики; Министерство по делам молодежи Удмуртской Республики; Министерство информатизации и связи Удмуртской Республики; Министерство промышленности и энергетики Удмуртской Республики; иные исполнительные органы государственной власти Удмуртской Республики; органы местного самоуправления в Удмуртской Республике (по согласованию); научные и иные организации, отбираемые государственным заказчиком Программы в соответствии с законодательством |
Цель Программы | Создание условий для повышения эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики по выполнению государственных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных услугах, повышению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития Удмуртской Республики |
Задачи Программы | 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований. 2. Внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики. 3. Развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора). 4. Повышение эффективности распределения бюджетных средств. 5. Повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств. 6. Развитие системы государственного финансового контроля. 7. Развитие информационной системы управления государственными финансами. 8. Повышение эффективности бюджетных расходов на уровне муниципальных образований |
Целевые индикаторы Программы | 1. Индикаторы, характеризующие сбалансированность и устойчивость бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований: 1.1. Отношение дефицита бюджета Удмуртской Республики к доходам бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений (в процентах); 1.2. Отношение объема государственного долга Удмуртской Республики к объему доходов бюджета Удмуртской Республики без учета безвозмездных поступлений (в процентах); 1.3. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджета Удмуртской Республики к расходам бюджета Удмуртской Республики (в процентах); 1.4. Средняя долговая нагрузка на бюджеты муниципальных образований в Удмуртской Республике (в процентах); 1.5. Отношение объема просроченной кредиторской задолженности бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике к расходам бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике (в процентах); 1.6. Среднее отношение дефицита бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике к доходам бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике (в процентах). 2. Индикаторы, характеризующие внедрение программно-целевых принципов организации деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики: 2.1. Удельный вес расходов бюджета Удмуртской Республики, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов бюджета Удмуртской Республики (за исключением расходов, осуществляемых за счет субвенций из федерального бюджета) (в процентах); 2.2. Доля руководителей исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, оплата труда которых зависит от показателей результативности профессиональной служебной деятельности (в процентах); 2.3. Средняя доля оплаты труда руководителей исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, зависящая от показателей результатов профессиональной служебной деятельности (в процентах); 2.4. Доля руководителей государственных учреждений Удмуртской Республики, с которыми заключены «результативные» трудовые договоры (в процентах). 3. Индикаторы, характеризующие развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг: 3.1. Доля казенных учреждений в общем числе государственных учреждений Удмуртской Республики (без учета органов государственной власти) (в процентах); 3.2. Доля государственных автономных учреждений, оказывающих государственные услуги, в общем числе государственных учреждений Удмуртской Республики (в процентах); 3.3. Доля государственных бюджетных и автономных учреждений Удмуртской Республики, для которых установлены государственные задания (в процентах); 3.4. Доля государственных учреждений Удмуртской Республики, объем бюджетных ассигнований для которых на оказание государственных услуг (выполнение работ) определен с учетом объема оказания государственных услуг (выполнения работ) (в процентах). 4. Индикаторы, характеризующие повышение эффективности распределения бюджетных средств: 4.1. Число государственных услуг, выделенных в законе Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики как отдельные расходные обязательства (в единицах); 4.2. Доля республиканских и ведомственных целевых программ Удмуртской Республики, по которым утвержденный объем финансирования изменился в отчетном году более чем на 15 процентов (в процентах); 4.3. Процент абсолютного отклонения утвержденного объема расходов бюджета Удмуртской Республики на текущий финансовый год от объема расходов, утвержденного в предыдущем бюджетном цикле на первый год планового периода. 5. Индикаторы, характеризующие повышение качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств: 5.1. Повышение среднего уровня качества финансового менеджмента главных распорядителей средств бюджета Удмуртской Республики (в процентах к уровню предыдущего года). 6. Индикаторы, характеризующие развитие системы государственного финансового контроля: 6.1. Доля главных распорядителей средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющих внутренний финансовый контроль (в процентах). 7. Индикаторы, характеризующие развитие информационной системы управления государственными финансами: 7.1. Количество посещений специализированного сайта в сети Интернет, на котором размещена информация о государственных и муниципальных финансах Удмуртской Республики (количество человек (уникальных пользователей); 7.2. Доля государственных учреждений Удмуртской Республики, информация о результатах деятельности которых за отчетный год размещена в сети Интернет (в процентах); 7.3. Доля исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, информация о плановых и ожидаемых результатах деятельности которых размещена в сети Интернет (в процентах) |
Сроки и этапы реализации Программы | 2011-2013 годы. Разделение Программы на этапы не предусматривается |
