Недействующий

Об утверждении республиканской целевой программы «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы» (с изменениями на 4 марта 2013 года) (с изменениями на 30 декабря 2013 года)

Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 06 сентября 2010 года № 275

     

РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА

«СОХРАНЕНИЕ ПЛОДОРОДИЯ ПОЧВ

УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

НА 2011-2015 ГОДЫ»


I. Паспорт
республиканской целевой программы
«Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики
на 2011-2015 годы»

Наименование республиканской программы

Республиканская целевая программа «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы» (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 12 июля 2010 года № 637-р «О разработке проекта республиканской целевой программы «Сохранение плодородия почв Удмуртской Республики на 2011-2015 годы»;
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 99 «О федеральной целевой программе «Сохранение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года»

Государственный заказчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Разработчик Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики

Исполнитель Программы

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики, а также иные получатели средств бюджета Удмуртской Республики, осуществляющие реализацию мероприятий программы в соответствии с законодательством

Цель Программы

Воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и создание условий для увеличения объёмов производства продукции растениеводства

Задачи Программы

1) обеспечение бездефицитного баланса питательных веществ в почвах земель сельскохозяйственного назначения;

2) прекращение процесса подкисления почв;

3) улучшение структуры почвы, водно-воздушного режима произрастания сельскохозяйственных культур;

4) снижение водной и ветровой эрозии почв;

5) предотвращение отрицательного действия средств химизации на окружающую среду;

6) эффективное использование мелиорированных земель;

7) мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирование информационной базы данных по плодородию почв земель сельскохозяйственного назначения

Целевые индикаторы Программы

Предотвращение выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий;

- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых сельскохозяйственных угодий;

- ввод в эксплуатацию мелиорируемых земель;

- защита сельхозугодий от водной эрозии;

- внесение в почву минеральных удобрений;

- уменьшение степени кислотности путём проведения известкования и фосфоритования;

- агрохимическое и эколого-токсикологическое обследование почв

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2015 годы

этапы не предусмотрены

Перечень подпрограмм Программы

В структуре Программы подпрограммы не предусмотрены

Объёмы и источники финансирования Программы (в ред. постановления Правительства УР от 30 декабря 2013 года № 606)

Объём финансирования на реализацию Программы на период 2011-2015 годов составляет 1526,743 млн. рублей.

В том числе за счет бюджета Удмуртской Республики 357,843 млн. рублей, из них по годам:

2011 год - 100,0 млн. рублей;

2012 год - 109,0 млн. рублей;

2013 год - 68,403 млн. рублей;

2014 год - 44,0 млн. рублей;

2015 год - 36,44 млн. рублей.

Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики, предусмотренные Программой, носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной  корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики.

Программа реализуется за счет средств бюджета Удмуртской Республики в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели.

В случае несоответствия результатов выполнения Программы целевым индикаторам и показателям эффективности может быть принято решение о сокращении начиная с очередного финансового года бюджетных ассигнований на реализацию Программы или о досрочном прекращении ее реализации  в соответствии с порядком, установленным Правительством Удмуртской Республики.

Финансирование мероприятий Программы за счёт средств федерального бюджета и иных источников осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Объем финансирования за счет средств  федерального бюджета ориентировочно составляет 247,6 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 64,8 млн. рублей;

2012 год - 37,4 млн. рублей;

2013 год - 68,0 млн. рублей;

2014 год - 37,5 млн. рублей;

2015 год - 39,9 млн. рублей.

