РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 28 июня 2010 года N 551-р
О РАЗРАБОТКЕ ПРОЕКТА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
В соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Удмуртской Республики о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 декабря 2007 года N 883, в целях обеспечения пожарной безопасности на территории Удмуртской Республики:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию республиканской целевой программы "Пожарная безопасность на 2011 - 2015 годы".
2. Определить Правительство Удмуртской Республики заказчиком республиканской целевой программы "Пожарная безопасность на 2011 - 2015 годы".
3. Предложить Главному управлению МЧС России по Удмуртской Республике разработать проект республиканской целевой программы "Пожарная безопасность на 2011 - 2015 годы" и в срок до 1 июля 2010 года внести его на рассмотрение Правительства Удмуртской Республики.
4. Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики Удмуртской Республики в срок до 29 июня 2010 года представить в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике предложения по проекту республиканской целевой программы "Пожарная безопасность на 2011 - 2015 годы".
5. Внести в распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 6 октября 2009 года N 856-р "О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2012 годы" изменение, изложив пункт 22 таблицы "Перечень проблем, решение которых предполагается осуществить посредством реализации республиканских, ведомственных целевых программ, разрабатываемых в 2010 - 2012 годах" в новой редакции согласно приложению.
6. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правительства Удмуртской Республики И.И. Бикбулатова.
Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Ю.С.ПИТКЕВИЧ
КОНЦЕПЦИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ НА 2011 - 2015 ГОДЫ"
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности экономики страны, модернизации и технологическому развитию производств и защите интересов граждан России.
На территории Удмуртской Республики сохраняется высокий уровень пожарной опасности и тенденция роста количества и масштабов последствий пожаров, происходящих в сельской местности. При этом более половины населения республики проживает в условиях повышенного риска, вызванного угрозой возникновения пожаров, преимущественно в жилых домах частной собственности при наличии множества нарушений в области пожарной безопасности при содержании и использовании неисправного печного отопления и электрооборудования.
На территории Удмуртской Республики опасность возникновения пожаров для населения и окружающей среды обуславливается наличием в промышленности, энергетике и коммунальном хозяйстве большого количества радиационных, химических, биологических, пожароопасных и взрывоопасных производств и технологий.
Кроме того, на территории республики источниками пожаров являются опасные природные явления, что представляет собой потенциальный источник угроз и рисков для жизнедеятельности человека, хозяйственного потенциала и т.д.
Социальную напряженность в обществе вызывают пожары, возникающие на объектах жилищно-коммунального и индивидуальных хозяйствах.
Тенденция к росту количества и масштабов последствий пожаров вследствие изношенности оборудования, сетей заставляет искать новые пути решения проблемы защиты населения и территории от них, предвидеть будущие угрозы, риски и опасности, использовать методы их прогнозирования и предупреждения.
В то же время готовность подразделений всех видов пожарной охраны к оперативному реагированию не соответствует предъявляемым требованиям. Строительство объектов экономики и жилищно-бытовой инфраструктуры по темпам развития опережает развитие службы, призванной обеспечивать их защиту от пожаров. Как следствие, время оперативного реагирования увеличивает затраты на ликвидацию пожаров и, в целом, негативно отражается на экономике Удмуртской Республики.
Настоящая Концепция содержит комплекс целей и задач по созданию условий для достижения гарантированного обеспечения населения и объектов экономики Удмуртской Республики противопожарной защитой в соответствии с требованиями нормативных правовых актов.
Концепция разработана с учетом основных приоритетов социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы, определенных Законом Удмуртской Республики от 18.12.2009 N 68-РЗ "О Программе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2010 - 2014 годы", а также в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Социально-экономическую значимость для населения республики и характер проблем необходимо разделить на несколько составляющих, при этом каждая из них тесно связана с другими и негативно отражается на конечном результате.
Одной из составляющих проблемы является обеспечение пожарной безопасности в населенных пунктах.
На территории республики расположен 1961 населенный пункт. Среднестатистический сельский населенный пункт составляет 80 - 150 дворов.