Объемы и источники финансирования Программы | Объем финансирования Программы за счет средств бюджета Удмуртской Республики оценивается в 149 000 тыс. руб., в том числе в 2011 году - 20 000 тыс. руб., в 2012 году - 64 500 тыс. рублей, в 2013 году - 64 500 тыс. руб. Объем финансирования Программы за счет субсидии из федерального бюджета в 2012 году составляет 67 864,0635 тыс. руб.(в ред. постановления Правительства УР от 17 декабря 2012 года № 561) Объемы финансирования, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат корректировке при формировании и утверждении бюджета Удмуртской Республики. На реализацию Программы могут быть привлечены субсидии из федерального бюджета по итогам отбора субъектов Российской Федерации для получения субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов. В целях соблюдения условий софинансирования объем финансирования Программы подлежит уточнению в зависимости от принятых на федеральном уровне решений о результатах отбора субъектов Российской Федерации для получения субсидий на реализацию региональных программ повышения эффективности бюджетных расходов и распределения указанных средств. В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности бюджетные ассигнования на реализацию Программы могут быть сокращены в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Удмуртской Республики от 02 марта 2009 года № 40 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально- | Социально-экономическая эффективность, которую предполагается достичь в результате выполнения Программы, состоит в создании финансовой основы для достижения долгосрочных целей социально-экономического развития Удмуртской Республики. Мероприятия Программы по обеспечению сбалансированности и устойчивости бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований позволят исполнительным органам государственной власти Удмуртской Республики выполнять государственные функции и обеспечивать потребности граждан и общества в государственных услугах, повысить их доступность и качество, реализовать долгосрочные приоритеты и цели социально-экономического развития Удмуртской Республики. Предполагается достичь социальной эффективности, выражающейся в повышении качества и доступности предоставляемых гражданам и юридическим лицам государственных услуг, за счет: - изменения подходов к управлению государственными (муниципальными) учреждениями; - внедрения систем мотивации руководителей государственных (муниципальных) учреждений; - повышения объема и обеспечения регулярности публикации информации о государственных финансах, обеспечения публичности информации о деятельности организаций государственного сектора. Предполагается достичь бюджетной эффективности за счет: - увеличения доходов и (или) сокращения расходов бюджета Удмуртской Республики на реализацию неэффективных и нерезультативных мероприятий за счет полномасштабного внедрения программно-целевых принципов управления в организацию деятельности исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, учета и оценки всех инструментов государственного регулирования и распределения бюджетных ресурсов в зависимости от результатов выполнения программ; - сокращения расходов бюджета Удмуртской Республики за счет исключения расходов на финансирование неподкрепленных потребностью государственных услуг, завышенных стандартов качества предоставления государственных услуг, оплату некачественных государственных услуг; - сокращения расходов бюджета Удмуртской Республики на содержание исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики за счет оптимизации их функциональной деятельности (путем сокращения и ликвидации несвойственных функций, объединения функций в одном специализированном органе, устранения дублирующих функций), а также использования информационно-коммуникационных технологий |
Раздел II. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Одним из приоритетов государственной политики, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, является повышение эффективности государственного управления. Для реализации поставленных целей Правительство Российской Федерации работает над созданием комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления, направленных в конечном итоге на повышение эффективности бюджетных расходов. Именно эти вопросы нашли отражение в Программе Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 года № 1101-р.
Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года и Методическими рекомендациями по разработке и реализации региональных и муниципальных программ повышения эффективности бюджетных расходов (совместный приказ Минфина России и Минэкономразвития России от 29 декабря 2010 года № 194н/701) определены следующие основные направления реализации программ повышения эффективности бюджетных расходов:
обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета;
внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов государственной власти и местного самоуправления;
развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных и муниципальных услуг (реструктуризация бюджетного сектора);
повышение эффективности распределения бюджетных средств;
оптимизация функций государственного и муниципального управления, повышение эффективности их обеспечения;
реформирование государственного (муниципального) финансового контроля;
внедрение мероприятий по повышению энергетической эффективности;
развитие информационной системы управления государственными (муниципальными) финансами, способствующей повышению прозрачности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Анализ текущей ситуации и характеристика проблем, связанных с недостаточной эффективностью расходов бюджета Удмуртской Республики, представлена ниже по каждому из вышеназванных направлений.
Подраздел 1. Обеспечение сбалансированности и устойчивости консолидированного бюджета Удмуртской Республики
Базовым условием для повышения эффективности бюджетных расходов является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике. Выполнение этого условия дает уверенность участникам бюджетного процесса и контрагентам по договорам с публично-правовыми образованиями, гарантирует финансовое обеспечение принятых обязательств, и в конечном итоге гарантирует политическую и социальную стабильность.
По данным Министерства экономического развития Российской Федерации в 2009 году впервые в послевоенной истории общее снижение глобальной экономики составило 0,6 процента, в России снижение ВВП составило 7,9 процента.
Объём валового регионального продукта Удмуртской Республики в 2009 году сократился на 4,4 процента.