Объем средств за счет иных источников финансирования ориентировочно составляет 921,3 млн. рублей, в том числе по годам:

2011 год - 232,8 млн. рублей;

2012 год - 316,7 млн. рублей;

2013 год - 343,1 млн. рублей;

2014 год - 15,6 млн. рублей;

2015 год - 13,1 млн. рублей

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности Программы

Реализация мероприятий Программы будет способствовать сохранению достигнутого ранее плодородия почв на уровне 15 ц/га урожайности зерновых, увеличению объёма производства сельскохозяйственной продукции за счёт:

- оптимизации режима питания сельскохозяйственных растений вследствие внесения минеральных удобрений и мелиорантов на основании результатов агрохимического обследования почв;

- оптимизации водно-воздушного режима почвы, сокращения площади эродированных земель в результате проведения мелиоративных мероприятий;

- ввода в сельскохозяйственный оборот новых земель в результате проведения культуртехнических работ.

Эффективность реализации мероприятий Программы отражается в социальной, бюджетной и экономической эффективности. Наиболее выражена из них социальная эффективность - это сохранение существующих и создание новых рабочих мест до 72 чел./мест и повышение среднемесячного заработка работников, занятых в сельском хозяйстве, до 8684 рублей.

Реализация мероприятий Программы подразумевает получение эффекта в среднесрочном, долгосрочном периодах ввиду биологических, природно-климатических особенностей ведения сельскохозяйственного производства на территории Удмуртии.

(в ред. постановления Правительства УР от 16 июля 2012 года № 306)


II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения
программно-целевым методом

Плодородие почв - это оптимальное соотношение свойств, процессов и режимов, структурных взаимосвязей в почве, обеспечивающих продуктивность сельскохозяйственных растений, оправданной с экологической и экономической точек зрения.

Интегральным показателем множества свойств, режимов и состава почв является эффективное плодородие. Оно зависит от большого количества факторов, но на небольшой ограниченной территории республики при близких значениях основных свойств почв, за исключением гранулометрического состава, преимущественно определяется агрохимическими показателями. Высокая кислотность, недостаток азота, фосфора и в меньшей мере калия и других элементов являются основными лимитирующими факторами урожая. За годы интенсивной химизации земледелия, объёмного использования органических удобрений эффективное плодородие почв выросло с 12,4 до 21,7 ц/га зерновых культур. Но с изменением экономических и организационных условий, в том числе в сельском хозяйстве, в земледелии сложился отрицательный баланс основных элементов питания, нарастают процессы подкисления почв пахотных земель, что приводит к последовательному снижению плодородия почв.

Одним из важных факторов повышения продуктивности почв является орошение овощных и кормовых угодий, осушение переувлажненных земель, культуртехнические работы в сочетании с агрохимическими и другими мероприятиями. Только при этом условии обеспечивается наивысшая эффективность мелиорированных земель. Однако мелиоративные системы требуют систематического ухода и ремонта, которые ввиду недостаточности средств проводятся не в должном объёме.

Проблема 1. Подкисление почв.

В результате интенсивного известкования в период массовой химизации до начала 90-х годов прошлого столетия доля кислых почв пахотных земель в республике была снижена с 82,2% до 36,5%, средневзвешенное значение рН доведено с 5,0 до 5,6 единиц.

В связи с незначительными объёмами известкования, в соответствии с естественными процессами генезиса почв, в наших условиях с 2000 года нарастают процессы подкисления почв. Исследования, проведенные в 2008 году в четырёх муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский), показали, что площадь пахотных земель в указанных районах по сравнению с состоянием в 1999 - 2000 годах увеличилась на 19,4 %, а среднее значение рН уменьшилось с 5,55 до 5,40 единиц. Дальнейшее подкисление почв неизбежно приведёт к общему снижению продуктивности возделываемых культур, к снижению биологической активности почв.

Чем больше будет углубляться процесс подкисления почв, тем больше усилий потребуется для нейтрализации вновь возникшей кислотности. Поэтому целесообразно проводить известкование в объёмах, обеспечивающих сохранение кислотности на существующем уровне (задача минимум), а при появлении экономической возможности продолжить известкование с целью устранения почв с рН менее 5,0 единиц (задача максимум).