Статистика пожаров последних лет указывает на тот факт, что количество пожаров в жилом секторе не снижается.
Более 70 процентов от общего количества пожаров приходится на жилой сектор. За последние десять лет в жилом секторе произошел 17581 пожар, в огне погибло 1811 человек. Огнем уничтожено 12028 и повреждено 10816 строений жилого сектора. Материальные потери от пожаров ежегодно превышают 4,05 млрд. рублей.
По оценкам специалистов государственного учреждения "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Удмуртской Республике" за последние 10 лет в республике в среднем выгорает два населенных пункта с общим количеством жителей 100 - 200 человек.
Особую тревогу вызывают пожары в сельской местности, на которую приходится более 52 процентов всех пожаров (в Российской Федерации - 37,8 процента).
Органами государственной власти Удмуртской Республики и органами местного самоуправления в рамках своих полномочий прилагаются усилия по обеспечению пожарной безопасности на объектах и в населенных пунктах. Однако анализ их работы в этом направлении свидетельствует о недостаточном принятии мер, необходимых для развития сил и средств обнаружения и тушения пожаров, повышения уровня противопожарной защиты населенных пунктов.
Серьезную тревогу вызывает противопожарное состояние индивидуального жилого сектора с плотной деревянной застройкой, недостатком или полным отсутствием противопожарного водоснабжения, захламленностью улиц, эксплуатацией в домах ветхой электропроводки и неисправных печей.
Издаваемые нормативные правовые акты в части обеспечения пожарной безопасности носят декларативный характер и (или) не достигают своих целей и задач.
Финансовая поддержка для выполнения необходимых мероприятий в области пожарной безопасности недостаточна.
Второй составляющей рассматриваемой проблемы является несвоевременное реагирование на пожары.
Уровень социального риска (частота возникновения пожаров, приводящих к поражению определенного числа людей) в Российской Федерации выше, чем в других странах. В среднем за последние десять лет экономический ущерб от пожаров природного и техногенного характера составляет 3 - 5% от валового внутреннего продукта. Численность пострадавших от пожаров в республике ежегодно превышает 360 человек, при этом погибает свыше 150 человек.
Одним из важнейших показателей эффективности действий пожарной охраны является время оперативного реагирования (с момента сообщения о пожаре до его локализации и ликвидации). Его сокращение непосредственно влияет на последствия пожара (сокращение числа погибших, пострадавших, а также уменьшение материального ущерба).
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" установлено время прибытия подразделений пожарной охраны на пожар - 10 минут в городах, 20 минут в сельской местности. Статистические данные по республике показывают, что среднее время оперативного реагирования на пожар в 2009 году составляло в городах 15 минут, в сельской местности 31,3 минуты.
Одной из основных причин негативной динамики является то, что места дислокации пожарных депо не отвечают нормативным требованиям, а существовавшая ранее достаточно боеспособная система сельского пожаротушения, основу которой составляли добровольные противопожарные формирования сельхозпредприятий, постепенно разрушается.
Имеющиеся пожарные автомобили сельских противопожарных формирований выработали свой ресурс, их своевременный ремонт и обслуживание не проводятся из-за отсутствия ремонтной базы в государственном учреждении Удмуртской Республики "Государственная противопожарная служба Удмуртской Республики".
Аналогичная ситуация с реагированием пожарно-спасательных подразделений на дорожно-транспортные происшествия, которые влекут за собой пожары, а также мероприятия, связанные с деблокировкой пострадавших.
В условиях значительного увеличения транспортных потоков на участках автомобильных дорог крайне обостряется проблема обеспечения безопасных и комфортных условий для следования водителей транспорта и пассажиров, прежде всего на федеральной трассе "М-7 Волга" (протяженность федеральной трассы по территории Удмуртской Республики составляет 310 км). Неэффективное оказание экстренной технической, медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, является одной из основных причин их высокой смертности.
Доля лиц, погибших до принятия своевременных мер, составляет 55% от общего количества погибших. При этом оперативное реагирование профессиональных служб для оказания помощи пострадавшим и ликвидации последствий составляет от 40 минут до 1,5 часа.