С конца 2008 года бюджетная система Удмуртской Республики, как составляющая часть бюджетной системы Российской Федерации, сталкивается с последствиями мирового экономического кризиса. Снижение экономической активности хозяйствующих субъектов, падение мировых цен на нефть привели к сокращению доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики. Основные параметры консолидированного бюджета Удмуртской Республики представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Основные параметры консолидированного
бюджета Удмуртской Республики
Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г., прогноз | 2012 г., прогноз | 2013 г., прогноз | |||
Доходы, млн. руб. | 42 759 | 41 326 | 42 511 | 38 000 | 38 561 | 39 694 | |||
Темп роста доходов к уровню прошлого года, % | - | 96,6 | 102,9 | 89,4 | 101,5 | 102,9 | |||
Расходы, млн. руб. | 43 223 | 44 818 | 49 408 | 45 507 | 44 496 | 45 601 | |||
Темп роста расходов к уровню прошлого года, % | - | 103,7 | 110,2 | 92,1 | 97,8 | 102,5 | |||
Дефицит, млн. руб. | -464 | -3 492 | -6 897 | -7 507 | -5 935 | -5 907 | |||
Отношение дефицита к расходам, % | -1,1 | -7,8 | -14,0 | -16,5 | -11,1 | -12,9 | |||
Отношение дефицита бюджета к доходам без учета безвозмездных поступлений, % | -1,4 | -9,3 | -9,9 | -11,7 | -12,6 | -11,3 |
Объем доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики, по прогнозу, в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов сокращается.
В основном сокращение доходов связано с изменениями налогового законодательства Российской Федерации, а именно с увеличением тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды с 26% до 34 % и предоставлением дополнительных льгот по налогу на прибыль.
В этой ситуации органы государственной власти Удмуртской Республики вынуждены сокращать расходы консолидированного бюджета. Тем не менее, дефицит консолидированного бюджета Удмуртской Республики в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов составляет значительную величину.
Аналогичная ситуация складывается по бюджету Удмуртской Республики. Основные параметры бюджета Удмуртской Республики представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Основные параметры бюджета Удмуртской Республики
Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г., прогноз | 2012 г., прогноз | 2013 г., прогноз |
Доходы, млн. руб. | 35 727 | 35 023 | 36 222 | 29 990 | 30 122 | 30 837 |
Темп роста доходов к уровню прошлого года, % | - | 98,0 | 103,4 | 82,8 | 100,4 | 102,4 |
Расходы, млн. руб. | 36 260 | 36 907 | 42 089 | 36 682 | 33 416 | 33 945 |
Темп роста расходов к уровню прошлого года, % | - | 101,8 | 114,0 | 87,2 | 91,1 | 101,6 |
Дефицит, млн. руб. | -533 | -1 884 | -5 867 | -6 692 | -3 294 | -3 108 |
Отношение дефицита к расходам, % | -1,5 | -5,1 | -13,9 | -18,2 | -9,9 | -9,2 |
Отношение дефицита бюджета к доходам без учета безвозмездных поступлений, % | -2,1 | -8,8 | -8,3 | -13,8 | -13,1 | -11,6 |
Следует отметить, что, несмотря на высокий уровень дефицита бюджета, принятые обязательства выполняются практически в полном объеме. Сведения о просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Удмуртской Республики представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Просроченная кредиторская задолженность
Наименование показателя | По состоянию на 01.01.2010 г. | По состоянию на 01.01.2011 г. |
Просроченная кредиторская задолженность консолидированного бюджета Удмуртской Республики | ||
в млн. руб. | 352,6 | 195,3 |
в % к расходам | 0,79 | 0,4 |
Просроченная кредиторская задолженность бюджета Удмуртской Республики | ||
в млн. руб. | 46,2 | 14,2 |
в % к расходам | 0,13 | 0,03 |
Высокий уровень дефицита бюджета Удмуртской Республики профинансирован за счет источников внутреннего финансирования дефицита бюджета, в которых значительную долю составляют заимствования Удмуртской Республики, включенные в состав государственного долга Удмуртской Республики.
По состоянию на 1 января 2011 года объем государственного долга Удмуртской Республики составил 12 759 млн. рублей, или 53,6 процента от общего годового объема доходов бюджета Удмуртской Республики без учета объема безвозмездных поступлений, что соответствует требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Информация об объеме государственного долга Удмуртской Республики и расходах на его обслуживание представлена в таблице 4.
Таблица 4.
Информация об объеме государственного долга Удмуртской Республики и расходах на его обслуживание
Наименование показателя | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г., прогноз | 2012 г., прогноз | 2013 г., прогноз |
Государственный долг Удмуртской Республики на конец года, млн. руб. | 3 955 | 7 629 | 12 759 | 16 205 | 17 356 | 18 256 |
Отношение объема госдолга Удмуртской Республики к объему доходов без учета безвозмездных поступлений, % | 15,8 | 35,5 | 53,6 | 69,1 | 68,8 | 68,0 |
Объем расходов на обслуживание госдолга, млн. руб. | 158,2 | 243,8 | 498,5 | 827,2 | 1 051,6 | 1 281,4 |
Объем расходов на обслуживание госдолга к расходам бюджета, % | 0,44 | 0,7 | 1,2 | 2,3 | 3,1 | 3,8 |