Для решения первой задачи требуется ежегодно вносить 252 тыс. тонн углекислого кальция (342 млн. руб.), для решения второй - не менее 381 тыс. тонн (516 млн. руб.). В настоящее время ежегодно вносится 15 тыс. тонн сыромолотой извести или 9 тыс. тонн углекислого кальция (15 млн. руб.). При таких объёмах периодичность известкования, при нормативе не менее 7 лет, составит более 200 лет, что неминуемо приведёт к интенсивному подкислению почв до естественного состояния.

Известкование необходимо проводить в первую очередь в хозяйствующих субъектах, внедряющих прогрессивные технологии и добившихся высокой культуры земледелия в соответствии с показателями агрохимического обследования.

Проблема 2. Недостаточный уровень обеспечения почв пахотных земель питательными веществами, низкий уровень применения минеральных и органических удобрений.

В условиях Удмуртской Республики наиболее важным показателем плодородия почв является содержание фосфора. За период интенсивной химизации запасы его в почве были увеличены более чем в два раза и в конце прошлого века составили 126 мг/кг почвы.

Однако из-за значительного невосполнения выноса фосфора урожаем за последние годы наблюдается устойчивое снижение его запасов в почве. Обследование в четырёх муниципальных районах Удмуртской Республики (Шарканский, Увинский, Завьяловский, Сарапульский) в 2008 году показало, что содержание запасов усвояемого фосфора снизилось на 25 мг/кг почвы, или на 19%, что неизбежно будет сопровождаться адекватным снижением потенциала плодородия почв и урожая возделываемых культур. В целом по республике 24% пашни имеет низкое содержание фосфора, что снижает окупаемость трудозатрат в сельскохозяйственных организациях.

Удобрения являются одним из обязательных и важнейших факторов интенсификации земледелия, сохранения и расширенного воспроизводства плодородия почв. Уровень их использования в настоящий период не обеспечивает возмещения выноса элементов питания из почвы, что ведет к неизбежному истощению почв.

Анализ результатов исследований показывает, что внесение 1 кг действующего вещества удобрений в разброс под предпосевную обработку обеспечивает дополнительное получение с одного гектара 4,2 кг зерна, при локальном внесении - 12,2 кг/га. Поэтому использование удобрений более целесообразно методом локального внесения.

Важным источником повышения плодородия почв и урожайности возделываемых культур являются органические удобрения. Но их использование затруднено отсутствием финансовых возможностей для вывоза и внесения в почву. Поэтому органические удобрения, как правило, используются только на близлежащих к фермам участках и неравномерно.

На 26% площадей пахотных земель содержание гумуса в почве находится на низком уровне и составляет менее 1,5% при среднем республиканском показателе содержания гумуса 2,6%. Для его сохранения необходимо последовательно внедрять биологизацию земледелия на фоне ограниченного использования минеральных удобрений, расширять площади сидеральных и бобовых культур, увеличивать количество используемой в качестве органического удобрения соломы.

Применение удобрений должно быть эффективным. Оно должно экономически оправдываться увеличением урожайности и при этом не ухудшать почву, состав растений, состояние сопредельных сред (в первую очередь, водной). Экономное и эффективное использование удобрений может быть только при условии обоснованного и грамотного их использования с учётом агрохимических свойств почвы, для чего необходимо своевременное проведение обследования почв.

Проблема 3. Износ существующих мелиоративных систем, неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, развитие водной эрозии почв, зарастание пахотных земель древесно-кустарниковой растительностью.

Значительная часть кормов для животноводства производится на плодородных пойменных землях, которые требуют регулирования водного стока. Выращивание овощных культур невозможно без полива, особенно в засушливые годы.

Наличие мелиоративных систем способствует получению гарантированных урожаев овощей и кормовых культур независимо от погодных условий, а также увеличению их урожайности в 2-3 раза. С помощью оросительных систем осуществляется утилизация животноводческих стоков на крупнейших свиноводческих комплексах республики.

При избыточном увлажнении осушение заболоченных земель в несколько раз повышает их продуктивность по сравнению с естественным уровнем.