Определение стратегических направлений в решении проблем защиты населения и территории от пожаров является основной задачей для комплексной безопасности граждан и объектов экономики республики.
Для преодоления сложившихся негативных тенденций, в целях придания системности и скоординированности деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности необходимо применение программно-целевого метода.
Применение программно-целевого метода позволит создать условия для обеспечения безопасности граждан, сохранения имущества, повышения эффективности системы предупреждения и тушения пожаров, оперативности реагирования, развития инфраструктуры обеспечения пожарной безопасности на основе:
определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и запланированных результатов;
концентрации и планового распределения ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в сфере обеспечения пожарной безопасности;
повышения эффективности государственного управления в области обеспечения пожарной безопасности;
повышения результативности государственных и муниципальных инвестиций, использования материальных и финансовых ресурсов.
Применение программно-целевого метода позволит осуществить:
развитие и использование научного потенциала при исследовании причин возникновения пожаров, а также формирование основ и приоритетных направлений профилактики пожаров и снижения тяжести их последствий;
координацию деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в области обеспечения пожарной безопасности;
реализацию комплекса мероприятий, в том числе профилактического характера, направленных на снижение количества пожаров с пострадавшими и количества лиц, погибших в результате пожаров;
оперативное реагирование пожарных подразделений на возникающие пожары и, как следствие, спасение людей и имущества на начальной стадии его развития.
Основными недостатками и издержками подхода к снижению рисков возникновения пожаров и обеспечению пожарной безопасности без использования программно-целевого метода являются:
невозможность определения и формирования показателей Программы, необходимых при выборе всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение поставленной проблемы;
невозможность полного и эффективного использования системного и комплексного подходов при формировании состава мероприятий, направленных на пожарную безопасность, и их социально-экономических последствий;
отсутствие эффективных механизмов координации всего комплекса мероприятий, обеспечивающих решение проблемы, и последовательности их реализации;
недостаточная гибкость основных элементов системы администрирования и управления ресурсами, выделенными для достижения этих целей.
Отказ от использования программно-целевых методов негативно скажется на:
системных исследованиях, направленных на создание научных основ определения закономерностей возникновения пожаров и управления этими рисками;
гарантированном оповещении и оперативном информировании населения о правилах безопасного поведения при угрозе и возникновении пожаров, в процессе ликвидации пожаров, а также в послекризисный период;
развитии и совершенствовании системы мониторинга, ситуационного анализа и прогнозирования пожаров и их социально-экономических последствий;
обеспечении безопасности граждан, реализации мероприятий по повышению их защищенности от угроз возникновения пожаров природного и техногенного характера.
При организации и проведении системных исследований в таких условиях усложнится достижение определенных Программой целей, задач, сроков и приоритетных результатов.
Вследствие этого достижение требуемых результатов в сроки, необходимые для решения других задач прикладного характера, становится практически невозможным. Сроки и затраты, необходимые для их достижения, возрастут ориентировочно в 2 - 3 раза.
Для развития и совершенствования системы мониторинга и прогнозирования пожарной опасности необходимо обеспечение ее организационного и функционального единства, а также тесной увязки технических и методических основ решения задач при участии органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления, что возможно только при использовании программно-целевого метода.
Решение проблемы пожарной безопасности может быть обеспечено применением сценарных условий двух типов.
Первый тип сценарных условий - определяются основные цели Программы количественного характера и для их достижения осуществляется отбор и обоснование соответствующего комплекса программных мероприятий при минимизации объемов финансовых средств.
Второй тип сценарных условий - задаются или принимаются в качестве исходных данных реальные объемы финансовых средств, которые могут быть привлечены в Программу, и, исходя из этого, выбирается комплекс программных мероприятий, обеспечивающих наибольшие результаты в достижении основных целей.
В обоих случаях может быть несколько вариантов сценариев, каждый из которых обусловлен исходными заданиями по показателям или объемам финансирования конкретных программных мероприятий.