Утверждена
постановлением Правительства
Удмуртской Республики
от 16 августа 2010 года № 256
РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
«ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА 2011-2015 ГОДЫ»
I. Паспорт республиканской целевой программы
«Пожарная безопасность на 2011-2015 годы»
Наименование Программы | Республиканская целевая программа «Пожарная безопасность на 2011-2015 годы» (далее - Программа) |
Основание для разработки Программы | |
Государственный заказчик Программы | Администрация Главы и Правительства Удмуртской Республики (в ред. постановления Правительства УР от 14 апреля 2014 года № 134) |
Разработчик проекта Программы | Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике |
Исполнители Программы | Государственное учреждение Удмуртской Республики «Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики», иные исполнители, отбираемые государственным заказчиком Программы и осуществляющие реализацию Программы в соответствии с законодательством (в ред. постановления Правительства УР от 19 марта 2012 года № 105) |
Цели Программы | Последовательное снижение пожаров, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров, оперативное реагирование пожарно-спасательных служб на пожары, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики |
Задачи Программы | - Принятие нормативных правовых актов, направленных на повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от пожаров; - развитие и совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Удмуртской Республики как составляющей единой государственной системы предупреждения и ликвидации пожаров; - совершенствование системы государственного управления и экстренного реагирования; - совершенствование системы подготовки личного состава противопожарной службы и населения в области предупреждения и ликвидации пожаров; - комплексный подход в решении вопросов пожарной безопасности на территории сельских населенных пунктов, в том числе обеспечение безопасного проживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке (сельские поселения); - развитие и совершенствование материально-технической базы пожарно-спасательных подразделений |
Целевые индикаторы Программы | Спасенные материальные ценности; - увеличение количества спасенных людей при пожарах; - развитие мест дислокации противопожарной службы с целью своевременного реагирования на пожары в соответствии с требованиями Технического регламента о требованиях пожарной безопасности (оперативное реагирование) |
Сроки и этапы реализации Программы | Реализация Программы будет осуществлена в один этап в течение 5 лет (2011 - 2015 годы) |
Объемы и источники финансирования Программы | Финансирование мероприятий Программы осуществляется за счет средств бюджета Удмуртской Республики и иных источников в соответствии с законодательством. Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 101130,0 тыс. рублей. Объемы финансирования из бюджета Удмуртской Республики носят ориентировочный характер и подлежат ежегодной корректировке в соответствии с законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | Создание необходимых условий для повышения уровня защищенности личности, имущества от пожаров, повышения уровня пожарной безопасности в сельской местности Удмуртской Республики, в том числе: сокращение количества, масштабов и последствий пожаров, в том числе оказание практической помощи населению; повышение оперативности прибытия подразделений к очагам возникновения пожаров посредством сокращения среднего времени тушения пожаров за счет модернизации пожарной техники. Предусматриваемые затраты позволят к 2015 году по сравнению с 2009 годом время оперативного реагирования на пожары в сельской местности республики уменьшить с 31,3 до 20 минут, увеличить количество спасенных людей до 500 человек и спасенного имущества на сумму до 1,2 млрд. рублей. Общий результат проведенных мероприятий даст экономический эффект в размере 4,3 млрд. рублей (в ценах 2009 года) |
II. Характеристика проблемы, на решение которой
направлена Программа, включая анализ причин ее возникновения,
целесообразность и необходимость ее решения
программно-целевыми методами
Защита населения и объектов экономики от пожаров - приоритетная задача Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010-2014 годы, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 18 декабря 2009 года № 68-РЗ.
Программа является продолжением решения поставленных задач, заложенных в ведомственной целевой программе «Пожарная безопасность на 2008-2010 годы», при этом учитывая основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и Правительства Удмуртской Республики.
Характер проблем необходимо разделить на несколько составляющих, при этом каждая из них тесно связана с другими и негативно отражается на конечном результате.
Одной из составляющих проблемы является обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах.
На территории республики расположен 1961 населенный пункт. Среднестатистический сельский населенный пункт составляет 80-150 дворов.
Статистика пожаров последних лет указывает на тот факт, что количество пожаров в жилом секторе не снижается.
Более 70 процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. За последние десять лет в жилом секторе произошел 17581 пожар, в огне погибли 1811 человек. Огнем уничтожены 12028 и повреждены 10816 строений жилого сектора. Материальные потери от пожаров в Удмуртской Республике ежегодно превышают 4,05 млрд. рублей.
По оценкам специалистов Государственного учреждения «Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы «Испытательная пожарная лаборатория» по Удмуртской Республике» за последние 10 лет в республике в среднем выгорает два населенных пункта с общим количеством жителей 100-200 человек.
Особую тревогу вызывают пожары в сельской местности, на которую приходится более 52 процентов всех пожаров (в Российской Федерации - 37,8 процентов).
Органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий прилагаются усилия по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Однако анализ их работы в этом направлении свидетельствует о недостаточном принятии мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов.
Серьезную тревогу вызывает противопожарное состояние индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах ветхой электропроводки и неисправных печей.
Издаваемые нормативные правовые акты в части обеспечения пожарной безопасности носят декларативный характер и (или) не достигают своих целей и задач.
Финансовая поддержка для выполнения необходимых мероприятий в области пожарной безопасности недостаточна.
Второй составляющей рассматриваемой проблемы является несвоевременное реагирование на пожары.
Уровень социального риска (частота возникновения пожаров, приводящих к поражению определенного числа людей) в Российской Федерации выше, чем в других странах. В среднем за последние десять лет экономический ущерб от пожаров природного и техногенного характера составляет 3-5 % от валового внутреннего продукта. Численность пострадавших от пожаров в республике ежегодно превышает 360 человек, при этом погибает свыше 150 человек.
Одним из важнейших показателей эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено время прибытия подразделений пожарной охраны на пожар - 10 минут в городах, 20 минут в сельской местности. Статистические данные по республике показывают, что среднее время оперативного реагирования на пожар в 2009 году составляло в городах 15 минут, в сельской местности 31,3 минуты.